Загрузка...

Новые мероприятия государственного контроля (надзора)

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует, что с 1 января 2017 г. вступили в силу важные изменения и дополнения Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»*, устанавливающие принципиально иные подходы к организации и проведению мероприятий государственного контроля (надзора)**.

Представляем вашему вниманию наиболее интересные новеллы.

В сферу действия Федерального закона № 294-ФЗ и в понятие государственного контроля включены мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на которые с 1 января 2017 года распространяются положения Федерального закона № 294-ФЗ, в частности: 

  1. плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств;
  2. административные обследования объектов земельных отношений;
  3. исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды при осуществлении государственного экологического, социально-гигиенического мониторинга;
  4. измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения;
  5. наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
  6. наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации;
  7. наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которую они обязаны представлять.

Этот перечень является открытым: другие виды и формы мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями могут быть установлены федеральными законами. 

Основание проведения таких мероприятий - задание на его проведение от руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа контроля (надзора).

Последствия таких мероприятий: 

  • пресечение нарушений (при их выявлении),
  • направление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (при получении сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований),
  • назначение и проведение внеплановой проверки (при необходимости).

Вводится такое мероприятие по контролю как контрольная закупка, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям. 

Основанием для проведения контрольной закупки может быть:
  1. задание руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа государственного контроля (надзора) в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, если это предусмотрено положением о соответствующем виде федерального государственного контроля (надзора). При этом используется исключительно риск-ориентированный подход.
  2. основания, аналогичные тем, которые предусмотрены для проведения внеплановой проверки, в частности:
  • истечение срока исполнения выданного предписания;
  • обращение за лицензией, если проведение проверки предусмотрено правилами предоставления лицензии;
  • поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора;
  • мотивированное представление должностного лица органа контроля (надзора) по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан и юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ об определенных фактах,например, возникновения угрозы причинения вреда либо причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде и пр., безопасности государства, а также угрозы либо возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о нарушении прав потребителей;
  • выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при риск-ориентированном государственном контроле оснований для проведения внеплановой проверки, предусмотренных положением о соответствующем виде федерального государственного контроля (надзора).

О проведении контрольной закупки составляется акт, в котором указываются сведения о нарушении обязательных требований, если они выявлены при проведении контрольной закупки. 

Вводятся профилактические мероприятия, которые проводятся для предупреждения нарушений обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, в соответствии с ежегодно утверждаемыми органами контроля программами профилактики нарушений. Это, в частности:

  • размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида контроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
  • информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в СМИ и иными способами, особенно в части новелл;
  • регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления контроля (надзора) по сферам деятельности и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься в целях их недопущения;
  • выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Кроме того:
  1. Предполагается определение перечня видов государственного/муниципального контроля и органов государственного/муниципального контроля, уполномоченных на их осуществление;
  2. В отдельных случаях может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов);
  3. Риск-ориентированный подход дополнен индикаторами риска для внеплановой проверки и/или иных мероприятий по контролю.

О чем подумать, на что обратить внимание

Для лучших результатов проверки необходимо предпринимать превентивные меры:
  • под особым контролем держать информацию о деятельности компании, передаваемую в органы государственного контроля (надзора);
  • разрабатывать и внедрять внутренние политики, пошагово регламентирующие действия работников компании;
  • осуществлять постоянный внутренний контроль и проводить регулярный внутренний аудит деятельности компании;
  • внимательно вести договорную работу и медиацию – так как информация от недовольных контрагентов может явиться основанием для проведения проверки;
  • проводить тренинги (в случаях повышенного риска индивидуальные) и инструктаж работников;
  • мониторить информацию о контрольных мероприятиях и готовиться к ним.

Обращаем ваше особое внимание на то, что актуальная для бизнеса реформа контроля и надзора, недавно включенная в число приоритетных проектов государства, начнется в 2017 году с распределения всех подконтрольных объектов по категориям риска. Цель такой работы - отказ от практики сплошных проверок в пользу предотвращения нарушений и сокращения ущерба. 

Будут актуализированы обязательные требования для пяти секторов — розничной торговли, общественного питания, производства пищевых продуктов, операций с недвижимым имуществом и пассажирских перевозок. 

Облик будущей системы контроля и надзора описан в паспорте приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»3. К концу действия программы в два раза должна быть сокращена «административная нагрузка» на бизнес, но методика определения и расчета этого показателя будет сформирована только к середине 2017 г.


Помощь консультанта

Специалисты ООО «Пепеляев Групп» оказывают юридическую помощь в подготовке к любым контрольным мероприятиям, в сопровождении компании и ее должностных лиц при их проведении, в урегулировании и возможном оспаривании их результатов.


* Далее по тексту – Федеральный закон № 294-ФЗ.
** Изменения и дополнения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ.

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

28.09.2022
Александр Виноградов в «Топ 100 директоров по персоналу»
28.09.2022
Елена Соколовская выступила на Антимонопольном форуме 2022
15.09.2022
Внесудебное урегулирование спора между двумя клиентами компании
15.09.2022
Сайт «Пепеляев Групп» признан лучшим среди российских юридических фирм
07.09.2022
Наталья Присекина рассказала на ВЭФ о Международном коммерческом арбитражном суд...
07.09.2022
«Пепеляев Групп» оказала правовую поддержку АО «КТК-Р» в ходе судебного разбират...
02.09.2022
Усиление IP-практики «Пепеляев Групп»
29.08.2022
Юристы «Пепеляев Групп» провели семинар для корейского бизнеса во Владивостоке