Закрыть
Поиск по сайту
Закрыть

Новые мероприятия государственного контроля (надзора)

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует, что с 1 января 2017 г. вступили в силу важные изменения и дополнения Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»*, устанавливающие принципиально иные подходы к организации и проведению мероприятий государственного контроля (надзора)**.

Представляем вашему вниманию наиболее интересные новеллы.

В сферу действия Федерального закона № 294-ФЗ и в понятие государственного контроля включены мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на которые с 1 января 2017 года распространяются положения Федерального закона № 294-ФЗ, в частности: 

  1. плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств;
  2. административные обследования объектов земельных отношений;
  3. исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды при осуществлении государственного экологического, социально-гигиенического мониторинга;
  4. измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения;
  5. наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
  6. наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации;
  7. наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которую они обязаны представлять.

Этот перечень является открытым: другие виды и формы мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями могут быть установлены федеральными законами. 

Основание проведения таких мероприятий - задание на его проведение от руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа контроля (надзора).

Последствия таких мероприятий: 

  • пресечение нарушений (при их выявлении),
  • направление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (при получении сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований),
  • назначение и проведение внеплановой проверки (при необходимости).

Вводится такое мероприятие по контролю как контрольная закупка, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям. 

Основанием для проведения контрольной закупки может быть:
  1. задание руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа государственного контроля (надзора) в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, если это предусмотрено положением о соответствующем виде федерального государственного контроля (надзора). При этом используется исключительно риск-ориентированный подход.
  2. основания, аналогичные тем, которые предусмотрены для проведения внеплановой проверки, в частности:
  • истечение срока исполнения выданного предписания;
  • обращение за лицензией, если проведение проверки предусмотрено правилами предоставления лицензии;
  • поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора;
  • мотивированное представление должностного лица органа контроля (надзора) по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан и юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ об определенных фактах,например, возникновения угрозы причинения вреда либо причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде и пр., безопасности государства, а также угрозы либо возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о нарушении прав потребителей;
  • выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при риск-ориентированном государственном контроле оснований для проведения внеплановой проверки, предусмотренных положением о соответствующем виде федерального государственного контроля (надзора).

О проведении контрольной закупки составляется акт, в котором указываются сведения о нарушении обязательных требований, если они выявлены при проведении контрольной закупки. 

Вводятся профилактические мероприятия, которые проводятся для предупреждения нарушений обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, в соответствии с ежегодно утверждаемыми органами контроля программами профилактики нарушений. Это, в частности:

  • размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида контроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
  • информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в СМИ и иными способами, особенно в части новелл;
  • регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления контроля (надзора) по сферам деятельности и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься в целях их недопущения;
  • выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Кроме того:
  1. Предполагается определение перечня видов государственного/муниципального контроля и органов государственного/муниципального контроля, уполномоченных на их осуществление;
  2. В отдельных случаях может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов);
  3. Риск-ориентированный подход дополнен индикаторами риска для внеплановой проверки и/или иных мероприятий по контролю.

О чем подумать, на что обратить внимание

Для лучших результатов проверки необходимо предпринимать превентивные меры:
  • под особым контролем держать информацию о деятельности компании, передаваемую в органы государственного контроля (надзора);
  • разрабатывать и внедрять внутренние политики, пошагово регламентирующие действия работников компании;
  • осуществлять постоянный внутренний контроль и проводить регулярный внутренний аудит деятельности компании;
  • внимательно вести договорную работу и медиацию – так как информация от недовольных контрагентов может явиться основанием для проведения проверки;
  • проводить тренинги (в случаях повышенного риска индивидуальные) и инструктаж работников;
  • мониторить информацию о контрольных мероприятиях и готовиться к ним.

Обращаем ваше особое внимание на то, что актуальная для бизнеса реформа контроля и надзора, недавно включенная в число приоритетных проектов государства, начнется в 2017 году с распределения всех подконтрольных объектов по категориям риска. Цель такой работы - отказ от практики сплошных проверок в пользу предотвращения нарушений и сокращения ущерба. 

Будут актуализированы обязательные требования для пяти секторов — розничной торговли, общественного питания, производства пищевых продуктов, операций с недвижимым имуществом и пассажирских перевозок. 

Облик будущей системы контроля и надзора описан в паспорте приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»3. К концу действия программы в два раза должна быть сокращена «административная нагрузка» на бизнес, но методика определения и расчета этого показателя будет сформирована только к середине 2017 г.


Помощь консультанта

Специалисты ООО «Пепеляев Групп» оказывают юридическую помощь в подготовке к любым контрольным мероприятиям, в сопровождении компании и ее должностных лиц при их проведении, в урегулировании и возможном оспаривании их результатов.


* Далее по тексту – Федеральный закон № 294-ФЗ.
** Изменения и дополнения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ.

Возврат к списку

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

18.10.2021
Конституционный Суд РФ принял жалобу, подготовленную специалистами «Пепеляев Гру...
01.10.2021
Константин Шарловский принял участие в Партнеринге «Лекарства России – к междисц...
17.09.2021
Юристы «Пепеляев Групп» успешно защитили интересы пациентки в суде по делу, связ...
26.08.2021
Александр Кузнецов – автор монографии «Реорганизация хозяйственных обществ: граж...
19.08.2021
«Пепеляев Групп» усиливает судебную практику в сфере корпоративных споров
28.07.2021
«Пепеляев Групп» усиливает свои позиции в области энергетики
28.07.2021
Рекомендации от ФПА РФ: как обезопасить себя от действий мошенников, прикрывающи...
18.06.2021
Прецедентный проект «Пепеляев Групп»: Верховный Суд впервые рассмотрел дело о во...

Вход | Регистрация

E-mail

Click here to subscribe our English newsletters