Загрузка...

Временное смягчение отдельных требований валютного контроля со стороны Банка России в связи с распространением COVID-19

Опубликовано информационное письмо Банка России от 17.04.2020 N ИН-014-12/71 "О применении отдельных положений нормативных актов Банка России в сфере валютного контроля на период с 30 марта по 1 июля 2020 года".

В письме Банк России сообщает следующее:

- в срок представления резидентами справок о подтверждающих документах, а также документов, связанных с проведением валютных операций[1], не включается период с 30 марта по 1 июля 2020 года (включительно);

- в случае несвоевременного представления либо непредставления резидентами указанных справок и документов по окончании периода с 30 марта по 1 июля 2020 года включительно уполномоченные банки направляют органам валютного контроля информацию о нарушении при непредставлении резидентами таких документов до 22 июля 2020 года включительно.

comment.jpg22 июля – это дата истечения 15 рабочих дней, следующих за периодом с 30 марта по 1 июля 2020 года. Именно на такой порядок исчисления срока указано в дополнительном новостном сообщении Банка России по этому вопросу (п. 4.3 Информации Банка России от 17.04.2020 "Банк России утвердил дополнительные меры по защите интересов граждан, поддержке кредитования экономики, временному смягчению ПОД/ФТ и валютного контроля"[2]). 15 рабочих дней – это обычный срок представления документов и информации в рамках Инструкции № 181-И.

Одновременно в письме Банка России обращено внимание на необходимость соблюдения требований в отношении порядка и сроков проведения резидентом валютной операции по списанию денежных средств со своего расчетного счета, а также постановки импортного контракта на учет в уполномоченном банке.

Также Банком России разъясняется, что информация о нарушении резидентами обязанности репатриации по экспортным внешнеторговым контрактам направляется уполномоченными банками в обычные сроки.

В письме отмечено, что указанный подход согласован с ФТС России и ФНС России.

comment.jpg

Следует отметить, что сроки, о которых идет речь в письме, установлены на уровне Инструкции Банка России (от 16.08.2017 N 181-И). Изменения в инструкции по вопросам валютного контроля всегда вносились Указаниями Банка России. Диспозиция составов ст. 15.25 КоАП РФ, в которых установлена ответственность за нарушения сроков, сформулирована как несоблюдение (нарушение) установленных порядка (сроков).

Может ли информационное письмо Банка России считаться нормативным актом, установившим сроки (пусть и временные) – это вопрос, на который следует дать отрицательный ответ. Банк России принимает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, и нормативные акты в сфере валютного контроля подлежат регистрации в Минюсте России[3]. Да, сейчас необходима оперативность в принятии мер, и для банков данное письмо в любом случае является руководством к действию, но штрафы за несоблюдение сроков налагают налоговые и таможенные органы, а не банки.

Формально юридически письмо Банка России не изменяет сроки представления документов, установленные Инструкцией, а лишь предусматривает меры, направленные на невыявление органами валютного контроля соответствующих нарушений, так как банки не будут передавать информацию о них. Однако, например, налоговый орган (опять же, формально юридически) может выявить нарушения этих сроков самостоятельно в ходе налоговой проверки, после чего будет назначена проверка соблюдения валютного законодательства [4]. Лишь указание в письме Банка России, что подход согласован с ФТС России и ФНС России, позволяет предполагать, что данные ведомства намерены не штрафовать резидентов за соответствующие нарушения.

Также вызывает вопросы следующая формулировка новостного сообщения Банка России (п. 4.3 Информации Банка России от 17.04.2020): «Банк России предоставляет право кредитным организациям не учитывать период с 30 марта по 1 июля 2020 года включительно при исчислении сроков представления резидентами справок о подтверждающих документах, а также документов, связанных с проведением валютных операций …». Если речь идет о праве, значит, кредитные организации вправе и не воспользоваться им. Но, вероятно, речь все же идет о том, что банки вправе не выполнять собственную обязанность по ведению учета нарушений в данной части, так как в другом письме (от 17.04.2020 N ИН-014-12/73) и в той же Информации Банка России разъяснено, что Банк России не будет применять к кредитным организациям меры за допущенные уполномоченными банками нарушения сроков передачи информации органам валютного контроля с 30 марта по 1 июля 2020 года.

О чем подумать, что сделать

Можно только приветствовать временное смягчение требований к срокам представления резидентами справок о подтверждающих документах и документов, связанных с проведением валютных операций, в сложившейся ситуации.

Одновременно хотелось бы верить, что резидентов, представивших документы с нарушением обычного срока, но в пределах 22 июля 2020 г., в течение последующих двух лет (срок давности) не привлекут к административной ответственности со ссылкой на отсутствие у письма Банка России достаточной юридической силы и непринятие резидентом всех зависящих мер по избежанию нарушения.

С целью минимизации таких рисков рекомендуется проявлять осторожность и не откладывать представление в банк документов и информации, если имеется реальная техническая возможность их своевременного представления.

Также в сложившейся ситуации рекомендуется еще раз оценить совершаемые валютные операции и заключенные с нерезидентами договоры на предмет рисков нарушения валютного законодательства, которые могут возникать в условиях ограничительных мер, принимаемых государствами, и меняющихся экономических обстоятельств.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку по вопросам выявления и снижения рисков привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства, в том числе проверить договоры и операции на валютные риски, оценить правомерность зачета встречных требований по договорам, обеспечить представление интересов организаций и их работников в органах валютного контроля и судах.



[1] Предоставление указанных справок и документов предусмотрено Инструкцией Банка России от 16.08.2017 N 181-И.

[3] Статья 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

[4] Пункт 18 Регламента, утвержденного приказом ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418с.

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

28.09.2022
Александр Виноградов в «Топ 100 директоров по персоналу»
28.09.2022
Елена Соколовская выступила на Антимонопольном форуме 2022
15.09.2022
Внесудебное урегулирование спора между двумя клиентами компании
15.09.2022
Сайт «Пепеляев Групп» признан лучшим среди российских юридических фирм
07.09.2022
Наталья Присекина рассказала на ВЭФ о Международном коммерческом арбитражном суд...
07.09.2022
«Пепеляев Групп» оказала правовую поддержку АО «КТК-Р» в ходе судебного разбират...
02.09.2022
Усиление IP-практики «Пепеляев Групп»
29.08.2022
Юристы «Пепеляев Групп» провели семинар для корейского бизнеса во Владивостоке