Загрузка...
26.08.2025
8 мин. на чтение

Обращение с отходами: важные изменения с 1 сентября

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о наиболее важных нововведениях в законодательство в сфере обращения с отходами и ТКО, которые следует учитывать при ведении деятельности.

Вступление в силу указанных изменений – 1 сентября 2025 г.

1. Новые правила подтверждения исключения НВОС объектов размещения отходов

Постановлением Правительства РФ от 29.04.2025 № 573 утверждены новые правила подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) объектов размещения отходов (ОРО) производства и потребленияПостановление Правительства РФ от 26.05.2016 № 467 с аналогичным регулированием утратит силу..

Нормативы качества окружающей среды определяются в следующих местах отбора проб:
  • для атмосферного воздуха и почв – на границе земельного участка, на котором расположен ОРО;
  • поверхностных водных объектов – в месте выпуска сточных вод, поступающих с ОРО в водный объект;
  • подземных водных объектов – на границе земельного участка, на котором расположен ОРО, по направлению течения подземных вод.
При отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для оценки ее состояния применяются фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов.

Комментарий «Пепеляев Групп»

Между хозсубъектами и Росприроднадзором не прекращаются споры об использовании фоновых показателей (а также места отбора фоновой пробы) и нормативов качества почв.

Контролирующие органы в качестве фоновых значений (например, для контроля почв) применяют результаты анализа проб, отобранных на существенном расстоянии от границы земельного участка, на котором расположен ОРО. А сравнение с фоном осуществляют не только по веществам, в отношении которых отсутствуют гигиенические нормативы, а в отношении всех контролируемых веществ. Итог – отказ в подтверждении исключения НВОС ОРО, даже если превышений гигиенических нормативов нет.

Между тем, такая практика противоречит положениям иных нормативных актов, с чем соглашаются суды (например, Постановление АС СКО от 21.11.2024 по делу № А63-1713/2024).

Поскольку Постановлением № 573 положения в этой части сохранены в неизменном виде, очевидно, споры продолжатся.



2. Изменения в регулировании в области обращения с отходами 

Федеральным законом от 26.12.2024 № 497-ФЗ установлены особенности обращения с ТКО на отдельных территориях субъектов РФ в связи с особыми географическими и природно-климатическими условиями.

Комментарий «Пепеляев Групп»

Закон вступает в силу 01.09.2025, но есть исключения. Положения Закона:

  • об обращении с ТКО на труднодоступных территориях, включая освобождение от запрета на захоронение отходов, содержащих полезные компоненты, действуют с 01.01.2025;

  • о федеральной схеме обращения с отходами I и II классов опасности, а также о сроках накопления таких отходов – с 01.09.2026.


В частности, Законом изменены сроки накопления отходов:
  • на труднодоступных территориях – не более 12 месяцев;
  • отдельных видов отходов I и II классов опасности на территории отдельных муниципальных образований (МО) – не более 24 месяцев, при условии заключения с федеральным оператором договора на оказание услуг по обращению с такими отходами.
Перечни таких МО и видов отходов I и II классов опасности, согласовываются Роспотребнадзором, Росприроднадзором, органами исполнительной власти субъектов РФ и утверждаются в составе федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности.

В перечень МО могут включаться образования, расположенные в Арктической зоне РФ, Дальневосточном федеральном округе и/или отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и в которых отсутствует возможность регулярного (не реже 1 раза в месяц) транспортирования отходов I и II классов опасности до объектов обращения с такими отходами по автомобильным дорогам.

Перечень труднодоступных территорий определяется субъектами РФ в составе территориальных схем обращения с отходами при условии его согласования с РЭО и Росприроднадзором.
С 1 сентября вводятся требования к производству искусственных грунтов из органической части ТКО, а также основания для признания такого грунта отходом.

Комментарий «Пепеляев Групп»

1. Для производства искусственных грунтов из органической части ТКО установлены следующие условия:

  • производственный процесс на основании документов по стандартизации;

  • возможность их использования без загрязнения окружающей среды и ее компонентов.

Согласно Закону о стандартизации к документам о стандартизации относятся как документы национальной системы стандартизации, так и стандарты организаций, включая разработанные производителями продукции технические условия.

Поскольку искусственные грунты относятся к продукции, обращение с ней должно соответствовать требованиям Законов о техническом регулировании и о бухгалтерском учете.

2. В случае признания искусственных грунтов отходами плательщиками платы за НВОС являются как лица, которые их произвели, так и лица, которым они были переданы. На практике это может привести к двойной уплате такой платы по требованиям надзорных органов.

3. Основания для признания грунта отходом аналогично требованиям о побочных продуктах производства:

  • размещение на объектах размещения отходов (исключение – использование при эксплуатации таких объектов);

  • не использование по истечении 3-х лет со дня его производства.


Кроме того, предусмотрено требование об обращении с вторичными ресурсами и вторсырьем, которые образуются у региональных операторов и владельцев сортировок: продажа на биржах или электронных площадках, интегрированных с ФГИС УТКО.

В целях реализации положений Закона № 497-ФЗ внесены изменения в ряд нормативных правовых актов. Рассмотрим некоторые из них.

Постановлением Правительства РФ от 05.07.2025 № 1022 уточнено положение о ФГИС УТКО. В систему будут включать информацию:
  • о труднодоступных территориях;
  • перегрузочных станциях;
  • количестве и виде вторресурсов, полученных в результате раздельного накопления/сбора, обработки ТКО, их доле в общей массе ТКО, о направлении таких вторресурсов на утилизацию;
  • количестве искусственных грунтов, произведенных из органической части ТКО, дате их производства, об их использовании в качестве сырья/продукции при производстве товаров, выполнении работ;
  • договорах с региональными операторами или операторами по обращению с ТКО, обеспечивающими обработку ТКО в отношении вторресурсов, полученных при раздельном накоплении ТКО/в результате обработки и полученного из них вторсырья;
  • перечне электронных площадок, взаимодействующих с ФГИС.
Постановлением Правительства РФ от 24.07.2025 № 1089 скорректирован порядок разработки и утверждения уполномоченными органами территориальных схем обращения с отходами, порядок разработки, прохождения процедуры рассмотрения и общественного обсуждения проекта территориальной схемы, а также требования к ее составу.

Изменения затронули ряд сведений в такой схеме, например, по труднодоступным территориям, а также объектам, на которых ТКО утилизируются путем производства искусственных грунтов из органической части отходов.

Изменятся условия включения в территориальную схему перегрузочных станций.

Постановлением Правительства РФ от 28.05.2025 № 748 актуализированы Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО (Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 № 1657).

Пункты 5 и 6 Единых требований изложены в новой редакции, предусматривающей:
  • выбор места расположения объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения ТКО, перегрузочных станций – с учетом схемы потоков ТКО согласно территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления;
  • ввод в эксплуатацию перечисленных объектов – при условии проведения в полном объеме мероприятий по охране окружающей среды по проектной документации на объекты капстроительства (ОКС), технической документации объектов некапитального строительства (ОНС);
  • эксплуатацию ОКС – в соответствии с проектной документацией и заключением ГЭЭ (если получение заключения предусмотрено законом);
  • эксплуатацию ОНС – в соответствии с технической документацией.
Кроме того, введены новые положения:
  • технологические решения для перегрузочных станций должны предусматривать перегрузку ТКО из мусоровозов/иных ТС, в большегрузные ТС непосредственно или с организацией площадок накопления ТКО;
  • введен запрет накопления ТКО на открытых площадках навалом, насыпью, в виде гряд, а также извлечения вторресурсов из ТКО;
  • на перегрузочных станциях применяется метод прямой погрузки, наличие конструкций, исключающих рассыпание ТКО;
  • ограничены сроки накопления ТКО на перегрузочных станциях.
Новая редакция п. 12 Единых требований устанавливает правило по извлечению вторресурсов на объектах обработки ТКО: мощностью менее 100 тыс. тонн в год – не менее 13% поступивших ТКО, 100 тыс. тонн в год и более – не менее 15%.

А если территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления предусмотрено направление органической части ТКО на производство искусственных грунтов – не менее 30%.

Комментарий «Пепеляев Групп»

Постановлением № 748 предусмотрены переходные положения.

Перегрузочные станции, проектирование/строительство/ реконструкция которых завершены до 01.09.2025, подлежат приведению в соответствие с новыми требованиями до 01.09.2026.

Пункт 12 Единых требований не применяется к объектам обработки ТКО, проектирование/строительство/реконструкция которых завершены до 01.09.2025. На таких объектах должно извлекаться количество вторресурсов согласно проектной документацией, а с 01.09.2026 – не менее 9% поступивших ТКО.


Приказом Минприроды России от 12.05.2025 № 262 изменены требования к содержанию программы производственного экологического контроля (ПЭК). 

В частности, программа дополняется сведениями о произведенных искусственных грунтах. Вводится подраздел «Производственный контроль в области обращения с искусственными грунтами».

3. Новый порядок обращения с ТКО

Постановлением Правительства РФ от 07.03.2025 № 293 утверждены новые правила обращения с ТКО, а также форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Основные изменения включают совершенствование процедуры заключения договоров с региональным оператором, а также корректировку положений о лишении его статуса.

В числе прочего регламентированы: порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, требования к накоплению/ транспортированию ТКО, порядок сбора, обработки, энергетической утилизации ТКО (в том числе путем производства из их органической части искусственных грунтов), обезвреживания и захоронения.

Даются определения понятий: контейнер, контейнерная площадка, место накопления ТКО, место сбора вторичных ресурсов и др. Определены требования к накоплению ТКО и ограничения по способам складирования отходов на контейнерных площадках.

Новые правила вводят требования к цветовой индикации контейнеров для раздельного накопления отходов. 

Комментарий «Пепеляев Групп»

До 01.01.2030 при осуществлении раздельного накопления ТКО по видам/группам отходов, определенным в порядке, утвержденном исполнительным органом субъекта РФ, допускается складирование таких видов отходов с использованием контейнеров/бункеров/накопителей иных цветов, чем цвета, определенные в соответствии с Постановлением № 293. Условие –обеспечение цветового и символьного обозначения контейнеров/бункеров/накопителей в виде трафаретов, табличек и наклеек.



О чем подумать, что сделать

Приведенные выше нормативные акты вносят существенные изменения в требования по обращению с отходами производства и потребления.

Компаниям, осуществляющим деятельность в указанной сфере, для минимизации рисков предъявления претензий контролирующих органов необходимо внимательно изучить их положения, проанализировать текущий порядок осуществления деятельности с целью приведения ее в соответствие с новыми требованиями.

Рекомендуем обратить особое внимание на порядок учета отходов и продуктов их переработки, формы договоров о приеме/передаче отходов и продукции из отходов, а также содержание Программы производственного экологического контроля и отчета о его осуществлении.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» готовы предоставить консультации по вопросам, связанным с исполнением новых требований, предъявляемых к компаниям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами производства и потребления, а также оказать помощь во взаимодействии с контролирующими органами в случае возникновения спорных ситуаций. 


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Юлия Юрченко
Руководитель экологической группы (г. Красноярск)
y.yurchenko@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

19.08.2025

ВС пояснил нюансы уменьшения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду

Руководитель практики недвижимости и строительства Санкт-Петербургского офиса «Пепеляев Групп» Елена Крестьянцева, комментируя...

05.08.2025

Экологическое законодательство за июль 2025: ставки платы за НВОС и цифровизация административного делопроизводства

В ежемесячном обзоре вместе с руководителем экологической практики юридической компании «Пепеляев Групп» Натальей Стениной...

04.08.2025

ВС напомнил, какие экологические споры рассматривают арбитражные суды

Он указал, что к их компетенции относятся споры о компенсации вреда, причиненного окружающей среде юрлицами или ИП при осуществлении...

28.07.2025

Экология: MustRead от 24 июля 2025 г.

Главные новости: Опубликован закон, совершенствующий правовое регулирование лесных дорог Изменились ставки платы...