Загрузка...

Изменения в регулировании алкогольного рынка

Юридическая компания «Пепеляев групп» сообщает, что 22 июля 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (далее - Закон), за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Из основных изменений: Закон устанавливает новые правила лицензирования предпринимательской деятельности на алкогольном рынке, вводит дополнительные ограничения для ведения предпринимательской деятельности и расширяет полномочия Росалкогольрегулирования (далее – РАР).

НОВЫЕ ДЕФИНИЦИИ ЗАКОНА

Понятие «алкогольная продукция» расширяется, теперь к ней относится пищевая продукция с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции (за исключением пищевой продукции, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ). Также закон определяет следующие виды алкогольной продукции: спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

В понятие «оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» теперь включена перевозка такой продукции. Что влечет необходимость лицензирования данного вида деятельности.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

Закон предоставляет РАР полномочие на установление минимальных цен закупки и поставки этилового спирта, за исключением внешнеторговых операций.

По нашему мнению, контролирующий орган не должен устанавливать правила, соблюдение которых он проверяет. Введение минимальных цен может привести к уходу ряда субъектов предпринимательства с рынка, при этом доля нелегального оборота от введения данной меры сократится незначительно.

АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИЙ ВО ВНЕСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Закон устанавливает право РАР самостоятельно аннулировать лицензию, не обращаясь в суд, в случае нарушения правил по установлению минимальных цен и особых требований к розничной продаже алкогольной продукции.

Возможность РАР самостоятельно аннулировать лицензию, не обращаясь в суд, чревато серьезными злоупотреблениями и содержит в себе потенциал для существенного нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательства на алкогольном рынке.

Аннулирование лицензии является мерой принуждения организационного характера несоразмерной и неадекватной нарушению уровня регулируемых государством цен, за которое, по нашему мнению, должны применяться меры имущественного характера (денежные взыскания), а не принудительное прекращение предпринимательской деятельности.

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ

1. Закон устанавливает, что перевозка этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции (пищевой и непищевой) с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции осуществляются организацией, которая имеет лицензии на соответствующие виды перевозок.

Основанием для аннулирования у покупателя лицензии является заключение покупателем договора поставки с перевозчиком, не имеющим лицензии.

2. Наряду с предусмотренными в настоящее время документами для лицензирования (перелицензирования) предпринимателям необходимо будет представить в РАР схему оснащения основного технологического оборудования для производства автоматическими средствами измерения и учета, требования к содержанию которой определяются РАР, а также расчет мощности по производству, порядок и форма составления которого устанавливаются РАР.

Указанные нововведения требуют особого внимания производителей алкогольной продукции в свете массового перелицензирования РАР участников рынка в этом году.

ВВЕДЕН СРОК ДЛЯ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРОДЛЕНИИ ЛИЦЕНЗИИ

Обращаться с заявлением о продлении срока действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции можно не ранее чем за 90 дней до истечения срока действия такой лицензии.

ОПРЕДЕЛЕН ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ С ОСТАТКАМИ ПРОДУКЦИИ ПРИ ПРЕКРАЩЕНИИ ЛИЦЕНЗИИ

В законодательстве устранен пробел, касающийся порядка действий организации с остатками этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при прекращении действия лицензии.
Закон устанавливает, что в течение двух месяцев с момента прекращения действия лицензии (за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции) организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа.

При прекращении действия лицензии в установленный срок (не более чем 14 дней со дня установления факта прекращения действия лицензии) лицензирующий орган  осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций.

Данные правила должны действовать и для организаций, действие лицензий которых прекратилось до вступления в силу данного закона.

МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОКРАЩЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ

Закон расширяет перечень объектов, где запрещена розничная продажа алкогольной продукции, а также устанавливает запрет розничной продажи алкогольной продукции в период с 23 часов до 8 часов по местному времени.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Несмотря на наличие позитивных изменений, связанных с устранением имевшихся пробелов, Законом не устраняются существующие проблемы регулирования алкогольного рынка, он легализует сложившиеся ограничения доступа на рынок, необоснованно усложняет бизнес, усугубляет проблемы лицензирования, фактически сложившиеся в практике РАР с учетом широких нормотворческих полномочий и безграничного административного усмотрения данного органа.

С момента вступления Закона в силу РАР наделяется следующими полномочиями:

1. фактически определять содержание ряда принципиальных условий лицензирования;
2. выдавать лицензии (за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, которые выдаются органами исполнительной власти субъектов РФ);
3. контролировать соблюдение лицензионных требований, ряд которых устанавливается либо изменяется самим РАР;
4. аннулировать лицензии;
5. рядом других полномочий по применению мер принудительного административного воздействия на участников рынка.

Компаниям, ведущим деятельность на алкогольном рынке, следует провести проверку (аудит) своей деятельности, чтобы избежать применения негативных для бизнеса мер воздействия со стороны РАР и лицензирующих органов субъектов РФ, а также не допустить рисков аннулирования действующих, неполучения новых лицензий, непереоформления лицензий.

Специалисты «Пепеляев Групп» обладают богатым профессиональным опытом проведения подобного рода мероприятий и готовы оказать правовую поддержку по возникшим у Вас вопросам, касающимся соблюдения требований законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, касающимся получения лицензий на виды деятельности, связанные с производством и оборотом спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

В Москве — к Елене Овчаровой, Руководителю группы Административно-правовой защиты бизнеса, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail

в Санкт-Петербурге – к Сергею Спасеннову, Партнеру, по тел.: (812) 640-60-10 либо по e-mail

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

11.11.2022
XVII Сибирский налоговый форум прошел в Кемерово 10-11 ноября
09.11.2022
Айдар Султанов присоединился к команде «Пепеляев Групп»
21.10.2022
В Госдуму внесен законопроект по итогам кейса ПАО «Т Плюс», выигранного ранее в ...
11.10.2022
Команда «Пепеляев Групп» на SibLegalWeek
11.10.2022
Оставлено в силе определение АС Красноярского края о мировом соглашении между НТ...
28.09.2022
Александр Виноградов в «Топ 100 директоров по персоналу»
15.09.2022
Внесудебное урегулирование спора между двумя клиентами компании
15.09.2022
Сайт «Пепеляев Групп» признан лучшим среди российских юридических фирм
X

25 антикризисных задач

которые мы можем решить
вместе с вами


Узнать