Загрузка...
18.11.2010
5 мин. на чтение

Минтранс опубликовал проект правил предоставления субсидий

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что на официальном сайте Министерства транспорта РФ (http://www.mintrans.ru/) 13 ноября 2010 г. размещен проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров – жителей Калининградской области из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении»

Правила устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта, осуществляющим воздушные перевозки пассажиров – жителей Калининградской области из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении воздушными судами в салонах экономического класса с 1 января по 31 декабря текущего финансового года включительно по установленным маршрутам по специальному тарифу.

Субсидирование предусмотрено на маршрутах между Калининградом и Москвой, Калининградом и Санкт-Петербургом в отношении пассажиров – граждан России, зарегистрированных по месту жительства [1] в Калининградской области, в возрасте до 23 лет и свыше 60 лет. Специальный тариф устанавливается самим авиаперевозчиком, однако его размер (с учетом НДС) указан в самих Правилах и составляет (в руб.):

Маршрут

Специальный тариф в одном направлении

Предельный размер субсидии на одного пассажира

Калининград - Москва - Калининград

3600

2250

Калининград - Санкт-Петербург - Калининград

3300

1700

Право на получение субсидии предоставляется авиаперевозчикам, заключившим с Федеральным агентством воздушного транспорта (ФАВТ) договор о предоставлении субсидии и осуществившим воздушную перевозку пассажиров по специальному тарифу. В этой программе могут участвовать авиаперевозчики, являющиеся российскими организациями воздушного транспорта и осуществляющие воздушные перевозки пассажиров – жителей Калининградской области из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении регулярными рейсами по установленным маршрутам.

Для заключения договора авиаперевозчик не позднее 25 декабря текущего финансового года представляет в ФАВТ заявление о готовности осуществлять воздушную перевозку пассажиров по специальному тарифу, составленное в произвольной форме, с указанием маршрутов и типов воздушных судов, которые планируется использовать при воздушной перевозке пассажиров, а также предложений по размерам субсидий на одного пассажира на этих маршрутах, не превышающим величину, приведенную в Правилах.

Правилами установлена очередность заключения договоров:

а) в первую очередь – с авиаперевозчиком, предложившим осуществлять перевозки по специальному тарифу на маршруте за наименьший размер субсидии на одного пассажира;

б) во вторую очередь – с авиаперевозчиками, планирующими использовать для осуществления воздушной перевозки пассажиров по специальному тарифу на маршруте современные воздушные суда отечественного производства;

в) в третью очередь – с авиаперевозчиками, планирующими использовать для воздушной перевозки пассажиров по специальному тарифу на маршруте другие воздушные суда, при удовлетворении заявлений авиаперевозчиков первой и второй очередей.

Очередность заключения договоров с авиаперевозчиками второй и третьей очереди устанавливается в зависимости от степени уменьшения размера субсидии на одного пассажира по сравнению с предельным размером, установленным Правилами.

Правилами подробно предусмотрено содержание условий договора между авиаперевозчиком и ФАВТ. Основное условие связано с квотированием мест в салоне экономического класса воздушного судна для обеспечения воздушной перевозки пассажиров по специальному тарифу (в зависимости от пассажировместимости салона, а также от того, какое воздушное судно - отечественного или иностранного производства – используется при перевозке).

Субсидия предоставляется авиаперевозчику ежемесячно и рассчитывается как произведение количества фактически перевезенных пассажиров по маршруту за отчетный месяц и размера субсидии на одного пассажира.

В случае замены при выполнении воздушной перевозки пассажиров по специальному тарифу современного воздушного судна отечественного производства на другое воздушное судно расчет субсидии производится в пределах квоты, установленной для этого другого воздушного судна.

Комментарий Пепеляев Групп

Предлагаемый проект свидетельствует о том, что Минтранс вернулся к проблематике социальных пассажирских перевозок из Калининграда в центральную часть страны и обратно. Эта проблема вызывала обеспокоенность как региональных властей, так и федерального центра. Как известно, новый этап обсуждений данной проблемы был связан со сложившейся после банкротства авиакомпании «КД авиа» ситуацией.

Несмотря на высказывавшиеся некоторыми экспертами предложения по включению в данную программу других крупных транспортных узлов европейской территории России, фактически предложено субсидирование только перелетов между Калининградом и Москвой, Калининградом и Санкт-Петербургом. Так, например, аналогичная программа действует на Дальнем Востоке [2], при этом субсидирование предусмотрено в отношении перевозок всех граждан России в возрасте до 23 лет и старше 60 лет вне зависимости от места проживания (регистрации), а также предусмотрен более широкий круг маршрутов (пунктов начала перевозки и пунктов назначения).

Выводы и рекомендации

Обобщая содержание представленного Минтрансом проекта, имеющего явно выраженную социальную направленность, следует отметить следующие предусмотренные проектом Правил обстоятельства:

  •  во-первых, субсидирование распространяется только на перевозки российскими компаниями регулярными рейсами; 
  •  во-вторых, субсидирование коснется перевозок только наиболее «уязвимых» («социально незащищенных») категорий граждан – установлены как возрастные ограничения пассажиров (до 23 лет и свыше 60 лет), так и требование регистрации по месту жительства в Калининградской области; 
  •  в-третьих, строго определена маршрутная составляющая – никаким образом не охвачены другие города европейской части России; 
  •  в-четвертых, определенный приоритет при заключении договора о предоставлении субсидии предоставляется перевозчикам, использующим отечественные воздушные суда.

Отметим также, что с точки зрения налогообложения участие в подобных программах, вероятно, позволит применять в отношении НДС положения п. 2 ст. 154 НК РФ.

Согласно указанной норме «при реализации услуг с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации».

Также НК РФ предусмотрено, что «суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются».

Перспективы принятия данных Правил представляются существенными, что вызвано большим социальным значением данного документа. В то же время не исключено, что в ходе дальнейших обсуждений в документ могут быть внесены коррективы.

Рекомендуем своевременно направить в Минтранс РФ и Правительство РФ предложения по доработке проекта Постановления и их обоснование.



[1] См. положения Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

[2] См. Постановление Правительства РФ от 29.12.2009 г. № 1095 «Об утверждении Правил предоставления в 2010 году субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении»


Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:  

в Москве – к Андрею Никонову, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Даниилу Крымскому, Младшему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail

в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, Руководителю налоговой практики (Спб), по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

29.10.2024

Риски для целей налогового мониторинга: что отражать, как оценивать, чего ждать?

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с авторами статьи «Риски для целей налогового мониторинга: что отражать, как оценивать, чего ждать?» Ната...

Смотреть

03.08.2021

ФАС не повлиял на сроки транспортной реформы в Петербурге

Предписание ФАС устранить незначительные нарушения при проведении госзакупок на сумму более 203 млрд рублей для реализации...

29.07.2021

Транспортной реформе погрозили знаком бесконечности

Стало известно о решении ФАС по десяти жалобам петербургского перевозчика «АвтоЛайн» на условия конкурса по обслуживанию...

06.04.2020

Продажи и поставки в период коронавируса: разрешить нельзя ограничить

Перечень основных проблем, с которыми могут столкнуться из-за введенных и вводимых ограничений предприятия сферы общепита,...

11.07.2018

Разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам перевозки автотранспортом и транспортной экспедиции

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует, что Пленум Верховного Суда РФ разъяснил ряд вопросов, возникающих...