Загрузка...
30.07.2013
11 мин. на чтение

Изменения в законодательстве, затрагивающие деятельность кредитных организаций и иных финансовых институтов.

Юридическая фирма «Пепеляев Групп» сообщает о принятии Федерального закона № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» от 28 июня 2013 и Федерального закона № 146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 2 июля 2013.
 
Указанные законы вносят значительное число поправок в целый ряд законодательных актов, включая Гражданский, Налоговый, Уголовный кодексы, КоАП, Федеральные законы «О Центральном банке», «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и ряд других.  
Вносимые данными законами изменения затрагивают регулирование в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а также порядок создания и деятельности кредитных и иных финансовых организаций на территории Российской Федерации.   Новые нормы, вводимые данными законами, вступают в силу в течение 2013 – 2015 годов. 

Ниже мы рассматриваем некоторые из наиболее важных изменений.

I. Федеральный закон № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» от 28 июня 2013.

1. Банковские счета и операции клиентов

Поправки в ст. 859 Гражданского Кодекса, позволяют банку расторгать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случаях, установленных законом, по истечении 60-ти дней после направления ему письменного уведомления о расторжении договора.  При этом с момента направления такого уведомления практически все операции по счету клиента прекращаются (за исключением начисления процентов и перечислению обязательных платежей в бюджет).  Если по истечении 60-ти дневного срока денежные средства остаются невостребованными клиентом, банк обязан перечислить такие денежные средства на специальный счет в Банке России.

Поправки в ст. 7 Федерального закона 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» устанавливают основания для такого расторжения договора банковского счета по инициативе банка (в случае если в течение календарного года банк отказывал в проведении двух и более операций клиента по основаниям, указанным в данном законе), а также предоставляют банку право отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом в соответствии со своими правилами внутреннего контроля в случае подозрений, что счет может использоваться в целях легализации (отмывания) денежных средств или финансирования терроризма.

Банки (и иные организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом) вправе отказать клиенту в проведении операций, в отношении которых клиентом не предоставлены запрашиваемые документы или которые по правилам внутреннего контроля организации могут рассматриваться как подозрительные.   При этом, в некоторых случаях банк (или иная соответствующая организация) обязаны приостановить операции клиентов на срок до двух рабочих дней до получения постановления уполномоченного органа относительно таких операций.  Это относится, например, к операциям, в которых хотя бы к одной из сторон применяются меры, предусмотренные законодательством о противодействии легализации денежных средств и финансированию терроризма.

Кредитные организации обязаны в течение одного рабочего дня документально фиксировать и направлять в уполномоченный орган сведения обо всех случаях отказа от заключения договора, расторжения договора или отказа от проведения операций клиента.  

Указанные положения вступили в силу 30 июня 2013 г.

2. Информация о банковских счетах и операциях клиентов

Изменения в ст. 26 Федерального закона № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ст. 86 Налогового кодекса обязывают кредитные организации сообщать налоговым органам информацию об открытии или закрытии счетов (вкладов), об изменении реквизитов счетов (вкладах) своих клиентов, включая клиентов - физических лиц, а также о предоставлении или прекращении прав организаций или индивидуальных предпринимателей по использованию корпоративных электронных средств платежа.  

Сведения о наличии счетов (вкладов), остатках денежных средств и операциям клиентов, включая клиентов – физических лиц, предоставляются кредитными организациями налоговым органам в порядке, установленным налоговым законодательством.  При этом справки по счетам (вкладам), остаткам денежных средств и операциям клиентов – физических лиц, могут быть запрошены налоговым органом с санкции руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России

Сведения о наличии счетов (вкладов), остатках денежных средств и операциям клиентов, включая клиентов – физических лиц, могут запрашиваться налоговым органом на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Указанные положения Налогового кодекса вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Справки по операциям, счетам (вкладам) клиентов, включая клиентов – физических лиц уже сейчас могут выдаваться кредитными организациями органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность только на основании судебного решения.   В соответствии с поправками в ст. 11 Федерального закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»,  информация, полученная в ходе  оперативно-розыскной деятельности, может передаваться в налоговые органы. 

3. Новые нормы в законодательстве о противодействии легализации денежных средств и финансированию терроризма.

Поправками в Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» введено  понятие «бенефициарный владелец». Бенефициарным владельцем признается «физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента».

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, должны идентифицировать клиента до приема его на обслуживание и в дальнейшем на регулярной основе отслеживать цели финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов - юридических лиц.  Такие организации также обязаны принимать обоснованные и доступные меры по идентификации бенефициарных владельцев и обновлять информацию о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности имеющейся информации – в течение 7 рабочих дней с момента возникновения таких сомнений.   (Допускается не проводить идентификацию бенефициарных владельцев для эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах).

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, обязаны в течение одного рабочего дня принимать меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в отношении организаций и лиц, включенных в перечень организаций и лиц, подозреваемых в причастности к экстремисткой или террористической деятельности  (размещаемого на интернет-сайте уполномоченного органа).
 
Вводятся дополнительные основания для документального фиксирования информации по операциям клиентов, в частности, добавлено такое основание, как отказ клиента от совершения операции, в отношении которой у работников кредитной (или иной соответствующей) организации возникли подозрения.  

Указанные положения вступили  в силу 30 июня 2013 г.

4. Ужесточение норм валютного контроля

Законом усиливается уголовная и административная ответственность за нарушения валютного законодательства: изложена в новой редакции ст. 193 Уголовного кодекса, устанавливающая ответственность за неисполнение обязанности репатриации (статья 19 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»), а также предусмотрены иные изменения в Уголовный кодекс и КоАП.   Среди таких изменений:
  • порог, начиная с которого наступает уголовная ответственность (крупный размер незачисленных или невозвращенных денежных средств), понижен с 30 млн. руб. до 6 млн. руб. Прежний крупный размер стал особо крупным, с повышенной ответственностью;
  •  в целях определения крупного и особо крупного размера незачисленных или невозвращенных денежных средств допускается суммирование нескольких валютных операций, проведенных в течение одного года, в том числе (исходя из текста закона) по нескольким договорам; 
  • к уголовной ответственности могут быть привлечены не только руководители организаций, как это было ранее, но и иные лица;
  • устанавливается ответственность за неисполнение обязанности репатриации не только иностранной валюты, но и рублей (в ранее действовавшей редакции Уголовного кодекса был пробел);
  • введена новая статья Уголовного кодекса 193.1 «Совершение валютных операций по переводу иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов». Под подложными документами в статье понимаются документы, содержащие заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода. Минимального порога суммы денежных средств, начиная с которого наступает уголовная ответственность, не установлено – таким образом, перевод денежных средств на счет нерезидента с использованием документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, повлечет уголовную ответственность независимо от суммы операции;
В ст. 15.25 КоАП внесены изменения, дифференцирующие ответственность за непредставление либо нарушение сроков представления налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках в зависимости от величины просрочки и повторности нарушения. Дифференциация ответственности в зависимости от величины просрочки носит смягчающий ответственность характер, однако при повторном нарушении в течение одного года штраф существенно увеличивается – для юридических лиц он может составить до 600 000 руб.

Указанные положения вступили в силу 30 июня 2013 г.
 
5. Ужесточение требований к учредителям (участникам) и руководителям финансовых организаций

Закон вводит дополнительные ограничения в отношении учредителей (участников) и лиц, занимающих руководящие должности в финансовых организациях.  Такие ограничения включают в себя, например, запрет на прямое или косвенное приобретение 10% (и более) акций (долей) в уставном капитале финансовых организаций и/или запрет на занятие определенных должностей в их органах управления для лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за экономические преступления или преступления против государственной власти, для лиц, в отношении которых применялось административное наказание в виде дисквалификации, для лиц, занимавших руководящие должности в финансовых организациях в момент отзыва у них лицензии, и пр.  Такие ограничения устанавливаются в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, лизинговых компаний, управляющих компаний инвестиционных фондов, микрофинансовых организаций.

В соответствии с поправками в ст. 10.1 Федерального закона № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» для профессиональных участников рынка ценных бумаг необходимо получение предварительного согласия регулирующего органа на назначение на должность лиц, осуществляющих функции руководителя организации, руководителя службы внутреннего контроля, контролера, руководителя структурного подразделения, осуществляющего деятельность на рынке ценных бумаг (в случае ее совмещения с иными видами деятельности).

Указанные положения вступили в силу 30 июня 2013 г.
 
II. Федеральный закон № 146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 2 июля 2013

1. Банковские группы и банковские холдинги

Поправки в ст. 4 Федерального закона № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» изменяют определение «банковской группы» и «банковского холдинга».  Так, например, банковская группа может быть образована не только кредитными организациями, но и иными юридическими лицами, находящимися под контролем или влиянием головной кредитной организации банковской группы. Банковским холдингом признается объединение юридических лиц (включая контролируемую кредитную организацию) при условии, что доля банковской деятельности в деятельности холдинга составляет не менее 40%.

Законом устанавливаются дополнительные требования к отчетности банковских групп и банковских холдингов и вводятся новые основания ответственности их головных организаций. 

Указанные положения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Изменения в ст. 26 Федерального закона № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» допускают передачу кредитными организациями сведений об операциях своих клиентов головным организациям банковских групп, банковских холдингов и иных объединений с участием кредитных организаций для подготовки отчетности, управления рисками на консолидированной основе.  
 
При этом допускается и передача таких сведений головным организациям, расположенным на территории иностранных государств, при условии обеспечения определенного уровня защиты (конфиденциальности) передаваемой информации.

Предусматривается также возможность обмена информацией о деятельности банковских групп и банковских холдингов между Банком России и надзорными органами иностранных государств, на территории которых ведут деятельность банковские группы и банковские холдинги.  (Ст. 51 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации»).

Указанные положения вступают в силу 2 октября 2013 г.

2. Приобретение долей (акций) в капитале кредитных организаций

Поправки в ст. 11 Федерального закона 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ст. 61 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» снижают порог для получения предварительного согласия ЦБ на прямое или косвенное приобретение акций (долей) в кредитных организациях с 20% до 10% и устанавливают требования для получения предварительного согласия Банка России на последующие увеличения участия в капитале кредитной организации при достижении определенных пороговых значений (напр., свыше 25%, свыше 50% и т.д.).

Банк России вправе отказать в даче согласия на прямое или косвенное приобретение более 10% акций (долей) в уставном капитале кредитной организации, в том числе и в случае неудовлетворительной деловой репутации лица, намеренного осуществить такую сделку.  (См. ниже).

В случае выявления Банком России фактов несоответствия требованиям к финансовому положению или деловой репутации лиц, владеющих прямо или косвенно более 10% акций (долей) в капитале кредитных организаций, Банк России вправе потребовать снижения их доли участия в капитале до размера, не превышающего 10%.   

Указанные положения вступают в силу 2 октября 2013 г. 

3.  Требования к руководителям кредитных организаций

Поправки в ст. 11.1 Федерального закона 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» устанавливают требования к деловой репутации в отношении лиц, занимающих должности в органах управления кредитных организаций.  При этом такие лица должны отвечать требованиям к их квалификации и деловой репутации как на момент согласования их кандидатур в Банке России, так и в течение всего срока нахождения в соответствующей должности.

Требования, предъявляемые к деловой репутации, устанавливаются ст. 16 Федерального  закона 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности».  При определении деловой репутации лица учитываются такие факты как, например, наличие у лица неснятой или непогашенной судимости;  признание кандидата виновным в банкротстве юридического лица;  участие в управлении кредитной организацией, у которой была отозвана банковская лицензии; дисквалификация; совершение определенных административных правонарушений и др.

Указанные положения вступают в силу 2 октября 2013 г.
 
4.  Дополнительные полномочия Банка России

Новая Ст. 57.3 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации»  предоставляет Банку России полномочия по оценке системы оплаты труда кредитной организации (в том числе условий об отсрочке и корректировке размеров компенсационных и стимулирующих выплат сотрудникам) и право требовать от кредитной организации внесения в нее изменений.

Поправки в ст. 74 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» предоставляют Банку России право ограничивать выплату дивидендов кредитной организацией и вводить ограничения на величину процентных ставок, устанавливаемых кредитной организацией по вкладам (депозитам) своих клиентов, в том числе при пролонгации соответствующих договоров.

Новая ст. 61.1 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» предоставляет Банку России право проводить проверку персональных данных, например, в отношении лиц, занимающих должности в органах управления кредитной организации, и кандидатов на эти должности и запрашивать в этих целях необходимую информацию у других федеральных органов исполнительной власти. 

Банк России также вправе включать в публикуемую им сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе персональные данные лиц, занимающих определенные должности в органах управления кредитной организации (включая дату рождения, сведения об образовании и предыдущем опыте работы). 

Указанные положения вступают в силу со 2 октября 2013 г (ст.61.1 и ст. 74) и с 1 января 2014 г (ст. 57.3).

Помощь консультантов

Специалисты юридической фирмы «Пепеляев Групп» готовы оказать помощь по вопросам применения новых норм 
законодательства, регулирующего деятельность кредитных организаций и иных финансовых институтов. 

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста: 

в Москве – к Ивану Хаменушко, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по i.khamenushko@pgplaw.ru; Игорю Мармалиди, Партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по i.marmalidi@pgplaw.ru;



Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

05.04.2024

Мотивированное мнение – ненормативный акт, который можно обжаловать в суде? Евгений Леонов

Из ролика вы узнаете о возможности признания мотивированного мнения ненормативным правовым актом, подлежащим судебному обжалованию.

Смотреть

12.04.2024

Причины отказов Правительственной комиссии в выплате дивидендов

Когда бизнес только столкнулся с необходимостью получения разрешения правительственной комиссии на выплату дивидендов, то...

02.04.2024

Расширение сферы деятельности дилера и форекс-дилера

23 марта 2024 г. был опубликован Федеральный закон № 50-ФЗ, которым предусмотрены изменения в деятельности дилеров и форекс-дилеров....

28.03.2024

Получение средств со счетов типа «С» иностранного номинального держателя и иностранного платежного агента

19 марта 2024 г. опубликован Указ Президента РФ № 198, который предусматривает возможность получения денежных средств со...

21.03.2024

Новое средство платежа в международных расчетах

11 марта вступил в силу Федеральный закон № 45-ФЗ, которым закрепляется возможность использования цифровых прав в качестве...