Загрузка...
01.11.2023
5 мин. на чтение

ФАС России подготовила законопроект, который направлен на изменение существующего механизма пересмотра выданных предписаний

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о том, что 18.10.2023 г. на федеральном портале проектов нормативных правовых актов для прохождения публичных обсуждений опубликован законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“»https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=142810
.

Законопроект был разработан с целью расширения оснований для пересмотра содержания или порядка исполнения предписаний, выданных антимонопольным органом, в связи с существенным изменением условий обращения товара на товарном рынке. Изменения подготовлены по поручениюПоручение Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 07.10.2023 № 11401-П9-ММ.
 Председателя Правительства РФ М. В. Мишустина.

Предполагается, что принятые поправки вступят в силу с момента официального опубликования.

Рассмотрим планируемые нововведения.

1. Изменение механизма пересмотра предписаний в рамках осуществления государственного контроля за экономической концентрацией.

Напомним, что в соответствии с ч. 11 ст. 33 Закона о защите конкуренцииФедеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
 предусмотрена возможность пересмотра содержания или порядка исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения антимонопольным органом ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащего государственному контролю, по заявлениюЗаявление о пересмотре предписания должно быть рассмотрено антимонопольным органом в течение одного месяца со дня его поступления.
  лица, которому выдано предписание, а также по собственной инициативе антимонопольного органа в случае возникновения существенных обстоятельств, которые наступили после вынесения предписания и исключают возможность и (или) целесообразность исполнения предписания полностью или его части.

К таким обстоятельствам относятся: изменение продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей, утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения.

Отметим, что значительное количество предписаний ФАС России, которые действуют в настоящий момент, предусматривают формулы расчета максимального уровня цены на внутреннем рынке, в том числе, на основании индикаторов цен на зарубежных рынках. Вместе с тем, в текущих политических и экономических условиях возникает необходимость изменения подхода к процессу ценообразования, установленного в таких предписаниях.

При этом перечень оснований для пересмотра выданных антимонопольным органом предписаний в рамках осуществления государственного контроля за экономической концентрацией является закрытым и не содержит положений, позволяющих вносить изменения в предписания с учетом изменения состояния и структуры рынков.

Законопроектом предусмотрены изменения в ч. 11 ст. 33 Закона о защите конкуренции, а именно предлагается установить новое основание для пересмотра содержания или порядка исполнения предписаний: «несоответствие указанных в предписании ориентиров формирования цены на товар общим условиям обращения товара на товарном рынке».

Предлагается также установить возможность продления срока рассмотрения заявления о пересмотре предписания антимонопольным органом до двух месяцев в связи с необходимостью его дополнительного рассмотрения, а также получения дополнительной информации для принятия решения о пересмотре предписания.

Комментарий

Полагаем, что обозначенные изменения логичны и оправданы, с учетом преимущественно долгосрочного действия предписаний антимонопольного органа, выданных в рамках контроля за экономической концентрацией, а также динамично изменяющегося рынка в условиях внешнего санкционного давления.

Стоит также отметить, что согласно действующей редакции ч. 11 ст. 33 Закона о защите конкуренции, пересмотр предписаний осуществляется на основании принципа "non reformatio in pejus" (недопустимости ухудшения положения лица, существовавшего до пересмотра). При этом предлагаемая Законопроектом редакция указанной нормы не содержит данного положения и предусматривает лишь то, что изменение предписания при его пересмотре должно соответствовать возникшим изменениям условий обращения товара на товарном рынке.

Комментарий

Полагаем, что буквальное толкование нововведений в этой части может означать, что по результатам пересмотра предписания, внесенные в него изменения или дополнения смогут устанавливать более жесткие или объемные требования по отношению к тем, которые существовали в изначальной редакции предписания. По нашему мнению, разъяснения на этот счет должны найти отражение в подзаконных актах антимонопольного органа.

2. Закрепление порядка пересмотра предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Законопроектом также предлагается дополнить Закон о защите конкуренции новой ст. 513, предусматривающей порядок пересмотра предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства в связи с существенным изменением условий обращения товара на товарном рынке.

Согласно Законопроекту, предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства может быть пересмотрено по инициативе комиссии, выдавшей такое предписание, а также по заявлению лица, участвующего в деле, при этом изменение предписания при его пересмотре должно соответствовать возникшим изменениям условий обращения товара на товарном рынке. В свою очередь, основания для пересмотра таких предписаний идентичны тем, что предусматриваются для предписаний в соответствии с ч. 11 ст. 33 Закона о защите конкуренции.

Предполагается, что заявление о пересмотре антимонопольным органом предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства будет подаваться в антимонопольный орган, комиссия которого выдала такое предписание, лицами, участвующими в деле, в течение трех месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о с существенном изменением условий обращения товара на товарном рынкеФорма и содержание заявления о пересмотре такого предписания определяются федеральным антимонопольным органом.
.

При этом, обозначенный срок не является пресекательным и может быть восстановлен антимонопольным органом по ходатайству лица, обратившегося с заявлением, при условии, что ходатайство подано в течение шести месяцев со дня установления оснований для пересмотра предписания, и антимонопольный орган признает причины пропуска срока уважительными.

Предусматривается, что антимонопольный орган возвращает заявителю поданное им заявление в течение десяти дней со дня получения такого заявления, если установит, что:

  • не соблюдены требования, предъявляемые к форме и содержанию заявления;

  • заявление подано по истечении установленного срока и отсутствует ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока подачи заявления отказано.

По общему правилу заявление будет рассматриваться комиссией, выдавшей предписание, в течение месяца со дня поступления заявления в антимонопольный орган. Срок рассмотрения заявления может быть продлен антимонопольным органом не более чем на два месяца в связи с необходимостью его дополнительного рассмотрения, а также получения дополнительной информации для принятия решения о пересмотре предписания.

По результатам рассмотрения заявления комиссия будет принимать одно из следующих решений:

  • об удовлетворении заявления и о пересмотре предписания (в таком случае комиссия выносит определение о пересмотре предписания, а копии такого определения в течение трех дней со дня его вынесения направляются лицам, участвующим в деле);

  • об отказе в удовлетворении заявления (такое решение комиссия направляет заявителю в течение трех дней с момента его принятия).

Комментарий

Полагаем, что данное нововведение также вполне обоснованно, однако отсутствие в статье положения о недопустимости ухудшения положения лица, существовавшего до пересмотра такого предписания, вызывает определенные опасения. С учетом изложенного, целесообразно, по нашему мнению, было бы указать в новой норме на возможность участия лица, которому было выдано предписание, в процессе пересмотра, с целью недопущения необоснованного ухудшения его положения.

О чем подумать, что сделать

Полагаем, что принятие Законопроекта будет способствовать оперативному реагированию антимонопольного органа на изменение конъюнктуры рынков за счет расширения перечня оснований для пересмотра выданных антимонопольным органом предписаний.

Рекомендуем ознакомиться с Законопроектом и отслеживать его движение, а в случае его принятия - учитывать при осуществлении профессиональной деятельности.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в антимонопольном законодательстве и готовы оперативно проконсультировать по всем правовым аспектам, возникающим в связи с принятием новых норм, в том числе оказать правовую поддержку в рамках процедуры пересмотра предписаний антимонопольного органа.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

02.10.2023

Отсутствие презумпции невиновности в антимонопольном законодательстве. Нужно ли доказывать вину

Из ролика вы узнаете о принципе вины и презумпции невиновности в антимонопольном законодательстве.

Смотреть

27.05.2024

Конкуренция и право. Обзор за 20–26 мая 2024 г.

В Госдуму внесен законопроект об изменении механизма пересмотра предписаний ФАС; опубликованы инициативы антимонопольно...

20.05.2024

Конкуренция и право. Обзор за 6–19 мая 2024 г.

Правительство обновило правила изменения цен на ЖНВЛП и подготовит законопроект о специальном регулировании работы мар...

06.05.2024

Конкуренция и право. Обзор за 22 апреля – 5 мая 2024 г.

Опубликованы законы о предоставлении Федеральному казначейству доступа к ЕИС ГОЗ и пролонгации договоров на установку...

24.04.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 5 за 2024 г.

УФАС не вправе проверять обоснованность НМЦК; наличие антиконкурентного соглашения при заключении прямых договоров на...