Загрузка...
19.06.2023
3 мин. на чтение

Минфин России утвердил новый Перечень офшорных зон

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что опубликован Приказ Минфина России от 05.06.2023 № 86н, существенным образом расширяющий Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

С 01 июля 2023 года к офшорным зонам будут отнесены 91 государство и территория вместо 42, предусмотренных Перечнем, действующим сейчас. В основном это расширение произошло за счёт иностранных государств и территорий, совершающих в отношении РФ, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия. Но при этом, например, Объединенные Арабские Эмираты в этом Перечне остались.

Что это значит для российских налогоплательщиков

  • российские компании, получающие дивиденды от иностранных организаций, находящихся в государствах и территориях, попавших в Перечень, не смогут применить ставку 0 % по таким дивидендам (подпункт 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ);

  • сделки с иностранными организациями, находящимися в государствах и территориях, попавших в Перечень, могут оказаться контролируемыми и в отсутствии взаимозависимости между сторонами (подпункт 3 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ);

  • к безвозмездному получению имущества, имущественных прав от иностранных участников, находящимися в государствах и территориях попавших в Перечень, следует относиться аккуратно, поскольку по общему правилу на такие операции не будет распространяться освобождение от налогообложения, предусмотренное подпунктом 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ;

  • возникают некоторые нюансы применительно к налогообложению контролируемых иностранных компаний и международных холдинговых компаний. 

Что это значит для российских финансовых организаций

Ряду российских финансовых организаций запрещается прямо или косвенно иметь в структуре собственности участников (акционеров) из таких государств. Такой запрет полностью или в части установлен, например, для:

  • страховых компаний и филиалов иностранных страховых компаний в РФ,

  • пенсионных фондов,

  • микрофинансовых организаций,

  • управляющих компаний инвестиционных фондов,

  • операторов обмена цифровыми финансовыми активами,

  • операторов инвестиционных платформ,

  • операторов финансовых платформ,

  • форекс-дилеров,

  • управляющих компаний специализированных обществ,

  • клиринговых организаций,

  • организаторов торговли,

  • специализированных депозитариев,

  • специализированных финансовых обществ,

  • специализированных обществ проектного финансирования.

Комментарий

При отсутствии специальных разъяснений со стороны Банка России и/или внесения уточнений в отраслевое законодательство о деятельности соответствующих финансовых организаций может возникнуть необходимость в изменении структуры собственности тех из них, где есть лица из таких юрисдикций.

Также эти изменения могут затрагивать деятельность организаторов азартных игр и операторов лотереи.

Для кредитных организаций существует отдельный перечень[1], утверждаемый Банком России, для целей открытия корреспондентских счетов, а также для оценки прозрачности структуры собственности кредитных организаций. Такой перечень данные изменения не затрагивают.

Законодательство РФ содержит и иные ограничения/запреты для российских компаний с участниками из "офшорных зон". 

О чем подумать, что сделать

Такое существенное расширение Перечня офшорных зон может создать налоговые проблемы для российских налогоплательщиков, продолжающих вести бизнес с иностранными компаниями из этих юрисдикций. Мы предполагаем, что значительная часть вопросов будет относиться к трансфертному ценообразованию.

Финансовым организациям необходимо проанализировать структуру собственности на предмет наличия в ней лиц, не отвечающих требованиям отраслевого законодательства, предъявляемым к участникам (акционерам) таких компаний, а также наличия ограничений на сделки с долями (акциями) таких организаций, установленных специальными экономическими мерами.

Мы предполагаем, что в случае неприведения структуры собственности в соответствие с требованиями законодательства могут быть установлены ограничения на возможность лиц из таких юрисдикций осуществлять права участников (акционеров) соответствующих финансовых организаций. Для совершения таких действий может требоваться разрешение Правительственной комиссии.

Помощь консультанта

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» готовы оказать содействие в практическом применении новых правил, в частности, в анализе вопросов, относящихся к трансфертному ценообразованию (помощь в определении суммовых порогов по контролируемым сделкам, рекомендации по составлению уведомлений по контролируемым сделкам, подготовка документации по ТЦО).

Мы также готовы проанализировать возможное влияние новых правил на необходимость изменения структуры собственности конкретных финансовых организаций, а также проверить, какие препятствия создают участники из «офшорных зон» в конкретных ситуациях деятельности российских компаний.


[1] Указание Банка России от 07.08.2003 N 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)».


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

03.04.2023

Когда нужно обращаться к налоговому юристу - 7 основных ситуаций

В этом ролике вы узнаете, когда нужно обращаться к налоговому юристу.

Смотреть

11.06.2024

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 27 мая – 9 июня 2024

Ответственность за неуведомление о начале деятельности могут ужесточить; определено, как перевозчикам и отправителям р...

28.05.2024

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 13–26 мая 2024

Установлен временный порядок совершения сделок по приобретению исключительных прав на РИД/средства индивидуализации у пр...

14.05.2024

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 29 апреля – 12 мая 2024

Разработан перечень товаров, в отношении которых уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупн...

02.05.2024

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 15–28 апреля 2024

Штрафы за несоблюдение уведомительного порядка о предпринимательской деятельности могут увеличить; правила выдачи разр...