Загрузка...
22.03.2023
6 мин. на чтение

Новый порядок учета медицинских и фармацевтических работников, студентов медицинских и фармпрофилей

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о том, что с 1 марта 2023 г. вступило в силу новое лицензионное требование для фармацевтических компаний, предусматривающее обязанность по ведению персонифицированного учета фармацевтических работников, участвующих в фармацевтической деятельности.

Основные новеллы

Речь о поправках в Основы законодательства об охране здоровья граждан в РФ,[1] утверждающих наряду с медицинскими работниками обязательный персонифицированный учёт фармацевтических работников и студентов средних профессиональных и высших медицинских и фармацевтических образовательных учреждений. Новые категории работников системы здравоохранения добавили в описание функционала Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (п. 2 ч. 3 ст. 91 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Изменения предполагают обязательную регистрацию фармацевтической организации (аптеки, дистрибьютора) в федеральном реестре медицинских организаций (далее ― ФРМО) с последующим занесением в федеральный регистр медицинских работников (далее ― ФРМР) данных о фармацевтических работниках такой организации, включая фармстудентов при условии соблюдения порядка допуска их к осуществлению фармацевтической деятельности.

Для реализации нового требования Минздрав России подготовил Приказ о порядке ведения ФРМР[2]. До вступления Приказа в силу в ФРМР учитывались только работники-медики, а теперь - еще и фармработники, и студенты.

Ведение ФРМО и ФРМР также 1 марта года сделали новым лицензионным требованием для осуществления фармацевтической деятельности.[3] Начиная с 1 марта 2023 г., аптеки и дистрибьюторы для поддержания фармацевтической лицензии обязаны вносить данные об организации в ФРМО и занятых в осуществлении фармацевтической деятельности сотрудниках в ФРМР.

Однако, под данное лицензионное требование попадают не все фармработники. Исключение, по аналогии с медработниками, сделали для работников федеральных аптек и складов, подведомственных Минобороны России, МВД России и другим правоохранительным органам. Им предоставили право выбирать, вносить данные о своих работниках или нет.

Таким образом, производители (при наличии фармлицензии), дистрибьюторы, аптеки и больницы, имеющие в структурное фармподразделение (больничную аптеку), обязаны обеспечить внесение сведений о своих фармработникам в ФРМР.

Нормативные акты о персонифицированном учете фармацевтических работников действуют непосредственно, без переходного периода. Начиная с 1 марта 2023 г., невыполнение данной обязанности может повлечь привлечение организации к административной ответственности за нарушение лицензионных требований со штрафом от 30 до 40 тыс. руб.[4] либо за грубое нарушение лицензионных требований со штрафом от 100 до 200 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.[5]

Как вести учет сотрудников?

Приказом изменился процесс внесения сведений в ФРМР. Он будет состоять из трех этапов: первичный учет, внесение основных сведений и актуализация данных.

Вид учета

Кто осуществляет учет?

О ком вносятся данные

В какой срок заносятся данные

Какие данные вносятся?

Первичный учет

Осуществляется в автоматическом режиме посредством взаимодействия информационных систем на основании решения аккредитационной комиссии

О прошедшем аккредитацию специалиста

В течение 2 рабочих дней со дня получения протокола заседания аккредитационной комиссии

  • ФИО

  • Пол

  • Дата рождения

  • Гражданство

  • Данные паспорта

  • СНИЛС

  • Сведения о прохождении специалистом аккредитации (кроме записей об обучающемся)

Лица, уполномоченные на внесение основных сведений в ФРМР

О медицинском работнике с иным образованием или о младшем медицинском персонале

Внесение основных сведений

Работодатели назначают ответственных лиц за внесение сведений

О медицинском и фармацевтическом работнике, непосредственно занятые в осуществлении деятельности

Не позднее 3 рабочих дней со дня заключения трудового договора с медицинским или фармацевтическим работником (в том числе при работе по совместительству)

Данные вносятся на основании первичных документов кадрового учета и документов, предоставляемых медицинским или фармацевтическим работником

Актуализация данных

Осуществляется уполномоченными лицами на основании первичных документов кадрового учета и документов, представляемых мед и фармработниками лично или через личный кабинет в ФРМР

Актуализация основных сведений о медицинском и фармацевтическом работнике, непосредственно занятые в осуществлении деятельности

Актуализация осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня получения новых сведений

Основные данные:

  • ФИО;

  • Место рождения;

  • Гражданство;

  • Данные паспорта;

  • Место жительства;

  • Место регистрации;

  • Дата регистрации;

  • Сведения об образовании, полученные и подтвержденные на интернет-портале НМО[6];

  • Сведения о результатах сдачи экзамена по допуску к осуществлению мед или фармдеятельности на должностях специалистов со средним мед или фармобразованием;

  • Сведения о членстве в профессиональных НКО.

Внесение уполномоченными лицами в ФРМР сведений

 

 

Актуализация сведений о трудоустройстве мед или фармработника

Актуализация осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня получения новых сведений

Сведения о трудоустройстве:

  • Наименование организации, осуществляющей мед или фармдеятельность;

  • Занимаемая должность;

  • Дата начала трудоустройства;

  • Тип занятия должности;

  • Ставка;

  • Дата окончания трудоустройства;

  • Основании окончания трудоустройства;

  • Причина увольнения;

  • Причина временного неисполнения функциональных обязанностей (ФО);

  • Дата начала временного неисполнения (ФО);

  • Дате окончания временного неисполнения (ФО).

Осуществляется в автоматическом режиме на основании протокола заседания аккредитационной комиссии

Актуализация сведений об образовании, об освоении образовательной программы СПО и ВО мед или фармработника

В течение 2 рабочих дней со дня поступления в федеральный регистр протокола

Сведения о прохождении аккредитации специалиста


Руководители фармацевтических и медицинских организаций должны обеспечить контроль за внесением основных сведений и актуализацией данных.[7]

Сложности толкования

Действующими нормативными актами не урегулировано несколько существенных вопросов в части проведения персонифицированного учета фармацевтических работников.

  • Не решен вопрос о необходимости ведения учета медработников и фармработников, непосредственно не осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность, например, медицинских и фармацевтических представителей производителей и дистрибьюторов лекарственных препаратов.

  • Одним из проблемных вопросов остается соотнесение требований о персонифицированном учете фармработников и возможность передачи фармкомпаниями части деятельности на аутсорсинг, что с 1 сентября 2022 г. предусмотрено Положением о лицензировании фармацевтической деятельности.[8] В частности не решены вопросы: обязана ли компания, обладающая оптовой лицензией на торговлю лекарствами, передавать в ФРМР данные на сотрудников компании, предоставляющей аутсорсинговые услуги по хранению и/или логистике лекарственных препаратов? Какое минимальное количество персонала с фармацевтическим образованием должно быть у такого дистрибьютора?

  • Открытым остается вопрос необходимости внесения сведений об ответственном лице или иных сотрудниках дистрибьютора, не имеющих фармацевтического образования. Наличие фармацевтического образования у ответственных лиц и иного персонала в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 № 80 «Об утверждении Правил надлежащей дистрибьюторской практики в рамках Евразийского экономического союза» не установлено в качестве обязательного. В случае, если на складе сотрудники имеют другое образование, то нужно ли их вносить в ФРМР? Как будет оцениваться соблюдение лицензионных требований в данной ситуации?

  • Представляется, что внесение в ФРМР ряда персональных данных, например, данные о периодах временного неисполнения функциональных обязанностей, ставках может быть излишним, а также привести к негативным последствиям для конкуренции на рынке. Возможно, впоследствии перечень категорий информации, загружаемой ФРМР будет сокращен.

Несмотря на наличие пробелов в регулировании, которые вероятнее всего будут разрешены в процессе правоприменения, фармацевтическим компаниям уже на текущем этапе для снижения административных рисков можно рекомендовать начать процессы внесения сведений о своих компаниях и работниках в ФРМО и ФРМР соответственно.

При возникновении технических или иных трудностей с занесением данных необходимо фиксировать попытки внесения сведений в электронные реестры путем формирования электронных или иных доказательств, так называемых защитных файлов (фотографии, скриншоты страниц и уведомлений, запросы в службы поддержки и т.д.).

Помощь консультанта

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» готовы оказать консультационную поддержку по вопросам, связанным с функционированием ФРМР, порядком взаимодействия субъектов внутри системы, а также по иным спорным вопросам, в т.ч. возникающим при проверке регулирующими органами соблюдения фармацевтическими компаниями лицензионных требований.


[1] Федеральный закон от 14.07.2022 № 275-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

[2] Приказ от 28.10.2022 № 708н «Об утверждении порядка ведения персонифицированного учета лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего медицинского образования, образовательным программам среднего профессионального и высшего фармацевтического образования» (здесь и далее – Приказ). Вступил в силу с 1 марта 2023 г.

[3] Пункт 6 «р» Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 № 547 в редакции постановления Правительства РФ от 29.11.2022 № 2164 «О внесении изменений в Положение о лицензировании фармацевтической деятельности».

[4] Часть 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

[5] Часть 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

[6] За исключением сведений о повышении квалификации или о профессиональной переподготовке.

[7] Пункт 16 и 24 Приказа № 708н.

[8] Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 № 547.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

31.03.2022

Топ-5 регуляторных изменений аптечного рынка в 2022 году

Таисия Кубрина, юрист «Пепеляев Групп», рассказала об изменениях в регулировании аптечного рынка в 2021 году и об основных нововведениях, ожидающих рынок, в 2022 году.

Смотреть

12.04.2024

Акцизы на лекарства и выход на новые рынки: куда движется фармацевтика в 2024 году

На весенней конференции Право.ru обсудили вопросы дистрибуции и экспорта. Эксперты поделились опытом выхода на зарубежные...

11.04.2024

Фармкомпаниям рассказали о регистрации АФС, контрактном производстве и новеллах регуляторики

Международная повестка и необходимость достижения лекарственного суверенитета России диктуют участникам фармацевтической...

10.04.2024

Чем обернется для российской фармы появление комиссии по принудительному лицензированию?

Последние два года в фармацевтической отрасли России назревает вопрос об обеспечении доступности жизненно важных лекарств...

09.04.2024

Президент подписал закон об увеличении штрафов за спам-рассылки

В России увеличили штрафы за спам-рассылки, соответствующий федеральный закон подписал президент. При рекламе фармацевтической...