Загрузка...
02.09.2020
4 мин. на чтение

Готовятся изменения правового режима земель в границах особо охраняемых природных территорий

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Государственная Дума ФС РФ рассматривает в первом чтении два законопроекта, предусматривающие устранение ограничений оборотоспособности земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий (ООПТ), а также предоставление Правительству РФ полномочий по изменению границ нацпарков.

На сайте Госдумы размещены два законопроекта, которые предполагают существенное изменение правового режима земель и земельных участков в границах ООПТ:

Разработчики законопроектов – ряд депутатов Госдумы и члены Совета Федерации. В пояснительных записках к законопроектам отмечается, что в настоящее время на территориях ООПТ находится значительное количество населенных пунктов различных уровней. Из-за строгого природоохранного режима ООПТ на проживающих в их границах граждан распространяется ряд запретов. Так, к примеру, указывается, что лица, владеющие домами и постройками на территориях нацпарков, не имеют возможности приобрести земельные участки, занятые указанными домами и постройками.

Законопроект № 974393-7

В соответствии с Законом об особо охраняемых природных территориях,[1] на территориях нацпарков выделяются зоны хозяйственного назначения, в которых разрешена деятельность, направленная на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории нацпарков.[2]

Законопроектом № 974393-7 предлагается внести в указанный закон, а также в Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) поправки, предусматривающие, что земельные участки в границах зон хозяйственного назначения нацпарков на территориях населенных пунктов не будут изыматься из оборота и могут быть переданы в собственность субъектов РФ и муниципальных образований, а также предоставлены гражданам и юридическим лицам.[3]

comment.jpg

Действующее законодательство предусматривает, что земли и земельные участки нацпарков находятся исключительно в федеральной собственности, изъяты из оборота и не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах нацпарков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли нацпарков и не нарушает режим их использования.[4]

Разрешенное использование указанных земельных участков будет определяться в соответствии с положением о соответствующем нацпарке, которое устанавливает конкретные особенности, зонирование и режим нацпарка.[5] Законопроект не исключает предоставления указанных земельных участков, в частности, для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или жилищного строительства, если это согласуется с положением о нацпарке.[6]

Проектируемые нововведения направлены на снятие запрета на предоставление земельных участков, расположенных в зонах хозяйственного назначения нацпарков, и введение возможности строительства на подобных земельных участках.

Одновременно законопроект № 974393-7 предусматривает, что Правительству РФ будут предоставлены полномочия принимать следующие решения:[7]

  • об изменении границ нацпарков;
  • о расширении территорий нацпарков;
  • о создании нацпарков;
  • об исправлении технических ошибок в определении границ нацпарков.

comment.jpg

В настоящее время законодательство не предусматривает возможности изменять границы нацпарков. При этом, допуская такое изменение границ, законопроект № 974393-7 не содержит перечень конкретных случаев, когда оно возможно, однако устанавливает, что соответствующие решения должны приниматься после проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.[8]

Законопроект № 909679-7

Сходный предмет регулирования имеет законопроект № 909679-7, целью принятия которого также является устранение ограничений оборотоспособности земельных участков, расположенных в населенных пунктах на территориях ООПТ. При этом, в отличие от законопроекта № 974393-7 проектируемые поправки затронут правовой режим земель и земельных участков, расположенных не только в нацпарках, но и на прочих ООПТ.[9]

Законопроект № 909679-7 предлагает закрепить в ЗК РФ подход, согласно которому земли и земельные участки в границах населенных пунктов на территориях ООПТ будут относиться к землям населенных пунктов,[10] то есть землям, которые используются и предназначены для застройки и развития населенных пунктов.[11]

Согласно законопроекту № 909679-7, населенные пункты должны быть включены в состав зон частичного хозяйственного использования ООПТ, которые, в свою очередь, будут входить в зоны хозяйственного назначения.[12]

comment.jpg

Законодательство не содержит понятия «зона частичного хозяйственного использования». Вместе с тем, п. 3 ст. 95 ЗК РФ упоминает о специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель ООПТ, на которых допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

О чем подумать, что сделать

Концепция обоих законопроектов была поддержана профильными комитетами Госдумы с учетом необходимости их доработки, в том числе в части согласования указанных законопроектов между собой.

В связи с этим лицам, проживающим на ООПТ, а также планирующим осуществлять хозяйственную деятельность на указанных территориях, необходимо учитывать, что после доработки указанных законопроектов они, вероятно, будут приняты.

Помощь консультанта

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» в режиме реального времени отслеживают все изменения действующего законодательства и готовы оперативно проконсультировать вас по любым вопросам, связанным с владением и пользованием земельными участками на территориях ООПТ.



[1] Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

[2] Подпункт «д» п. 1 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

[3] В настоящее время такая передача прямо запрещена подп. 2 п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ.

[4] Подпункт 1 п.4 ст. 27, п. 6 ст. 95 ЗК РФ.

[5] Подпункт 2.3 п. 2 ст. 2 законопроекта № 974393-7.

[6] Пункт 3 ст. 1 законопроекта № 974393-7.

[7] Пункт 2 ст. 1 законопроекта № 974393-7.

[8] Пункт 2 ст. 1 законопроекта № 974393-7.

[9] Пункт 1 ст. 1 законопроекта № 909679-7.

[10] Подпункт «б» п. 2 ст.1 законопроекта № 909679-7.

[11] Пункт 1 ст. 83 ЗК РФ.

[12] Подпункт «б» п. 2 ст.1, подп. «а» п. 5 ст. 3 законопроекта № 909679-7.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

02.10.2025

ВС напомнил, кто несет расходы на ликвидацию несанкционированной свалки

Суд отметил, что районная администрация, исполнившая за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные...

29.09.2025

Обзор судебной практики по спорам, связанным с обращением с отходами недропользования

Федеральным законом № 343-ФЗ внесены существенные изменения в Закон РФ «О недрах», введено понятие «отходы недропользования»...

24.09.2025

ВС пояснил распределение ответственности за разработку карьера на сельхозземлях

Он указал, что неосуществление собственником участка мероприятий по его охране не является безусловным основанием для привлечения...

05.09.2025

Значимые споры в сфере экологии за июль и август 2025 г.

Главные новости: обращение с отходами производства и потребления; плата за НВОС; возмещение вреда окружающей среде.