Вступление в силу указанных изменений – 1 сентября 2025 г.
1. Новые правила подтверждения исключения НВОС объектов размещения отходов
Постановлением Правительства РФ от 29.04.2025 № 573 утверждены новые правила подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) объектов размещения отходов (ОРО) производства и потребленияПостановление Правительства РФ от 26.05.2016 № 467 с аналогичным регулированием утратит силу..Нормативы качества окружающей среды определяются в следующих местах отбора проб:
- для атмосферного воздуха и почв – на границе земельного участка, на котором расположен ОРО;
- поверхностных водных объектов – в месте выпуска сточных вод, поступающих с ОРО в водный объект;
- подземных водных объектов – на границе земельного участка, на котором расположен ОРО, по направлению течения подземных вод.
Комментарий «Пепеляев Групп»
Между хозсубъектами и Росприроднадзором не прекращаются споры об использовании фоновых показателей (а также места отбора фоновой пробы) и нормативов качества почв.
Контролирующие органы в качестве фоновых значений (например, для контроля почв) применяют результаты анализа проб, отобранных на существенном расстоянии от границы земельного участка, на котором расположен ОРО. А сравнение с фоном осуществляют не только по веществам, в отношении которых отсутствуют гигиенические нормативы, а в отношении всех контролируемых веществ. Итог – отказ в подтверждении исключения НВОС ОРО, даже если превышений гигиенических нормативов нет.
Между тем, такая практика противоречит положениям иных нормативных актов, с чем соглашаются суды (например, Постановление АС СКО от 21.11.2024 по делу № А63-1713/2024).
Поскольку Постановлением № 573 положения в этой части сохранены в неизменном виде, очевидно, споры продолжатся.
2. Изменения в регулировании в области обращения с отходами
Федеральным законом от 26.12.2024 № 497-ФЗ установлены особенности обращения с ТКО на отдельных территориях субъектов РФ в связи с особыми географическими и природно-климатическими условиями.Комментарий «Пепеляев Групп»
Закон вступает в силу 01.09.2025, но есть исключения. Положения Закона:
-
об обращении с ТКО на труднодоступных территориях, включая освобождение от запрета на захоронение отходов, содержащих полезные компоненты, действуют с 01.01.2025;
-
о федеральной схеме обращения с отходами I и II классов опасности, а также о сроках накопления таких отходов – с 01.09.2026.
В частности, Законом изменены сроки накопления отходов:
- на труднодоступных территориях – не более 12 месяцев;
- отдельных видов отходов I и II классов опасности на территории отдельных муниципальных образований (МО) – не более 24 месяцев, при условии заключения с федеральным оператором договора на оказание услуг по обращению с такими отходами.
В перечень МО могут включаться образования, расположенные в Арктической зоне РФ, Дальневосточном федеральном округе и/или отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и в которых отсутствует возможность регулярного (не реже 1 раза в месяц) транспортирования отходов I и II классов опасности до объектов обращения с такими отходами по автомобильным дорогам.
Перечень труднодоступных территорий определяется субъектами РФ в составе территориальных схем обращения с отходами при условии его согласования с РЭО и Росприроднадзором.
С 1 сентября вводятся требования к производству искусственных грунтов из органической части ТКО, а также основания для признания такого грунта отходом.
Комментарий «Пепеляев Групп»
1. Для производства искусственных грунтов из органической части ТКО установлены следующие условия:
-
производственный процесс на основании документов по стандартизации;
-
возможность их использования без загрязнения окружающей среды и ее компонентов.
Согласно Закону о стандартизации к документам о стандартизации относятся как документы национальной системы стандартизации, так и стандарты организаций, включая разработанные производителями продукции технические условия.
Поскольку искусственные грунты относятся к продукции, обращение с ней должно соответствовать требованиям Законов о техническом регулировании и о бухгалтерском учете.
2. В случае признания искусственных грунтов отходами плательщиками платы за НВОС являются как лица, которые их произвели, так и лица, которым они были переданы. На практике это может привести к двойной уплате такой платы по требованиям надзорных органов.
3. Основания для признания грунта отходом аналогично требованиям о побочных продуктах производства:
-
размещение на объектах размещения отходов (исключение – использование при эксплуатации таких объектов);
-
не использование по истечении 3-х лет со дня его производства.
Кроме того, предусмотрено требование об обращении с вторичными ресурсами и вторсырьем, которые образуются у региональных операторов и владельцев сортировок: продажа на биржах или электронных площадках, интегрированных с ФГИС УТКО.
В целях реализации положений Закона № 497-ФЗ внесены изменения в ряд нормативных правовых актов. Рассмотрим некоторые из них.
Постановлением Правительства РФ от 05.07.2025 № 1022 уточнено положение о ФГИС УТКО. В систему будут включать информацию:
- о труднодоступных территориях;
- перегрузочных станциях;
- количестве и виде вторресурсов, полученных в результате раздельного накопления/сбора, обработки ТКО, их доле в общей массе ТКО, о направлении таких вторресурсов на утилизацию;
- количестве искусственных грунтов, произведенных из органической части ТКО, дате их производства, об их использовании в качестве сырья/продукции при производстве товаров, выполнении работ;
- договорах с региональными операторами или операторами по обращению с ТКО, обеспечивающими обработку ТКО в отношении вторресурсов, полученных при раздельном накоплении ТКО/в результате обработки и полученного из них вторсырья;
- перечне электронных площадок, взаимодействующих с ФГИС.
Изменения затронули ряд сведений в такой схеме, например, по труднодоступным территориям, а также объектам, на которых ТКО утилизируются путем производства искусственных грунтов из органической части отходов.
Изменятся условия включения в территориальную схему перегрузочных станций.
Постановлением Правительства РФ от 28.05.2025 № 748 актуализированы Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО (Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 № 1657).
Пункты 5 и 6 Единых требований изложены в новой редакции, предусматривающей:
- выбор места расположения объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения ТКО, перегрузочных станций – с учетом схемы потоков ТКО согласно территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления;
- ввод в эксплуатацию перечисленных объектов – при условии проведения в полном объеме мероприятий по охране окружающей среды по проектной документации на объекты капстроительства (ОКС), технической документации объектов некапитального строительства (ОНС);
- эксплуатацию ОКС – в соответствии с проектной документацией и заключением ГЭЭ (если получение заключения предусмотрено законом);
- эксплуатацию ОНС – в соответствии с технической документацией.
- технологические решения для перегрузочных станций должны предусматривать перегрузку ТКО из мусоровозов/иных ТС, в большегрузные ТС непосредственно или с организацией площадок накопления ТКО;
- введен запрет накопления ТКО на открытых площадках навалом, насыпью, в виде гряд, а также извлечения вторресурсов из ТКО;
- на перегрузочных станциях применяется метод прямой погрузки, наличие конструкций, исключающих рассыпание ТКО;
- ограничены сроки накопления ТКО на перегрузочных станциях.
А если территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления предусмотрено направление органической части ТКО на производство искусственных грунтов – не менее 30%.
Комментарий «Пепеляев Групп»
Постановлением № 748 предусмотрены переходные положения.
Перегрузочные станции, проектирование/строительство/ реконструкция которых завершены до 01.09.2025, подлежат приведению в соответствие с новыми требованиями до 01.09.2026.
Пункт 12 Единых требований не применяется к объектам обработки ТКО, проектирование/строительство/реконструкция которых завершены до 01.09.2025. На таких объектах должно извлекаться количество вторресурсов согласно проектной документацией, а с 01.09.2026 – не менее 9% поступивших ТКО.
Приказом Минприроды России от 12.05.2025 № 262 изменены требования к содержанию программы производственного экологического контроля (ПЭК).
В частности, программа дополняется сведениями о произведенных искусственных грунтах. Вводится подраздел «Производственный контроль в области обращения с искусственными грунтами».
3. Новый порядок обращения с ТКО
Постановлением Правительства РФ от 07.03.2025 № 293 утверждены новые правила обращения с ТКО, а также форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.Основные изменения включают совершенствование процедуры заключения договоров с региональным оператором, а также корректировку положений о лишении его статуса.
В числе прочего регламентированы: порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, требования к накоплению/ транспортированию ТКО, порядок сбора, обработки, энергетической утилизации ТКО (в том числе путем производства из их органической части искусственных грунтов), обезвреживания и захоронения.
Даются определения понятий: контейнер, контейнерная площадка, место накопления ТКО, место сбора вторичных ресурсов и др. Определены требования к накоплению ТКО и ограничения по способам складирования отходов на контейнерных площадках.
Новые правила вводят требования к цветовой индикации контейнеров для раздельного накопления отходов.
Комментарий «Пепеляев Групп»
До 01.01.2030 при осуществлении раздельного накопления ТКО по видам/группам отходов, определенным в порядке, утвержденном исполнительным органом субъекта РФ, допускается складирование таких видов отходов с использованием контейнеров/бункеров/накопителей иных цветов, чем цвета, определенные в соответствии с Постановлением № 293. Условие –обеспечение цветового и символьного обозначения контейнеров/бункеров/накопителей в виде трафаретов, табличек и наклеек.
О чем подумать, что сделать
Приведенные выше нормативные акты вносят существенные изменения в требования по обращению с отходами производства и потребления.Компаниям, осуществляющим деятельность в указанной сфере, для минимизации рисков предъявления претензий контролирующих органов необходимо внимательно изучить их положения, проанализировать текущий порядок осуществления деятельности с целью приведения ее в соответствие с новыми требованиями.
Рекомендуем обратить особое внимание на порядок учета отходов и продуктов их переработки, формы договоров о приеме/передаче отходов и продукции из отходов, а также содержание Программы производственного экологического контроля и отчета о его осуществлении.
Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» готовы предоставить консультации по вопросам, связанным с исполнением новых требований, предъявляемых к компаниям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами производства и потребления, а также оказать помощь во взаимодействии с контролирующими органами в случае возникновения спорных ситуаций.