Загрузка...
30.07.2020
3 мин. на чтение

Изменения в законодательстве об иностранных инвестициях в стратегические общества

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает об изменениях законодательства об иностранных инвестициях в стратегические общества.

Во избежание возможных злоупотреблений со стороны иностранных инвесторов разработаны меры по изменению Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – Закон № 57-ФЗ)[1].

В настоящий момент Госдума уже приняла в третьем, окончательном чтении, проект федерального закона № 946057-7 (далее –Закон), направленный на усиление государственного контроля за иностранными инвестициями в целях исключить возможности несоблюдения требований указанного Закона иностранными инвесторами при заключении ими договоров, направленных на временную передачу права иностранного инвестора прямо или косвенно распоряжаться голосующими акциями стратегического общества.

Закон разработан во исполнение поручения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. Он не вводит каких-либо новых правил для применения корпоративного законодательства в целом, однако, уточняет основания для предварительного согласования сделок, иных действий Правительственной комиссией, которые будут использоваться исключительно для целей применения Закона № 57-ФЗ.

comment.jpgРасширение количества способов совершения сделок накладывают на компании дополнительные обязательства по приведению своей деятельности в соответствие с требованиями законодательства.

До принятых рассматриваемых изменений законодательство об иностранных инвестициях определяло допустимую долю иностранных инвесторов в стратегических предприятиях не по фактическому владению акциями, а по непосредственному праву распоряжаться голосами, приходящимися на эти акции. На практике иностранные инвесторы стали заключать договоры, направленные на временную передачу права прямо или косвенно распоряжаться голосующими акциями другим организациям, снижая таким образом количество голосов, для того, чтобы впоследствии приобрести дополнительную долю акций. 

Предусматривается внесение изменений в следующие правовые категории:
  1. Понятие «контроль иностранного инвестора» (ст. 3 Закона № 57-ФЗ);
  2. Признаки нахождения стратегического предприятия под контролем (ст. 5 Закона № 57-ФЗ);
  3. Виды сделок, подлежащие предварительному согласованию (ст. 7 Закона № 57-ФЗ).
Изменения касаются включения в указанные законодательные положения наиболее часто используемых обязательственных конструкций для установления контроля иностранного инвестора с последующей реализацией прав, именно:
  • договора доверительного управления имуществом;
  • договора залога;
  • договора РЕПО;
  • обеспечительного платежа;
  • иного соглашения или сделки.
comment.jpg

Указанный перечень не носит исчерпывающего характера, но при этом уточняет круг сделок, подлежащих предварительному согласованию с Правительственной комиссией, что сделает правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ более понятным и прозрачным для иностранных участников рынка.


Благодаря заключению таких договоров в руках у иностранного инвестора фактически мог оказаться «контрольный пакет» акций (долей), поскольку он оставался бы их собственником и в случае прекращения срока действия договоров иностранный инвестор вновь получил бы право самостоятельно распоряжаться такими голосами.

При таких обстоятельствах фактически в собственности иностранного инвестора могла находиться основная доля стратегического предприятия, но предварительного согласования при этом бы не требовалось, что определенно представляло угрозу экономической безопасности страны. Теперь же при расчете доли участия иностранного инвестора в стратегическом обществе будет учитываться весь объем прав по принадлежащим ему как собственнику акциям (долям) стратегического общества.

comment.jpg

Введение таких требований будет способствовать усилению контроля за иностранными инвесторами путем расширения круга сделок, подлежащих предварительному согласованию с Правительственной комиссией.

О ЧЕМ ПОДУМАТЬ, ЧТО СДЕЛАТЬ

  • Следить за предпринимаемыми государством мерами и изменяющимся регулированием для того, чтобы оставаться добросовестными участниками рынка.
  • Учитывать изменения в законодательстве об иностранных инвестициях в стратегические общества, в том числе в основаниях и порядке предварительного согласования сделок иностранных инвесторов Правительственной комиссией.
  • Обратить повышенное внимание на выстраивание корпоративных отношений с иностранными инвесторами при осуществлении сделок.
  • Рассмотреть возможность принятия иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства и возникновения угрозы для обороны страны и безопасности государства.

ПОМОЩЬ КОНСУЛЬТАНТА

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, в том числе при предварительном согласовании сделок с иностранными инвесторами в антимонопольном и правительственном органе. Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую помощь, в том числе:

  • при проведении анализа потенциальных рисков, которые могут сопутствовать заключению компаниями сделок.
  • при оценке правомерности принимаемых корпоративных решений, связанных с передачей акций (долей) другому лицу, а также проверке соответствующей документации, надлежащем и своевременном предоставлении информации о совершении сделок в соответствующие органы с целью предотвращения возможности нарушения антимонопольного законодательства.
  • при представлении интересов клиентов в ФАС России и судах по делам об оспаривании результатов предварительного согласования сделок.
  • при выработке иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства. 


[1] Проект федерального закона № 946057-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Принятый Госдумой закон одобрен Советом Федерации 24.07.2020.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

01.03.2024

Новости банкротства. Налог на сверхприбыль в банкротстве: не анекдот! Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева партнер, руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о налоге на сверхприбыль в банкротстве...

Смотреть

06.05.2024

Конкуренция и право. Обзор за 22 апреля – 5 мая 2024 г.

Опубликованы законы о предоставлении Федеральному казначейству доступа к ЕИС ГОЗ и пролонгации договоров на установку...

24.04.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 5 за 2024 г.

УФАС не вправе проверять обоснованность НМЦК; наличие антиконкурентного соглашения при заключении прямых договоров на...

22.04.2024

Конкуренция и право. Обзор за 15–21 апреля 2024 г.

Совфед одобрил закон о пролонгации в 2024 г. договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; в рекламу ...

16.04.2024

Журнал «Конкуренция и право» №2, 2024 (март-апрель)