Загрузка...
29.03.2023
5 мин. на чтение

К уже существующим условиям совершения сделок по отчуждению «недружественными» нерезидентами акций и долей российских АО и ООО добавлены новые

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее – Правкомиссия) дополнила перечень условий осуществления (исполнения) сделок (операций), направленных на отчуждение ценных бумаг, в том числе акций, долей (вкладов) в уставных капиталах российских хозяйственных обществ, с участием «недружественных» нерезидентов (лиц, находящихся под их контролем).

Напомним, что опубликованная ранее выписка из протокола Правкомиссии от 22.12.2022 № 118/1 содержала ряд условий[1], соблюдение которых учитывалось регулятором при решении вопроса о разрешении сделок (операций), направленных на отчуждение «недружественными» нерезидентами акций и долей в уставных капиталах российских хозяйственных обществ, включая наличие независимой оценки рыночной стоимости активов, предоставление дисконта в размере не менее 50 % от рыночной стоимости соответствующих активов и пр.

Опубликованная 27.03.2023 на сайте Минфина России выписка из протокола заседания подкомиссии Правкомиссии от 02.03.2023 № 143/4[2] (далее – Выписка из Протокола) дополняет условия из протокола Правкомиссии № 118/1 следующими условиями:

  • обязательство по осуществлению добровольного направления в федеральный бюджет денежных средств в размере не менее 10 % от половины рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете об оценке актива;

  • обязательство по осуществлению добровольного направления в федеральный бюджет денежных средств в размере не менее 10 % от рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете об оценке актива, в случае если продажа активов осуществляется с дисконтом более 90 % от рыночной стоимости активов, указанной в отчете об оценке актива.

Комментарий

По-своему изящная формулировка «обязательство (!) по осуществлению добровольного (!!) направления в бюджет средств» оставляет, к сожалению, открытыми вопросы, которые уже возникают на практике при согласовании и исполнении сделок по отчуждению активов.

1)   Чье это обязательство – продавца или покупателя? Видимо, по экономической логике это должно быть обязательство продавца, а на покупателя можно возложить отдельную обязанность удерживать из причитающихся продавцу средств соответствующую сумму и направлять ее в бюджет (подобно тому, как покупатель выступает налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате иностранному продавцу цены за приобретаемую российскую недвижимость – подп. 6 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса РФ). Но если дисконт составляет более 90 % рыночной стоимости активов (п. 2 Выписки из Протокола), то такой вариант невозможен – цена сделки будет меньше суммы, которую надо добровольно перечислить в бюджет.

Если же в бюджет надо перечислить 10 % от половины рыночной стоимости активов (п. 1 Выписки из Протокола), то можно предположить, что по выбору сторон (или Правкомиссии?) допустимы оба варианта – возложение обязательства на продавца или на покупателя по выбору сторон.

2)   Связанный с первым налоговый вопрос – может ли покупатель уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы в сумме средств, перечисленных в бюджет?

Если эти средства перечисляются из того, что принадлежит продавцу, то для покупателя это просто часть цены актива и, соответственно, вместе со всей ценой учитывается в расходах по налогу на прибыль в том же порядке, что и стоимость актива (например, расходы на приобретение долей в ООО или акций признаются в основном в момент их последующего выбытия – ст. 268, 280 НК РФ).

Но если цена сделки определена без учета суммы «добровольного» взноса и покупатель перечисляет его в бюджет из своих средств, инспекция может указать на то, что перечисление является безвозмездным и потому сумму такого взноса покупатель признать в расходах не может (п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ). В то же время такой подход представляется нам неверным – есть основания утверждать, что несение расходов является обязательным условием для согласования государством сделки по приобретению активов, а потому расходы экономически оправданны и должны уменьшать налогооблагаемую прибыль покупателя. Детальное обоснование такой позиции требует анализа условий конкретной сделки.

3)   Возможны и технические проблемы в том случае, если покупателем выступает иностранная организация из «дружественной» юрисдикции – тогда расчеты могут проходить между иностранными банками, и сам порядок добровольного перечисления средств в российский бюджет (не важно, какой стороной сделки) может вызвать вопросы.

Напомним, что указами Президента РФ от 08.09.2022 № 618[3] и от 01.03.2022 № 81[4] (далее – Указы) введены ограничения на совершение сделок (операций), влекущих возникновение права собственности на ценные бумаги, а также сделок (операций), которые прямо и/или косвенно влекут за собой установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и/или распоряжения долями, а также иных прав, позволяющих определять условия управления и/или осуществления предпринимательской деятельности российскими ООО, если данные сделки заключаются с участием «недружественных» нерезидентов[5] (за некоторым исключением). Такие сделки могут осуществляться только при условии получения разрешения Правкомиссии.

О чем подумать, что сделать

Выписка из Протокола не является прямым разрешением на совершение сделок (операций), которые соответствуют установленным в ней условиям. Даже при полном соответствии сделки (операции) таким условиям сохраняется необходимость получения указанными в Указах Президента РФ разрешений на совершение таких сделок (операций).

Полагаем, что несоответствие сделки (операции) установленным в Выписке из Протокола условиям с высокой долей вероятности будет являться основанием для отказа в выдаче необходимого разрешения. На этом основании мы рекомендуем придерживаться установленных Правкомиссией критериев при выработке условий сделок (операций) по отчуждению «недружественными» нерезидентами или лицами, находящимися под их контролем, акций или долей российских АО и ООО.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» оперативно отслеживают изменения в корпоративном законодательстве и обладают обширным опытом сопровождения предусмотренных законодательством корпоративных процедур.

В спектр услуг «Пепеляев Групп» входит юридическая поддержка по различным аспектам деятельности компаний, связанным с корпоративным законодательством, и в частности с сопровождением сделок с долями ООО и акциями АО, включая консультирование по налоговым последствиям таких сделок.


[1] О данном протоколе Правкомиссии мы писали ранее: ссылка

[2] Ссылка на выписку из протокола

[3] Указ Президента РФ от 08.09.2022 № 618 «Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами». Электронный доступ

[4] Указ Президента РФ от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации». Электронный доступ

[5] Перечень «недружественных государств» определен Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

10.04.2023

Due diligence или юридическая проверка активов. Как влияет на принятие решения о приобретении.

Из этого ролика вы узнаете о юридической проверке активов или Due diligence. Что это такое, для чего используется Due diligence, как такая проверка может повлиять на прин...

Смотреть

26.03.2024

В РСПП рассказали о переговорах по поправкам в закон о приватизации

В проекте концепции по защите добросовестного бизнеса от деприватизации, подготовленном Российским союзом промышленников...

19.03.2024

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 4–17 марта 2024

Обновлены требования к резидентам по взносам в уставный капитал иностранных компаний; предложено изменить особенности п...

18.03.2024

Банк России опубликовал новые условия оплаты резидентами вкладов в уставные капиталы юридических лиц – нерезидентов

12 марта 2024 г. было опубликовано решение рабочей группы Банка России от 06.03.2024 № ПРГ-12-3/534, устанавливающее н...

06.03.2024

Принят закон о запрете размещения рекламы на ресурсах иностранных агентов

28 февраля 2024 года Государственной Думой в третьем чтении принят Законопроект № 553750-8, предусматривающий запрет...