Загрузка...
20.02.2021
8 мин. на чтение

Готовятся новые требования к системе внутреннего контроля компании на налоговом мониторинге

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что на федеральном портале проектов нормативных актов опубликован Проект новых требований к организации системы внутреннего контроля, а также форм и форматов документов, представляемых компанией при раскрытии информации об этой системе[1].

Как отмечает на своём сайте ФНС России, новые требования позволят повысить уровень доверия налоговых органов к системам внутреннего контроля (далее – СВК) участников мониторинга.

В случае принятия Проекта, действующие требования к СВК (утв. Приказом № 509[2], далее – Требования к СВК), утратят силу.
По структуре и в тех частях, которые не регламентируют содержание приложений к требованиям, Проект практически полностью повторяет Требования к СВК.

В то же время, из используемых в настоящее время одиннадцати приложений к Требованиям к СВК в новый приказ без изменений предполагается перенести лишь одну форму: устанавливающую зависимость объёма представляемых в рамках мониторинга первичных документов от уровня зрелости СВК (приложение № 8 к Требованиям к СВК; приложение № 9 к Проекту).
 
Поправки в части остальных приложений можно разделить на три направления.

Изменение содержания приложений

В Проекте существенно изменены формы, по которым компания на мониторинге раскрывает налоговому органу сведения о рисках, контрольных процедурах, результатах выполнения контрольных процедур, а также информацию об уровне зрелости СВК и организации СВК (приложения № 1, 2, 5, 9, 11 к Требованиям к СВК; приложения № 1, 3, 5, 10, 14 к Проекту).
 
Незначительные поправки предполагается внести в приложения, описывающие компоненты СВК, уровни организации СВК, перечень мероприятий по совершенствованию СВК (приложения № 6, 7, 10 к Требованиям к СВК; приложения № 7, 8, 12 к Проекту).
 

Исключение приложений

В соответствии с Проектом компания на мониторинге не будет представлять налоговому органу отчёт об анализе контрольных процедур, матрицу рисков и контрольных процедур (приложения № 3, 4 к Требованиям к СВК).
 

Появление новых приложений

Проект оставляет перечень направлений выявления рисков без изменений. Однако в новом приложении № 16 к Проекту каждому направлению присвоен четырёхзначный цифрой код, который должен использоваться компанией при предоставлении налоговому органу сведений о рисках. До опубликования Проекта эти же коды (правда, в качестве рекомендуемых для использования) были направлены письмом ФНС России от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@ (в ред. письма ФНС России от 30.09.2020 № СД-4-23/16001@).

Также в качестве новых приложений предлагается закрепить форматы предоставления сведений об СВК: планируется, что данные об СВК организация будет направлять инспекции в виде XML файлов (приложения № 2, 4, 6, 11, 13, 15 к Проекту). Этот порядок предоставления информации аналогичен порядку, который ФНС России намерена установить и в других проектах приказов, касающихся налогового мониторинга[3].

comment.jpgВ изменениях, предлагаемых Проектом, отражается намерение ФНС России в автоматизированном порядке организовать проверку документов компаний на мониторинге. Помимо упомянутых форматов представления документов на это желание службы недвусмысленно указывает тот факт, что согласно Проекту большое количество сведений в представляемых компаниями формах будет указываться в виде цифровых кодов, а не текста (как сейчас).

Ниже мы более подробно рассмотрели некоторые из планируемых нововведений.

1. Раскрытие информации о рисках (приложение № 1 к Требованиям к СВК, приложение № 1 к Проекту)

Согласно новой форме компания должна будет предоставлять инспекции более подробную информацию о рисках, идентифицируемых в целях мониторинга (количество граф новой формы почти в два раза больше числа граф нынешней). Среди прочего планируется, что компания дополнительно будет направлять сведения о коде вида экономической деятельности (ОКВЭД), к которой относится риск; о категории риска (общий, отраслевой, экономический или иной); детальную информацию о сделке (операции), в отношении которых выявлен риск (в том числе о контрагенте, виде сделки, реквизитах договора); данные о проведении в отношении риска контрольной процедуры.

В графы о возникновении риска в прошлом, вероятности, последствиях и уровне риска планируется внести уточнения. Так, данные о возникновении риска в прошлом должны указываться в единицах за пять лет, предшествующих периоду мониторинга, вероятность риска будет оцениваться в процентах, последствия – в рублях, а уровень риска – в единицах (1-низкий, 2-средний, 3-высокий).
 
Вместо связанного с риском законодательства компании предлагается указывать налог (сбор, взнос), которого касается риск, и соответствующую норму НК РФ (с разбивкой вплоть до абзаца).

С другой стороны, графы текущей формы об источнике риска и соотношении уровня риска с границей приемлемости планируют исключить.

2. Раскрытие информации о контрольных процедурах (приложения № 2, 3, 5 к Требованиям к СВК, приложения № 3, 5 к Проекту)

Объём новой формы предоставления информации о контрольных процедурах (приложение № 3 к Проекту) сопоставим с объёмом применяемой сейчас формы (приложение № 2 к Требованиям к СВК). Однако содержание приложения предлагается существенно изменить.
 
В частности, нужно будет указывать налог (сбор, взнос), в отношении которого осуществляется контроль (как и по рискам) и уровень контроля (все или только определённые объекты). Дополнительное внимание в новой форме уделено данным об информационных системах компании, в которых выполняются контроли: предусмотрена графа о наличии функции автоматической записи результатов контроля в информационной системе.

При этом в проекте новой формы нет ряда сведений, которые компания на мониторинге представляет в настоящий момент: направление выявления риска, этап проведения контрольной процедуры (где детально описывается содержание контроля), степень значимости контрольной процедуры (ключевая или компенсирующая), должность исполнителя и внутренние документы, регламентирующие проведение процедуры.
 
В отчёт о результатах выполнения контрольных процедур (приложение № 5 к Требованиям к СВК, приложение № 5 к Проекту) предлагается добавить данные об общем числе и числе проверенных компанией за квартал сделок (операций), первичных учётных документов и договоров по этим сделкам (операциям).

В свою очередь, графу о документах, подтверждающих проведение контроля, планируется исключить (видимо, поскольку аналогичные сведения должны указываться в рассмотренной выше форме предоставления информации о контролях).

comment.jpgВ отличие от Требований к СВК Проект не предусматривает обязанность участника мониторинга представлять форму по анализу контрольных процедур и матрицу рисков и контрольных процедур (приложения № 3, 4 к Требованиям к СВК). Это стало следствием расширения содержания описанных форм по рискам и контрольным процедурам.

3. Раскрытие информации об организации СВК (приложение № 10 к Требованиям к СВК, приложение № 14 к Проекту)

В информации об организации СВК компания в целом раскрывает налоговому органу данные о функционирующей у неё системе внутреннего контроля: о контрольной среде, системе управления рисками, контрольных процедурах, информационных системах и мониторинге СВК.
 
Проект оставляет структуру разделов информации об СВК в целом без существенных изменений. Некоторые дополнения предлагается внести в титульный лист (потребуется указание, в частности, кода налогового органа, периода мониторинга), раздел о системе управления рисками (в нём нужно будет указывать также порядок документирования рисков), раздел о мониторинге СВК (добавляется новый пункт – проверочный лист для оценки организацией уровня зрелости СВК).
 
Единственный раздел, структура которого сильно переработана – об информационных системах компании. В нём вместо нынешних шести пунктов планируется оставить только два: информацию о порядке проведения аудита информационных систем и описание применяемых стандартов и правил в области информационной безопасности.
 
Основные изменения касаются вида, в котором должна будет направляться информация об организации СВК, и наполнения разделов.

Проект предполагает, что компания будет представлять эту форму не в текстовом, как сейчас, а в табличном виде. Содержание таблиц приведено в приложениях к проекту информации об организации СВК и в части оставшихся пунктов является более детализированным, чем действующее приложение № 10 к Требованиям к СВК.

comment.jpgРанее табличная форма представления информации об организации СВК в качестве рекомендуемой для использования была направлена письмом ФНС России от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@. Однако эта форма существенно отличается от формы в Проекте.

Табличный формат информации об организации СВК аналогичен формату, который ФНС России планирует использовать и для другого представляемого в текстовом виде документа – регламента информационного взаимодействия[4].

Для подготовки данных документов по новой форме компании нужно будет заполнить соответствующие ячейки таблицы, что, вероятно, упростит процесс формирования этих материалов.

Большой интерес вызывает новый пункт информации об организации СВК – проверочный лист для оценки уровня СВК. Данный лист представляет собой опросник, состоящий из 55 вопросов по всем компонентам СВК, на которые компания должна ответить утвердительно или отрицательно с указанием в некоторых случаях информации о периодичности и реквизитах внутренних документов.
 
Вероятно, лист может использоваться компанией для самоконтроля и проверки уровня зрелости своей СВК и, корме того, будет наиболее наглядно демонстрировать налоговому органу состояние СВК компании.
 

О чём подумать, что сделать

Как указано на портале проектов нормативных актов, планируемый срок вступления в силу новых требований к СВК – апрель 2021 г. – такой же, как и для других опубликованных проектов приказов ФНС России по налоговому мониторингу.

Проект не содержит положений о переходном периоде и дате начала применения новых требований, поэтому, вполне вероятно, что компании, вступающие в мониторинг с 2022 г., должны будут руководствоваться новыми требованиями к СВК, а нынешним участникам мониторинга нужно будет начать использовать новые формы и форматы уже в этом году.

Компаниям, как находящимся на налоговом мониторинге, так и планирующим переходить на эту форму контроля, необходимо внимательно следить за планируемыми изменениями в регулировании мониторинга: компаниям на мониторинге – для того, чтобы вовремя внести нужные изменения в принятые документы и действующие процессы; компаниям, переходящим на мониторинг – чтобы отталкиваться от актуальных требований при вступлении в мониторинг.

Помощь консультанта

Команда «Пепеляев Групп» следит за изменениями в правовом регулировании налогового мониторинга и предлагает помощь в консультировании по различным вопросам, связанным со вступлением в мониторинг и нахождением на этой форме контроля. В частности, мы предлагаем: диагностику имеющейся системы внутреннего контроля и управления рисками и выработку рекомендаций по её доработке с учётом актуальных требований ФНС России; подготовку документов для вступления в налоговый мониторинг и сопровождение компании при переходе на мониторинг; анализ необходимости доработки уже используемых участником мониторинга документов с учётом изменений в правовом регулировании. 



[1] Проект Приказа ФНС России «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля, а также форм и форматов документов, представляемых организациями при раскрытии информации о системе внутреннего контроля», ID Проекта – 02/08/09-20/00108491.
[2] Приказ ФНС России от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля».
[3] См. проекты Приказов ФНС России «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним» (ID проекта – 02/08/09-20/00108489), «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при составлении мотивированного мнения налогового органа, и требований к ним» (ID проекта – 02/08/09-20/00108490.
[4] См. проект Приказа ФНС России «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

07.11.2023

Пределы компетенции антимонопольного органа на примере договоров коммерческой концессии

Из ролика вы узнаете пределах компетенции антимонопольного органа на примере договоров коммерческой концессии.

Смотреть

30.11.2023

Налоговые нарушения в трансграничных сделках. Проблемы установления действительных налоговых обязательств

Определение действительных налоговых обязательств — это выработанный практикой применения налогового законодательства подход,...

27.11.2023

От Сербии до Китая: международная экспансия российских юрфирм

В последние два года одним из трендов развития российских юрфирм стало открытие офисов в зарубежных юрисдикциях. Там они...

27.11.2023

Врачам, природе и бизнесу: кому помогают законы юристов

Юрфирмы активно участвуют в законотворческой деятельности. Одни сами разрабатывают и продвигают инициативы, направленные...

27.11.2023

«Рваный» НДФЛ, путаница в уведомлениях и штрафы за уточненки. Давайте оставим это в прошлом

Предлагаем вам присоединиться к открытому письму в Госдуму, чтобы помочь законодателям исправить недоработки ЕНС. Депутаты...