Загрузка...

Новые налоговые льготы для IT-компаний: государство продолжает стимулировать отечественную отрасль информационных технологий

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 14 июля 2022 г. вступил в силу закон[1], которым введены новые меры стимулирования отечественной отрасли информационных технологий. В частности, упрощены условия получения налоговых льгот, на 2022-2024 гг. до нуля снижена ставка налога на прибыль организаций.

До принятия Закона российские организации, осуществлявшие деятельность в области информационных технологий, могли претендовать на получение следующих налоговых льгот:
  • пониженная ставка по налогу на прибыль организаций: 3 % (3 % в федеральный бюджет, 0 % в бюджет субъекта РФ);
  • пониженные тарифы страховых взносов: 7,6 % (6 % на обязательное пенсионное страхование, 1,5 % на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 0,1 % на обязательное медицинское страхование).
Для получения налоговых льгот российским организациям требовалось соответствовать следующим условиям:
  • организацией получена государственная аккредитация в Минцифры России (подробнее читайте в обзоре «Пепеляев Групп»);
  • организация осуществляет льготируемые виды деятельности: разрабатывает и реализует разработанное ею ПО и (или) оказывает услуги по разработке, адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению ПО;
  • доля доходов от осуществления льготируемых видов деятельности составляет не менее 90 %;
  • среднесписочная численность работников составляет не менее 7 человек.
В рамках программы по стимулированию отечественной отрасли информационных технологий Законом упрощены условия получения налоговых льгот (п. 3, подп. «б» п. 4 ст. 1 Закона), в частности теперь:
  • доля доходов от осуществления льготируемых видов деятельности снижена с 90 % до 70 %;
  • требование к среднесписочной численности работников исключено;
  • перечень льготируемой деятельности расширен и включает также следующие виды:
    • оказание услуг (выполнение работ) по разработке (включая тестирование и сопровождение) программно-аппаратных комплексов (при наличии документа, выданного Минцифры России и подтверждающего отнесение предусмотренных договором услуг (работ) к разработке программно-аппаратных комплексов);
    • реализация разработанных программно-аппаратных комплексов, включенных в единый реестр российского ПО;
    • оказание услуг по распространению рекламной информации в сети «Интернет» и (или) получению доступа к такой информации;
    • оказание услуг по предоставлению доступа к аудиовизуальным произведениям и (или) сообщениям телепередач на аудиовизуальном сервисе, включенном в реестр аудиовизуальных сервисов;
    • оказание услуг по предоставлению доступа к отдельным фонограммам, совокупности фонограмм, объектам авторского и смежных прав, связанных с фонограммами;
    • оказание услуг в сети «Интернет» по размещению и (или) продвижению предложений, объявлений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав, предложений о трудоустройстве, услуг по осуществлению поиска таких предложений, объявлений (доступа к таким предложениям, объявлениям) и (или) по заключению договоров;
    • оказание организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, услуг по предоставлению доступа к электронной образовательной и (или) просветительской информации (сервисам);
    • иные виды деятельности.
Для учета доходов от осуществления некоторых из перечисленных видов деятельности организация должна соответствовать дополнительным условиям, например, оказывать услуги исключительно при помощи собственного ПО, включенного в Единый реестр Минцифры России.

С другой стороны, Законом конкретизирован перечень видов деятельности, доходы от которых организация не вправе учитывать для целей получения налоговых льгот. К таким видам деятельности относится предоставление организацией прав использования собственного ПО, в том числе путем предоставления к нему удаленного доступа через сеть «Интернет», если такие права состоят в следующем:
  • получение возможности размещать информацию об услугах общественного питания, предложение заключить договор о реализации определенного товара (блюда), изготовленного организацией, оказывающей услуги общественного питания, заключить договор купли-продажи, произвести предварительную оплату товара (блюда), при этом организация-налогоплательщик также обеспечивает возможность доставки, выдачи товара (блюда) покупателю;
  • получение возможности разместить информацию о потенциальном спросе на услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в получении возможности ознакомиться с информацией о предложениях организаций, оказывающих услуги в указанной сфере, и осуществить поиск этих предложений по заданным пользователем параметрам;
  • получение возможности в отношении определенного товара разместить в сети «Интернет» предложение, объявление о заключении договора купли-продажи товара и заключить договор купли-продажи, произвести предварительную оплату товара, если организация также обеспечивает возможность хранения, упаковки, доставки, выдачи товара покупателю с использованием недвижимого имущества и (или) транспортных средств, находящихся у нее на праве собственности, аренды или на ином праве;
  • получение возможности инициировать и осуществлять операции по безналичному переводу денежных средств;
  • иные виды деятельности.
Не исключено, что для целей применения налоговых льгот некоторые цифровые платформы (например, сервисы по заказу еды, агрегаторы такси, маркетплейсы и онлайн-банки) не смогут учитывать доходы от предоставления пользователям доступа к собственным приложениям и сервисам.
В 2022-2024 гг. для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и соответствующих обязательным условиям, размер ставки составляет 0 % (п. 3 ст. 1 Закона). Если до вступления в силу Закона организация в 2022 году применяла налоговую ставку в размере 3 %, то теперь она вправе применять ставку в размере 0 % (п. 3 ст. 2 Закона). 

Однако льготная ставка не подлежит применению:
  • организациями, созданными в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованными в форме присоединения к ним другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц после 1 июля 2022 г.;
  • организациями (в том числе кредитными организациями), в которых прямо и (или) косвенно участвует РФ, и доля такого участия составляет не менее 50 %.
Пониженные тарифы страховых взносов Законом изменены не были.

Закон касается и государственной аккредитации в Минцифры России. Действовавший ранее Порядок государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, применялся до 1 августа 2022 г. (п. 5 ст. 2 Закона).

2 августа 2022 г. стало известно, что Минцифры предлагает изменить Порядок государственной аккредитации и предусмотреть следующие требования к организациям: 
  • выручка от ИТ-деятельности составляет минимум 30 %, при этом организация ведет раздельный учет доходов. В бухгалтерской отчетности, сформированной за предыдущий отчетный период, должна быть отражена выручка от профильной деятельности;
  • организация имеет профильный ОКВЭД в качестве основного;
  • не менее 80 % сотрудников компании получают зарплату не ниже средней по стране.
Стартапы, не имеющие выручки, но инвестирующие в ИТ, также смогут претендовать на получение государственной аккредитации. Для этого им потребуется заявить разрабатываемый проект в области ИТ и указать статус его реализации.

О чем подумать, что сделать

В связи с принятием Закона IT-компаниям и иным организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий, целесообразно провести «аудит» деятельности на право применения налоговых льгот. Особенно это касается организаций, в отношении которых планируется осуществить реорганизацию. 

Заблаговременное выявление и устранение возможных нарушений позволит минимизировать риск привлечения организации к ответственности.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» отслеживают изменения в законодательстве в части налоговых льгот для IT-компаний. В случае принятия подзаконных актов или опубликования официальных разъяснений ФНС России и Минцифры России по вопросу применения Закона мы проинформируем вас об этом.

В связи с изменениями законодательства мы готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку организациям, осуществляющим или планирующим осуществлять деятельность в области информационных технологий с целью получения льгот и иных мер поддержки:
  • проверка наличия оснований применения льгот и мер поддержки;
  • консультирование по вопросам приведения деятельности компании в соответствие с условиями получения мер поддержки; 
  • помощь в получении государственной аккредитации в качестве IT-компании;
  • консультирование по вопросам взаимодействия с государственными органами (при необходимости).

[1] Федеральный закон от 14.07.2022 № 321-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон).


Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

28.09.2022
Александр Виноградов в «Топ 100 директоров по персоналу»
28.09.2022
Елена Соколовская выступила на Антимонопольном форуме 2022
15.09.2022
Внесудебное урегулирование спора между двумя клиентами компании
15.09.2022
Сайт «Пепеляев Групп» признан лучшим среди российских юридических фирм
07.09.2022
Наталья Присекина рассказала на ВЭФ о Международном коммерческом арбитражном суд...
07.09.2022
«Пепеляев Групп» оказала правовую поддержку АО «КТК-Р» в ходе судебного разбират...
02.09.2022
Усиление IP-практики «Пепеляев Групп»
29.08.2022
Юристы «Пепеляев Групп» провели семинар для корейского бизнеса во Владивостоке