Загрузка...
21.06.2011
4 мин. на чтение

Новые правила учета расходов на НИОКР

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 8 июня официально опубликован закон, значительно изменяющий правила признания расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)[1]. Новое регулирование будет применяться с 1 января 2012 г.

Предлагаем Вашему вниманию основные изменения, а также краткие комментарии к ним.

1. Уточнение перечня затрат, включаемых в расходы на НИОКР

В настоящий момент Налоговый кодекс не определяет, какие именно расходы могут рассматриваться как затраты на НИОКР. Принятым законом прямо предусмотрено, что к таким расходам относятся суммы амортизации по объектам (основным средствам и нематериальным активам), используемым для выполнения НИОКР; расходы на оплату труда задействованных работников, материальные и другие расходы; стоимость работ по договорам на выполнение НИОКР; отчисления на формирование специализированных фондов.

Условием признания соответствующих сумм амортизации является использование объектов исключительно для НИОКР. Аналогичные требования, о наличии непосредственной связи с проводимыми исследованиями и разработками, предъявляются и к другим видам упомянутых выше расходов. При этом если работники задействованы не только при проведении НИОКР, то размер признаваемых затрат следует определять пропорционально времени.

Комментарий «Пепеляев Групп»

На практике одним из самых сложных вопросов будет то, каким образом подтвердить непосредственную связь затрат, включаемых в расходы на НИОКР, с этими исследованиями/разработками. Поэтому уже сейчас налогоплательщикам целесообразно разработать порядок документальной фиксации таких обстоятельств.

2. Введение дополнительных условий для применения специального повышенного коэффициента 1,5

Возможность применять повышенный коэффициент к фактическим затратам, при условии осуществления работ по перечню, установленному Правительством[2], сохраняется. Однако порядок его применения существенно усложняется.

Так, по новым правилам для подтверждения права на применение коэффициента 1,5 налогоплательщик должен вместе с декларацией за соответствующий налоговый период представить отчёт. Этот отчёт должен предоставляться по каждому исследованию/разработке, и его форма должна соответствовать общим требованиям, установленным национальным стандартом к структуре оформления научных и технических отчётов. В том случае, если отчёт не представляется, налогоплательщик отражает расходы только в размере фактических затрат.

При этом налоговым органам предоставляется право провести экспертизу представленных отчётов на предмет соответствия осуществлённых НИОКР установленному перечню.

В то же время, прямо предусмотрено, что новые правила применения повышенного коэффициента применяются только к НИОКР, начатым после 1 января 2012 г. Если же работы начались до этого момента, применение коэффициента регулируется старыми правилами.

Комментарий «Пепеляев Групп»

Введение требований к порядку оформления отчётов потенциально чревато претензиями налоговых органов к соблюдению такого порядка и, как следствие, отказом в применении повышенного коэффициента. Поэтому к составлению отчётов необходимо будет относиться с особой тщательностью.

Новые правила значительно усложнят возможность признавать затраты в большем размере, чем они были понесены. Однако, учитывая прямое указание законодателя на неприменимость новых требований к начавшимся работам, представляется разумным со стороны налогоплательщиков:

(а) провести «инвентаризацию» осуществляемых и (или) планируемых НИОКР на предмет возможного применения повышенного коэффициента

(б) начать признавать расходы по таким НИОКР с коэффициентом 1,5 до 1 января 2012 года.

3. Получение нематериального актива в результате НИОКР

Если в результате НИОКР получены нематериальные активы (НМА), то, как и сейчас, такие активы амортизируются. Но при этом налогоплательщику предоставляется право выбрать, либо списывать актив через механизм амортизации, либо признать в прочих расходах в течение двух лет. Такой выбор должен быть закреплён в учётной политике. Ранее признанные расходы восстановлению и включению в первоначальную стоимость не подлежат.

При реализации НМА, полученного по НИОКР, осуществлённым с повышенным коэффициентом, полученный убыток для целей налогообложения не учитывается.

Комментарий «Пепеляев Групп»

Остаётся неясным вопрос, может ли налогоплательщик в отношении одних НМА использовать механизм амортизации, а в отношении других – списывать в течение 2 лет. Полагаем, что при отсутствии прямого запрета это возможно, при условии, что алгоритм такого выбора будет закреплён в учётной политике. Однако налоговые органы, скорее всего, будут придерживаться иной позиции, полагая, что в отношении всех НМА должен применяться единый подход.

4. Возможность формировать резервы предстоящих расходов на НИОКР

Налогоплательщикам предоставляется право создавать резервы, затраты на формирование которых отражаются в прочих расходах.

Такой резерв создаётся на основе утверждённых налогоплательщиком программ, и его создание следует закреплять в учётной политике. Резерв может создаваться не более, чем на 2 года, и его размер не должен превышать предполагаемой сметы на предстоящие НИОКР.

Комментарий «Пепеляев Групп»

Налогоплательщикам следует особенно обратить внимание, что в отношении рассматриваемого вида резерва прямо предусмотрен ряд условий и ограничений (прежде всего, наличие программы НИОКР, ограниченность величины резерва сметой).

5. Введение специальных правил налогового учёта расходов на НИОКР

С учётом значительных изменений, внесённых в главу 25 НК РФ в отношении расходов на НИОКР, введены и специальные правила налогового учёта таких расходов. В частности, предусматривается, что такой учёт надлежит вести в разрезе видов и статей расходов.


[1] Федеральный закон от 07.06.2011 № 132-ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[2] Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 988 «Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 2 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5».


Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

в Москве – к Андрею Никонову, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Андрею Дуюнову, Ведущему юристу, Руководителю группы налоговой практики, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail

в  Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, руководителю налоговой практики (Спб), по тел.: (812) 640-60-10 либо по e-mail


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

14.05.2024

Новости недвижимости: историко-культурная экспертиза, объекты капитального строительства, Росреестр

В этом выпуске Наталья Стенина - партнер, руководитель практики недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», расскажет о последних новостях в области недвижимости и стр...

Смотреть

15.05.2024

Кардинальные изменения Закона о банкротстве

06.05.2024 в третьем чтении принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (б...

03.05.2024

Требования и перечень документов для получения средств со счетов типа «С» иностранного номинального держателя и иностранного платежного агента

16 апреля 2024 г. опубликованы Решения Совета директоров Банка России, которые устанавливают перечень сведений и документов...

27.04.2024

Вступили в силу изменения в регулирование отношений по использованию и сохранению объектов культурного наследия

С 15 апреля 2024 г. вступили в силу изменения в Федеральном законе от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследи...

23.04.2024

Конституционный Суд РФ разъяснил порядок уплаты налоговых обязательств в банкротстве за счет предмета залога

Информируем о принятии Конституционным Судом РФ Постановления от 09.04.2024 № 16-П. Проверена конституционность п. 6 ст....