Загрузка...
29.07.2011
5 мин. на чтение

Новое в законодательстве о проверках и легализация пролонгации административного приостановления деятельности

Юридическая Компания «Пепеляев Групп» сообщает, что c 1 августа 2011 г. (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки) вступает в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Существенные изменения вносятся в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон о проверках) и в ряд отраслевых законодательных актов в части, касающейся отраслевых проверок, установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности проверяющих или за уклонение от проверок, легализован сложившийся в правоприменительной практике порядок пролонгации административного приостановления деятельности и применения временного запрета деятельности. Назовем наиболее принципиальные, на наш взгляд, для бизнеса положения нового регулирования:

СФЕРА КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

Систематизирован и дополнен перечень сфер деятельности и видов контроля, на которые Закон о проверках не распространяется (например, государственный контроль за осуществлением клиринговой деятельности, надзор в национальной платежной системе, таможенный контроль и др.).

Изменён перечень видов контроля (надзора), особенности проведения которых могут устанавливаться другими федеральными законами:

Исключены: контроль в области обращения и защиты информации, за оборотом оружия, боеприпасов и патронов к нему, за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также таможенный контроль.

Добавлены: пожарный надзор; за проведением лотерей; в области организации и проведения азартных игр; за деятельностью некоммерческих организаций, контроль (надзор) на территории особой экономической зоны.

УВЕДОМЛЕНИЯ О НАЧАЛЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Расширен перечень отдельных видов предпринимательской деятельности, при начале ведения которой на предпринимателя возлагается обязанность уведомления органа государственного контроля (надзора) о начале ее осуществления, следующими видами:

- производство эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений;

- производство тары и упаковки;

- производство мебели;

- производство средств индивидуальной защиты;

- производство пожарно-технической продукции;

- производство низковольтного оборудования;

- производство строительных материалов и изделий;

- оказание социальных услуг.

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ И ПЕРСОНИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

Новая редакция закона о проверках предусматривает возможность передачи полномочий федерального и регионального государственного контроля (надзора) соответственно органам государственного контроля субъектов РФ и органам муниципального контроля.

Перечень проверяющих должностных лиц и их полномочия должны быть установлены на федеральном уровне Президентом РФ или Правительством РФ, в субъектах РФ – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в муниципальных образованиях - муниципальным правовым актом, по-видимому, местной администрации.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ ПРОВЕРОК

При этом порядок разработки и принятия административных регламентов проверок федеральных органов государственного контроля определяется Правительством РФ, а органов государственного контроля субъектов РФ и муниципальных образований – нормативными правовыми актами субъектов РФ.

ПОСТОЯННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР)

Нововведением закона является режим постоянного государственного контроля (надзора) на объектах повышенной опасности, к которым могут быть отнесены отдельные объекты использования атомной энергии, опасные производственные объекты и гидротехнические сооружения. Такой режим, как и перечень особо опасных объектов, в отношении которых он вводится, порядок проверок в рамках указанного режима устанавливается Правительством РФ.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОВЕРОК И ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ

В ежегодных планах проведения проверок помимо наименования юридического лица должен будут содержаться наименования филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений, деятельность которых подлежит плановым проверкам, их места нахождения.

При ведении предпринимательской деятельности в сферах теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в жилищной сфере плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Прокурор может потребовать проведения внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

СРОК ПРОВЕРКИ

Устанавливается максимальный общий срок проверки - 60 рабочих дней при проверке филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации. При этом срок проведения каждой проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица.

Также изменения внесены в многочисленные федеральные законы, регулирующие отношения в различных сферах экономической деятельности. Изменения внесены в регулирование государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в области транспорта, связи, строительства, энергетики, сельского хозяйства, естественных монополий, оборота отдельных видов продукции, рекламы, азартных игр, миграции, здравоохранения, защиты прав потребителей, охраны государственной тайны, информации и персональных данных, охраны окружающей среды, промышленной, ядерной, радиационной, пожарной, транспортной безопасности и в других сферах. Указанные изменения направлены на то, чтобы положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" были согласованы с положениями других федеральных законов, регулирующих отдельные виды государственного контроля (надзора) и особенности проведения контрольных мероприятий при ведении различных видов предпринимательской деятельности.

ЛЕГАЛИЗОВАН ПОРЯДОК ПРОЛОНГАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИМЕНЕНИЯ ВРЕМЕННОГО ЗАПРЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По истечении срока административного приостановления деятельности проверяется, устранены ли обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. В случае, если они не устранены, составляется новый протокол об административном правонарушении, может быть применен временный запрет деятельности и наказание в виде административного приостановления деятельности может быть назначено снова.

При временном запрете деятельности должностным лицом, составившим протокол о временном запрете деятельности, производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем или законным представителем юридического лица указанных в протоколе о временном запрете деятельности мероприятий, необходимых для временного запрета деятельности.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Специалисты «Пепеляев Групп» обладают профессиональным опытом подготовки компаний, их должностных лиц и работников к проверкам органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, сопровождения в рамках проведения контрольных мероприятий, представления интересов компаний и их должностных лиц по делам об административных правонарушениях в административных и судебных органах и готовы оказать весь спектр юридических услуг по вопросам, связанным с подготовкой к проверкам и их проведением, а также с применением мер административной ответственности.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

В Москве — к Елене Овчаровой, Руководителю группы Административно-правовой защиты бизнеса, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Наталии Травкиной, Ведущему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по n.travkina@pgplaw.ru

в Санкт-Петербурге – к Сергею Спасеннову, Партнеру, по тел.: (812) 640-60-10 либо по e-mail


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

29.01.2024

Без вины не должно быть ответственности! Включение в реестр недобросовестных поставщиков

Из ролика вы узнаете о проблемах доказывания вины в таком виде публично-правовой ответственности как включение в реестр недобросовестных поставщиков.

Смотреть

16.02.2024

Открываем заведение общепита

Руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп» Наталия Травкина приняла участие в подготовке...

22.01.2024

О назначении административной ответственности за нарушения валютного законодательства

ФНС России выразила позицию по поправкам в КоАП РФ, регулирующим административную ответственность юридических лиц. Руководитель...

29.12.2023

Административная ответственность: важные изменения 2023 года

Право прокурора на возбуждение административного дела вне рамок надзорной деятельности прокуратуры комментирует руководитель...

30.10.2023

Силовиков отстранят от проверок бизнеса: мнение юристов

МВД предлагают отстранить от возбуждения административных дел против бизнесменов по тем составам КоАП, за соблюдением которых...