Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о подготовке Минфином России изменений в Налоговый кодекс РФ, затрагивающих, в том числе регулирование налогового мониторинга.
На Федеральном портале проектов нормативных актов размещен законопроект, содержащий масштабные поправки в НК РФhttps://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=154001#. Среди прочего, в нем предусмотрены изменения в регулировании налогового мониторинга. Рассмотрим их.
Вступление в налоговый мониторинг
Планируется, что для перехода на налоговый мониторинг компании нужно будет соответствовать одному из трех установленных суммовых критериев (не менее 80 млн. руб. уплаченных налогов / 800 млн. руб. доходов / 800 млн. руб. стоимости активов), а не всем сразу, как сейчас.
Комментарий «Пепеляев Групп»
Концепция развития мониторинга 2020 года уже предусматривала расширение круга участников мониторинга за счёт возможности перехода на него компании при достижении любого из суммовых порогов. Теперь эти положения нашли отражение в Законопроекте. Принятие поправок будет третьим с момента появления мониторинга снижением суммовых критериев для вступления в мониторинг.
Проведение налогового мониторинга
Законопроект предусматривает очередное расширение полномочий налоговых органов, проводящих мониторинг:
- увеличивается перечень оснований для осмотра (ст. 92 НК РФ) – его можно будет проводить при выявлении противоречий (несоответствий) в документах (информации) компании, неправильной уплаты налогов, проверке фактических затрат в рамках СЗПК;
- добавляется право проводить выемку (ст. 94 НК РФ).
Комментарий «Пепеляев Групп»
Когда мониторинг только появился, у налоговых органов было лишь право истребовать документы (информацию), связанные с уплатой налогов.
С течением времени права инспекций расширялись и, если Законопроект будет принят в рассматриваемой редакции, то полномочия инспекций, проводящих мониторинг, будут приравнены к их полномочиям в рамках выездных проверок.
В связи с таким расширением логичной выглядела бы отмена (хотя бы сужение) оснований для проведения выездных проверок действующих участников мониторинга: в рамках проверки вышестоящим налоговым органом нижестоящего и в связи с невыполнением мотивированного мнения (п. 5.1 ст. 89 НК РФ).
Неясно, зачем сохранять эти основания проведения выездных проверок, если объем и скорость передачи информации от компаний в налоговые органы в ходе мониторинга постоянно растут и полномочия инспекций в рамках мониторинга становятся ровно теми же, что и для выездных проверок. Что нового в такой ситуации может сказать налоговый орган по итогам выездной проверки, если деятельность компании досконально может быть проверена в рамках мониторинга? Кроме как избыточным налоговым контролем, противоречащим декларируемым принципам налогового мониторинга, такое положение дел не назовешь.
К сожалению, Законопроект не содержит положений об изменении оснований для проведения выездных проверок участников мониторинга.
Прекращение налогового мониторинга
Законопроект больше, чем в два раза увеличивает перечень оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга. Среди новых оснований:
- систематическое (два раза и более за период проведения мониторинга) нарушение порядка и сроков доступа налогового органа к информационным системам компании;
- несоответствие регламента информационного взаимодействия / информационных систем / системы внутреннего контроля компании установленным ФНС России требованиям.
Также НК РФ предлагается дополнить положением о том, что ФНС России утверждает порядок проведения проверки соответствия информационных систем компании на мониторинге установленным требованиям.
Комментарий «Пепеляев Групп»
Предлагаемые поправки, очевидно, направлены на повышение дисциплины компаний на мониторинге в части соблюдения требований к информационным системам и системе внутреннего контроля.
С одной стороны, обоснованно, что раз для перехода и нахождения на мониторинге установлены определенные требования (в том числе, касающиеся информационных систем и системы внутреннего контроля), то их несоблюдение должно влечь негативные последствия. С другой, подходящее ли сейчас время для установления столь суровой меры ответственности, как досрочное прекращение мониторинга при, скажем, нарушении требований к информационным системам? Требования ФНС России к информационным системам компаний на мониторинге постоянно обновляются и усложняются, что влечет для компаний значительные трудовые и денежные вложения, а экономическая ситуация в стране остается не самой простой.
В части требований к системе внутреннего контроля непонятно, о несоответствии каким именно требованиям идет речь. Ведь компания может перейти на мониторинг с различным уровнем развития такой системы. Оценку на соответствие какому уровню предполагается проводить в рамках предлагаемой нормы?
Полагаем, что рассматриваемые поправки не прибавят популярности режиму налогового мониторинга.
Как минимум, следовало бы сделать оговорки, смягчающие основания для применения последствий нарушения компаниями соответствующих требований (например, можно было бы указать, что только систематическое нарушение требований и только то, которое стало препятствием для проведения мониторинга, влечет соответствующее негативное последствие). Также необходимо уточнить, что понимается под несоответствием системы внутреннего контроля предъявляемым ФНС России требованиям.
Проведение налогового мониторинга в отношении компаний – правопреемников участников мониторинга
Ряд поправок посвящен особенностям проведения налогового мониторинга в отношении компаний – правопреемников участников мониторинга.
Сейчас государственная регистрация прекращения деятельности компании в результате реорганизации является основанием для досрочного прекращения мониторинга (подп. 4 п. 1 ст. 105.28 НК РФ).
Согласно Законопроекту после реорганизации налоговый мониторинг будет проводится автоматически в отношении компании – правопреемника (без необходимости соблюдения суммовых порогов).
Реорганизованным компаниям необходимо будет проверить актуальность представленных до реорганизации сведений, касающихся налогового мониторинга. При выявлении несоответствий у них будет месяц с момента реорганизации для актуализации данных.
Если компания – правопреемник захочет выйти из мониторинга после реорганизации, ей необходимо будет подать заявление об отказе от проведения мониторинга.
Комментарий «Пепеляев Групп»
Положения о сохранении права нахождения на мониторинге после реорганизации, очевидно, облегчат жизнь компаниям – правопреемникам. Реорганизация в подобной ситуации будет влечь только необходимость актуализации сведений, касающихся налогового мониторинга, применительно к новой компании, а не прохождение процедуры перехода на эту форму контроля.
Проведение налогового мониторинга в отношении участников СЗПК
Согласно действующему регулированию участники СЗПК обязаны предоставить налоговому органу в первый период проведения налогового мониторинга сведения о фактических затратах с даты заключения СЗПК.
Поправками предлагается установить, что в первый период проведения мониторинга сведения о фактических затратах будут предоставляться начиная с наиболее ранней из следующих дат:
- принятия решения об утверждении бюджета на капитальные расходы;
- принятия решения об осуществлении инвестиционного проекта;
- заключения СЗПК.
Комментарий «Пепеляев Групп»
Поправки направлены на увеличение глубины проведения налогового мониторинга в отношении компаний, заключивших СЗПК.
Напомним, что у таких компаний нет выбора – переходить на налоговый мониторинг или нет. Данная форма контроля для них обязательна.
О чем подумать, что сделать
На текущем этапе рано говорить о том, в каком виде будут приняты предлагаемые Законопроектом поправки. Однако, с высокой степенью вероятности, можно утверждать, что сама концепция поправок не изменится.
В связи с этим компаниям, которые планировали вступление в мониторинг и соответствуют одному из суммовых критериев, можно уже более прицельно думать о переходе.
Компаниям на мониторинге желательно провести аудит информационных систем и системы внутреннего контроля.
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» имеют большой опыт консультирования по вопросам, связанным со вступлением в налоговый мониторинг и нахождением на этой форме контроля.
Мы готовы помочь вам с диагностикой системы внутреннего контроля и выработкой рекомендаций по её доработке; подготовкой документов для вступления в налоговый мониторинг и сопровождением при переходе на мониторинг; совершенствованием системы внутреннего контроля и внутренних документов.