Готовятся новые требования к системе внутреннего контроля компании на налоговом мониторинге
Как отмечает на своём
В случае принятия Проекта, действующие требования к СВК (утв. Приказом № 509[2], далее – Требования к СВК), утратят силу.
По структуре и в тех частях, которые не регламентируют содержание приложений к требованиям, Проект практически полностью повторяет Требования к СВК.
В то же время, из используемых в настоящее время одиннадцати приложений к Требованиям к СВК в новый приказ без изменений предполагается перенести лишь одну форму: устанавливающую зависимость объёма представляемых в рамках мониторинга первичных документов от уровня зрелости СВК (приложение № 8 к Требованиям к СВК; приложение № 9 к Проекту).
Поправки в части остальных приложений можно разделить на три направления.
Изменение содержания приложений
В Проекте существенно изменены формы, по которым компания на мониторинге раскрывает налоговому органу сведения о рисках, контрольных процедурах, результатах выполнения контрольных процедур, а также информацию об уровне зрелости СВК и организации СВК (приложения № 1, 2, 5, 9, 11 к Требованиям к СВК; приложения № 1, 3, 5, 10, 14 к Проекту).Незначительные поправки предполагается внести в приложения, описывающие компоненты СВК, уровни организации СВК, перечень мероприятий по совершенствованию СВК (приложения № 6, 7, 10 к Требованиям к СВК; приложения № 7, 8, 12 к Проекту).
Исключение приложений
В соответствии с Проектом компания на мониторинге не будет представлять налоговому органу отчёт об анализе контрольных процедур, матрицу рисков и контрольных процедур (приложения № 3, 4 к Требованиям к СВК).Появление новых приложений
Проект оставляет перечень направлений выявления рисков без изменений. Однако в новом приложении № 16 к Проекту каждому направлению присвоен четырёхзначный цифрой код, который должен использоваться компанией при предоставлении налоговому органу сведений о рисках. До опубликования Проекта эти же коды (правда, в качестве рекомендуемых для использования) были направлены письмом ФНС России от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@ (в ред. письма ФНС России от 30.09.2020 № СД-4-23/16001@).Также в качестве новых приложений предлагается закрепить форматы предоставления сведений об СВК: планируется, что данные об СВК организация будет направлять инспекции в виде XML файлов (приложения № 2, 4, 6, 11, 13, 15 к Проекту). Этот порядок предоставления информации аналогичен порядку, который ФНС России намерена установить и в других проектах приказов, касающихся налогового мониторинга[3].
В изменениях, предлагаемых Проектом, отражается намерение ФНС России в автоматизированном порядке организовать проверку документов компаний на мониторинге. Помимо упомянутых форматов представления документов на это желание службы недвусмысленно указывает тот факт, что согласно Проекту большое количество сведений в представляемых компаниями формах будет указываться в виде цифровых кодов, а не текста (как сейчас). |
Ниже мы более подробно рассмотрели некоторые из планируемых нововведений.
1. Раскрытие информации о рисках (приложение № 1 к Требованиям к СВК, приложение № 1 к Проекту)
Согласно новой форме компания должна будет предоставлять инспекции более подробную информацию о рисках, идентифицируемых в целях мониторинга (количество граф новой формы почти в два раза больше числа граф нынешней). Среди прочего планируется, что компания дополнительно будет направлять сведения о коде вида экономической деятельности (ОКВЭД), к которой относится риск; о категории риска (общий, отраслевой, экономический или иной); детальную информацию о сделке (операции), в отношении которых выявлен риск (в том числе о контрагенте, виде сделки, реквизитах договора); данные о проведении в отношении риска контрольной процедуры.В графы о возникновении риска в прошлом, вероятности, последствиях и уровне риска планируется внести уточнения. Так, данные о возникновении риска в прошлом должны указываться в единицах за пять лет, предшествующих периоду мониторинга, вероятность риска будет оцениваться в процентах, последствия – в рублях, а уровень риска – в единицах (1-низкий, 2-средний, 3-высокий).
Вместо связанного с риском законодательства компании предлагается указывать налог (сбор, взнос), которого касается риск, и соответствующую норму НК РФ (с разбивкой вплоть до абзаца).
С другой стороны, графы текущей формы об источнике риска и соотношении уровня риска с границей приемлемости планируют исключить.
2. Раскрытие информации о контрольных процедурах (приложения № 2, 3, 5 к Требованиям к СВК, приложения № 3, 5 к Проекту)
Объём новой формы предоставления информации о контрольных процедурах (приложение № 3 к Проекту) сопоставим с объёмом применяемой сейчас формы (приложение № 2 к Требованиям к СВК). Однако содержание приложения предлагается существенно изменить.В частности, нужно будет указывать налог (сбор, взнос), в отношении которого осуществляется контроль (как и по рискам) и уровень контроля (все или только определённые объекты). Дополнительное внимание в новой форме уделено данным об информационных системах компании, в которых выполняются контроли: предусмотрена графа о наличии функции автоматической записи результатов контроля в информационной системе.
При этом в проекте новой формы нет ряда сведений, которые компания на мониторинге представляет в настоящий момент: направление выявления риска, этап проведения контрольной процедуры (где детально описывается содержание контроля), степень значимости контрольной процедуры (ключевая или компенсирующая), должность исполнителя и внутренние документы, регламентирующие проведение процедуры.
В отчёт о результатах выполнения контрольных процедур (приложение № 5 к Требованиям к СВК, приложение № 5 к Проекту) предлагается добавить данные об общем числе и числе проверенных компанией за квартал сделок (операций), первичных учётных документов и договоров по этим сделкам (операциям).
В свою очередь, графу о документах, подтверждающих проведение контроля, планируется исключить (видимо, поскольку аналогичные сведения должны указываться в рассмотренной выше форме предоставления информации о контролях).
В отличие от Требований к СВК Проект не предусматривает обязанность участника мониторинга представлять форму по анализу контрольных процедур и матрицу рисков и контрольных процедур (приложения № 3, 4 к Требованиям к СВК). Это стало следствием расширения содержания описанных форм по рискам и контрольным процедурам. |
3. Раскрытие информации об организации СВК (приложение № 10 к Требованиям к СВК, приложение № 14 к Проекту)
В информации об организации СВК компания в целом раскрывает налоговому органу данные о функционирующей у неё системе внутреннего контроля: о контрольной среде, системе управления рисками, контрольных процедурах, информационных системах и мониторинге СВК.Проект оставляет структуру разделов информации об СВК в целом без существенных изменений. Некоторые дополнения предлагается внести в титульный лист (потребуется указание, в частности, кода налогового органа, периода мониторинга), раздел о системе управления рисками (в нём нужно будет указывать также порядок документирования рисков), раздел о мониторинге СВК (добавляется новый пункт – проверочный лист для оценки организацией уровня зрелости СВК).
Единственный раздел, структура которого сильно переработана – об информационных системах компании. В нём вместо нынешних шести пунктов планируется оставить только два: информацию о порядке проведения аудита информационных систем и описание применяемых стандартов и правил в области информационной безопасности.
Основные изменения касаются вида, в котором должна будет направляться информация об организации СВК, и наполнения разделов.
Проект предполагает, что компания будет представлять эту форму не в текстовом, как сейчас, а в табличном виде. Содержание таблиц приведено в приложениях к проекту информации об организации СВК и в части оставшихся пунктов является более детализированным, чем действующее приложение № 10 к Требованиям к СВК.
Ранее табличная форма представления информации об организации СВК в качестве рекомендуемой для использования была направлена письмом ФНС России от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@. Однако эта форма существенно отличается от формы в Проекте.
Табличный формат информации об организации СВК аналогичен формату, который ФНС России планирует использовать и для другого представляемого в текстовом виде документа – регламента информационного взаимодействия[4]. Для подготовки данных документов по новой форме компании нужно будет заполнить соответствующие ячейки таблицы, что, вероятно, упростит процесс формирования этих материалов. |
Большой интерес вызывает новый пункт информации об организации СВК – проверочный лист для оценки уровня СВК. Данный лист представляет собой опросник, состоящий из 55 вопросов по всем компонентам СВК, на которые компания должна ответить утвердительно или отрицательно с указанием в некоторых случаях информации о периодичности и реквизитах внутренних документов.
Вероятно, лист может использоваться компанией для самоконтроля и проверки уровня зрелости своей СВК и, корме того, будет наиболее наглядно демонстрировать налоговому органу состояние СВК компании.
О чём подумать, что сделать
Как указано на портале проектов нормативных актов, планируемый срок вступления в силу новых требований к СВК – апрель 2021 г. – такой же, как и для других опубликованных проектов приказов ФНС России по налоговому мониторингу.Проект не содержит положений о переходном периоде и дате начала применения новых требований, поэтому, вполне вероятно, что компании, вступающие в мониторинг с 2022 г., должны будут руководствоваться новыми требованиями к СВК, а нынешним участникам мониторинга нужно будет начать использовать новые формы и форматы уже в этом году.
Компаниям, как находящимся на налоговом мониторинге, так и планирующим переходить на эту форму контроля, необходимо внимательно следить за планируемыми изменениями в регулировании мониторинга: компаниям на мониторинге – для того, чтобы вовремя внести нужные изменения в принятые документы и действующие процессы; компаниям, переходящим на мониторинг – чтобы отталкиваться от актуальных требований при вступлении в мониторинг.
Помощь консультанта
Команда «Пепеляев Групп» следит за изменениями в правовом регулировании налогового мониторинга и предлагает помощь в консультировании по различным вопросам, связанным со вступлением в мониторинг и нахождением на этой форме контроля. В частности, мы предлагаем: диагностику имеющейся системы внутреннего контроля и управления рисками и выработку рекомендаций по её доработке с учётом актуальных требований ФНС России; подготовку документов для вступления в налоговый мониторинг и сопровождение компании при переходе на мониторинг; анализ необходимости доработки уже используемых участником мониторинга документов с учётом изменений в правовом регулировании.[2] Приказ ФНС России от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля».
[3] См. проекты Приказов ФНС России
[4] См. проект Приказа ФНС России «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».