Загрузка...
09.10.2026
6 мин. на чтение

Изменения в НК РФ, осень-2026: новые обязанности посреднических платформ, НДС с товаров, купленных за рубежом

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о готовящихся изменениях в Налоговом кодексе РФ в части наделения цифровых посреднических платформ обязанностями по налоговому администрированию, а также введения НДС с товаров, купленных физлицами за рубежом.

Новые функции цифровых платформ

1 октября этого года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2025 № 289-ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации» (далее – Закон о платформенной экономике). Теперь операторы платформ обязаны передавать налоговому органу о своих партнерах идентификационные данные, информацию о заключенных договорах, о согласии или отказе предоставлять скидки за счет партнера, об акте сверки взаиморасчетов и связанных с ним документах (ст. 20 Закона о платформенной экономике, Постановление Правительства РФ от 20.06.2026 № 766).

В дополнение к этому регулированию законопроектом ( № 617-9), который внесен Правительством РФ в Госдуму, операторы платформ будут наделены обязанностями по налоговому администрированию. Предполагается, что новые нормы вступят в силу по истечении девяти месяцев со дня официального опубликования закона.

Рассмотрим предложения подробнее

Информационное взаимодействие с налоговыми органами

Планируется обязать операторов выявлять риски неправильного исчисления и неполной или несвоевременной уплаты налогов партнерами-продавцами. Перечень рисков определит ФНС России.

О выявленном риске оператор уведомляет продавца в личном кабинете. Продавец вправе в течение 30 календарных дней представить опровергающие документы. Не позднее следующего дня после истечения этого срока оператор направляет в налоговый орган сообщение о риске вместе с документами продавца. Сообщения передаются в электронной форме по формату ФНС России. Требования к информационным системам оператора и порядок доступа к ним налогового органа также установит ФНС России.

Взаимодействие с партнерами через платформу

Налоговые органы смогут направлять продавцам документы через информационные системы оператора в личный кабинет на платформе. К таким документам относятся вызовы для дачи показаний (ст. 90 НК РФ) и требования о представлении документов (ст. 93 и 93.1 НК РФ). Документ будет считаться полученным по истечении трех дней, следующих за днем его направления оператору.

Оператор обязан разместить документ в кабинете продавца не позднее трех дней со дня его получения. В тот же срок он передает налоговому органу документы и информацию, которые продавец представил в ответ.

Приостановление приема заказов и размещения карточки товара

Статья 72 НК РФ дополняется новым способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов – приостановлением приема заказов и размещения карточки товара на платформе. Порядок закреплен в новой ст. 77.1 НК РФ:
  • налоговый орган направляет поручение одновременно всем операторам, на которых продавец размещает свои предложения;
  • оператор исполняет поручение в течение двух дней со дня получения и сообщает об этом налоговому органу;
  • меру можно применить, если продавец не явился по вызову для дачи показаний или не представил истребованные документы;
  • после явки или представления документов налоговый орган направляет поручение о возобновлении приема заказов в течение двух дней.

Комментарий «Пепеляев Групп»

Предложенная мера (приостановление приема заказов и размещения карточки товара в случае неявки для дачи показаний либо непредоставлении информации) не соразмерна возможному ущербу продавца, в отношении которого даже не установлен факт неуплаты налога. К тому же на практике – особенно это касается ИП – часто возникают ситуации, когда лицо находится на лечении, в отъезде и у него не всегда есть возможность оперативно отреагировать на требование налогового органа и (или) выдать доверенность на представление интересов.


Ответственность операторов

Новая ст. 129.17 НК РФ предусматривает отдельный штраф для оператора. Штраф в размере 100 тыс. руб. будет установлен за неисполнение в срок поручения налогового органа о приостановлении (возобновлении) приема заказов, а также за неисполнение обязанностей по ст. 86.6 НК РФ.

НДС с зарубежных покупок

Сейчас НДС при ввозе товаров для личных нужд взимается по правилам таможенного законодательства ЕАЭС, а товары, укладывающиеся в беспошлинную норму, ввозятся без налога. Законопроект вводит НДС на такие товары. Налог будет собирать ФНС России через маркетплейсы, а не таможня при выпуске товара.

Физические лица признаются плательщиками НДС при ввозе в ЕАЭС купленных ими товаров электронной торговли, стоимость которых не превышает стоимостные нормы беспошлинного ввоза (новый абзац пятый п. 1 ст. 143 НК РФ). Речь идет о товарах в международном почтовом отправлении или в отправлении, которое перевозчик доставляет по одной индивидуальной накладной.

Исчислять и уплачивать налог за покупателя будут налоговые агенты (п. 1 новой ст. 174.4 НК РФ):
  • иностранные продавцы, торгующие через собственные электронные торговые площадки. Исключения: продавцы из государств – членов ЕАЭС и иностранные продавцы, работающие через обособленное подразделение в РФ;
  • иностранные площадки, через которые товары других иностранных лиц продаются по договорам комиссии, агентским договорам, договорам поручения, оказания услуг или иным аналогичным договорам;
  • российские организации и ИП, через площадки которых продаются товары иностранных лиц, по тем же видам договоров.
Товары продавцов из ЕАЭС по-прежнему будут облагаться по ст. 174.3 НК РФ, которая действует для маркетплейсов, продающих в РФ товары из ЕАЭС. При этом площадка из государства ЕАЭС, продающая товары продавцов из третьих стран, становится агентом по подп. 2. Для товаров из ЕАЭС ст. 174.3 НК РФ сохраняет расчетную ставку 9,09% в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 164 НК РФ. Поэтому одинаковые товары из ЕАЭС и из третьих стран будут облагаться по-разному.

Комментарий «Пепеляев Групп»

Формулировку базы можно прочитать двумя способами. База – цена, уплаченная покупателем, и налог 22% начисляется сверху. Либо налог выделяется из уплаченной цены, а база – цена за вычетом налога. Так устроена ст. 174.3 НК РФ, хотя в ней налог прямо исчисляется по расчетной ставке 18,03%, а в ст. 174.4 расчетная ставка не названа.

До уточнения нормы площадкам стоит предусмотреть в договорах с продавцами механизм перерасчета цены на случай, если налог придется считать сверх цены.

 
Если покупатель вернул товар или отказался от оплаченного товара, агент уменьшит исчисленный по нему налог за квартал, в котором стоимость товара полностью возвращена покупателю. Излишек будет перенесен на последующие кварталы, но не позднее трех лет с даты окончания квартала, в котором произведен возврат товара (абзац третий п. 3 ст. 174.4 НК РФ). Возврат налога из бюджета не предусмотрен.

Комментарий «Пепеляев Групп»

В отличие от ст. 174.3 НК РФ, где налог уменьшается при полном или частичном возврате стоимости, по ст. 174.4 НК РФ частичная компенсация (скидка, частичный возврат) налог не уменьшает. Кроме того, право на уменьшение возникает в квартале возврата стоимости, а трехлетний срок отсчитывается от квартала возврата товара. При отказе от оплаченного товара без его физического возврата эти даты не совпадают. Если агент прекращает деятельность в РФ, неиспользованный излишек, судя по тексту нормы, теряется.


В законопроекте предусмотрен порядок постановки на учет, сдачи отчетности иностранных продавцов и площадок, а также порядок взаимодействия налоговых и таможенных органов.

Вступление новых правил в силу

Сроки вступления в силу различаются.

Тема

Нормы НК РФ

Вступление в силу

I–II. Маркетплейсы в налоговом администрировании

Статьи 31, 72, 77.1, 86.6, 90, 93, 129.17

Через девять месяцев со дня официального опубликования закона

III. НДС с товаров, купленных физическими лицами за рубежом

Статьи 143, 150, 151, 164, 174, 174.3–174.5 и др.

Через месяц после опубликования, не ранее 1-го числа очередного квартала (ч. 2).

Изменения абзаца пятого п. 5 ст. 171 и п. 3 ст. 173 – через месяц после опубликования


О чем подумать, что сделать

Рекомендуем ознакомиться с текстом законопроекта и отслеживать принятие его финальной версии.

Операторам цифровых платформ рекомендуем начать готовить инфраструктуру с целью обеспечения взаимодействия с налоговыми органами. Необходимо оценить, готовы ли личные кабинеты и информационные системы принимать документы налоговых органов, размещать их в установленный срок и передавать ответы продавцов.

Партнерам цифровых платформ следует обеспечить постоянный контроль личного кабинета и назначить ответственного за получение и обработку документов налоговых органов. Не менее важно провести аудит правомерности уплаты налогов и сборов во избежание рисков приостановления приема заказов и размещения карточки товара.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы проконсультировать вас по любым возникающим в связи с поправками вопросам.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q