В широко обсуждаемом законопроекте Правительства РФ о масштабных изменениях в Налоговый кодекс РФЗаконопроект № 1026190-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1026190-8. (далее – Законопроект) нашлось место и поправкам в регулирование налогового мониторинга. Эти изменения почти полностью повторяют те, что раньше (еще в начале 2025 г.) предлагал Минфин РоссииID проекта: 154001. URL: https://regulation.gov.ru/. См.: алерт «Планируемые изменения в правила налогового мониторинга». URL: https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/planiruemye-izmeneniya-v-pravila-nalogovogo-monitoringa/.. Напомним, о чем они.
Переход на налоговый мониторинг
Планируется, что для перехода на налоговый мониторинг компании нужно будет соответствовать одному из трех суммовых критериев (не менее 80 млн руб. уплаченных налогов / 800 млн руб. доходов / 800 млн руб. стоимости активов), а не всем сразу, как сейчас.Комментарий «Пепеляев Групп»
Концепция развития мониторинга уже в 2020 г. предусматривала расширение круга его участников за счет возможности перехода на него при достижении любого из суммовых порогов. Теперь эти положения отражены в Законопроекте. Если поправки примут, это будет третьим с момента появления данной формы налогового контроля снижением суммовых критериев для вступления в мониторинг.
Предполагается расширение полномочий налоговых органов, проводящих мониторинг:
- увеличивается перечень оснований для осмотра (ст. 92 НК РФ) – его можно будет проводить при выявлении противоречий (несоответствий) в документах (информации) компании, неправильной уплаты налогов, проверке фактических затрат в рамках СЗПК;
- добавляется право проводить выемку (ст. 94 НК РФ).
Комментарий «Пепеляев Групп»
Когда мониторинг только появился, у налоговых органов было лишь право истребовать документы (информацию), связанные с уплатой налогов.
Со временем права инспекций расширялись, и если Законопроект примут, то полномочия налоговых органов, проводящих мониторинг, будут равны их полномочиям в рамках выездных проверок.
В связи с этим расширением логичной выглядела бы отмена (или хотя бы сужение) оснований для проведения выездных проверок действующих участников мониторинга: в рамках проверки вышестоящим налоговым органом нижестоящего и в связи с невыполнением мотивированного мнения (п. 5.1 ст. 89 НК РФ).
Неясно, для чего сохранять эти основания для проверок, если объем и скорость передачи информации от компаний в налоговые органы в ходе мониторинга постоянно растут и полномочия инспекций в рамках мониторинга становятся ровно теми же, что и для выездных проверок.
Что нового в такой ситуации может сказать налоговый орган по итогам выездной проверки, если компания досконально проверяется в рамках мониторинга? Ничем иным, как избыточным налоговым контролем, противоречащим принципам налогового мониторинга, такое положение дел не назовешь.
Прекращение налогового мониторинга
Законопроект более чем в два раза увеличивает перечень оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга. Среди новых оснований в том числе:- систематическое (два раза и более за период проведения мониторинга) нарушение порядка и сроков доступа налогового органа к информационным системам компании;
- несоответствие регламента информационного взаимодействия / информационных систем / системы внутреннего контроля компании требованиям, установленным ФНС России.
Комментарий «Пепеляев Групп»
Поправки направлены на повышение дисциплины компаний, находящихся на мониторинге, в части соблюдения требований к информационным системам и системе внутреннего контроля.
С одной стороны, обоснованно, что, поскольку для перехода и нахождения на мониторинге установлены определенные требования, их несоблюдение должно влечь негативные последствия.
С другой – действительно ли сейчас подходящее время для установления столь суровой меры ответственности, как досрочное прекращение мониторинга, скажем, при нарушении требований к информационным системам? Эти требования ФНС России постоянно обновляются и усложняются и для их выполнения необходимы значительные вложения со стороны компаний. При этом экономическая ситуация в стране остается непростой.
Что касается системы внутреннего контроля, непонятно, о несоответствии каким именно требованиям идет речь? Ведь на мониторинг могут перейти компании с разными уровнями развития такой системы. Оценку на соответствие какому уровню предполагается проводить в рамках предлагаемой нормы?
Полагаем, что законодателю как минимум следует сделать оговорки, смягчающие основания для применения последствий нарушения компаниями соответствующих требований. Например, можно указать, что только систематическое нарушение требований и только то, которое стало препятствием для проведения мониторинга, влечет соответствующее негативное последствие. Кроме того, необходимо уточнить в законе, что понимается под несоответствием системы внутреннего контроля предъявляемым ФНС России требованиям.
Налоговый мониторинг в отношении компаний – правопреемников участников мониторинга
Ряд поправок посвящен особенностям проведения налогового мониторинга в отношении компаний – правопреемников участников мониторинга.Сейчас государственная регистрация прекращения деятельности компании в результате реорганизации является основанием для досрочного прекращения мониторинга (подп. 4 п. 1 ст. 105.28 НК РФ).
Как следует из Законопроекта, после реорганизации налоговый мониторинг будет проводиться автоматически в отношении компании-правопреемника.
Реорганизованным компаниям необходимо будет проверить актуальность представленных до реорганизации сведений, касающихся налогового мониторинга. При выявлении несоответствий у них будет месяц с момента реорганизации для того, чтобы актуализировать данные. Если компания-правопреемник не актуализирует сведения в течение месяца, это станет основанием для досрочного прекращения мониторинга.
Если компания-правопреемник захочет выйти из мониторинга после реорганизации, она должна будет подать заявление об отказе от проведения мониторинга.
Комментарий «Пепеляев Групп»
Положения о сохранении права нахождения на мониторинге после реорганизации, очевидно, облегчат жизнь компаниям-правопреемникам. Реорганизация в подобной ситуации будет влечь необходимость только актуализировать сведения, касающиеся налогового мониторинга, применительно к новой компании, а не пройти процедуру перехода на эту форму контроля.
Налоговый мониторинг в отношении участников СЗПК
Согласно действующему регулированию участники СЗПК обязаны представить налоговому органу в первый период проведения налогового мониторинга сведения о фактических затратах с даты заключения СЗПК.Поправками предлагается установить, что в первый период проведения мониторинга сведения о фактических затратах будут представляться, начиная с наиболее ранней из следующих дат:
- принятия решения об утверждении бюджета на капитальные расходы;
- принятия решения об осуществлении инвестиционного проекта.
Комментарий «Пепеляев Групп»
Поправки направлены на увеличение глубины проведения налогового мониторинга в отношении компаний, заключивших СЗПК.
Напомним, что у таких компаний нет выбора, переходить на налоговый мониторинг или нет. Мониторинг для них обязателен.
О чем подумать, что сделать
Учитывая, что текущая версия изменений в регулирование налогового мониторинга почти полностью повторяет поправки, которые ранее предлагал Минфин России, очень вероятно, что именно в такой редакции и будет принят закон (скорее всего, до конца года).В связи с этим компаниям, которые планировали вступление в мониторинг и соответствуют одному из суммовых критериев, можно уже более прицельно думать о переходе.
Компаниям, которые уже на него перешли, следует провести аудит информационных систем и системы внутреннего контроля, чтобы исключить риск досрочного прекращения налогового мониторинга.
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» имеют большой опыт консультирования по вопросам, связанным со вступлением в налоговый мониторинг и нахождением на этой форме контроля.Мы готовы помочь вам с диагностикой системы внутреннего контроля и выработкой рекомендаций по ее доработке; подготовкой документов для вступления в налоговый мониторинг и сопровождением при переходе на мониторинг; совершенствованием системы внутреннего контроля и внутренних документов.