Закрыть
Поиск по сайту
Закрыть

Отмена «нерабочих дней»: новые обязанности для работодателей

18.05.2020

Анна Берлина
Роман Жеребцов
11 мая президент России объявил об окончании единого периода нерабочих дней для всей страны. Какие новые обязанности появятся у компаний, которые по-прежнему не функционируют, и у тех работодателей, для кого нерабочие дни действительно закончились?

Вне контекста объявление президента можно было бы понять как необходимость выходить на работу. В сети сразу появилось множество шуток на эту тему. Однако понятно, что борьба с пандемией продолжается и вернуться к своей обычной деятельности смогут далеко не все.

Что на самом деле изменилось?

Указом № 316 от 11 мая 2020 президент прекратил действие общероссийского режима «нерабочих дней» и передал полномочия по дальнейшему введению и продлению ограничений по борьбе с коронавирусом главам регионов. Однако, поскольку эти ограничения были установлены и ранее, с принятием указа на практике для большинства отраслей кардинально ничего не поменялось.

Большинство из тех, кто трудился в прошедшие «нерабочие» дни (в том числе на «удаленке»), продолжили делать это и после 12 мая. Те, чья деятельность приостановлена в связи с пандемией коронавируса, продолжают не работать.

Однако теперь ограничения для работодателей зависят от решений, принятых главами регионов, которые в свою очередь будут ориентироваться на эпидемиологическую обстановку на своей территории. Так, например, в Москве действие ограничений продлили до 31 мая 2020 года, но с 12 мая 2020 года могут начать работать строительные и промышленные предприятия (при условии выполнения требований, установленных указом мэра).

Новые расходы и правила

Постепенное возвращение к деятельности будет означать для работодателей дополнительные расходы и необходимость строго соблюдать установленные региональные ограничения. При этом работодатели неизбежно столкнутся с множеством практических вопросов. Например, в Москве новые требования к работодателям перечислены в приложении 6 к Указу мэра от 05.03.2020 года № 12-УМ.

Рассмотрим в качестве примера, какие вопросы могут возникнуть при соблюдении этих требований.

1. Что делать, если сотруднику нельзя выйти на работу? Московские работодатели, которым разрешили возобновить деятельность, с 12 мая 2020 года обязаны не допускать до работы лиц:
  • с сахарным диабетом,
  • с ожирением,
  • с гипертонической болезнью второй степени,
  • с хронической обструктивной болезнью легких,
  • с бронхиальной астмой второй степени,
  • беременных.
Возникает вопрос: нужно ли оплачивать работникам, сообщившим об этих болезнях, то время, пока они не были допущены к работе? На наш взгляд, при невозможности перехода таких лиц на удаленную работу можно рассмотреть оформление простоя. Но тут же новый вопрос – как их ознакомить с приказом о простое под роспись, если они не могут явиться в офис? Остается надеяться, что таких коллег будет немного и с каждым можно будет оперативно организовать курьерскую доставку приказа.

Но если сотрудник не сообщит о наличии у него заболевания или беременности (умышленно или по незнанию) — будет ли работодатель нести ответственность за допуск к работе?

Мы полагаем, что риски для работодателя существенно снизятся, если он закрепил в локальном акте обязанность работников сообщать о наличии у них заболеваний или беременности и (под роспись) ознакомил работников с этим актом. Но если сотрудник все же скроет эту информацию и будет допущен к работе, риски все равно останутся.

2. Что делать, если сотрудник игнорирует меры безопасности? На рабочих местах и на территории работодателя необходимо использовать маски (или респираторы) и перчатки. Работодатель обязан обеспечить исполнение этих требований.

Но можно ли привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности, если он их не соблюдает? Можно ли будет уволить работника за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей, если он продолжает периодически игнорировать эти требования? Для ответа на эти вопросы также важно, чтобы работодатель надлежащим образом закрепил эти требования к своим сотрудникам в локальных актах и обеспечил наличие средств защиты.

3. Как обеспечить сдачу тестов на коронавирус? С 12 по 31 мая 2020 года московские работодатели обязаны сделать тесты на коронавирус как минимум 10% работников. После 1 июня 2020 г. такие исследования необходимо проводить в течение каждых 15 календарных дней.

Это означает и дополнительные траты, и новые вопросы: что работодателю делать, если работник откажется участвовать в этих мероприятиях? Закон не устанавливает для сотрудников обязанность проходить такое тестирование, значит, и ответ на этот вопрос также будет во многом зависеть от локального регулирования работодателя.

Соблюдать установленные санитарные требования критически важно, ведь цена вопроса — здоровье самих работников. Кроме того, Роспотребнадзор может приостановить деятельность работодателя, если выявит нарушения указанных требований.

Что сейчас делать работодателям

Чтобы заранее разрешить указанные выше проблемные вопросы и минимизировать свои риски, стоит:

1. Заранее ознакомиться с требованиями Роспотребнадзора, которые компания должна будет исполнять, когда ей разрешат возобновить деятельность. Заранее продумайте, как вы будете обеспечивать выполнение этих требований. В частности, до выхода коллег в офис любым методом коммуникации сообщите им, что при наличии ряда заболеваний или беременности выход в офис противопоказан.

2. Разработайте локальный акт (приказ или отдельное положение), в котором детально пропишите меры по организации работы в соответствии с региональными требованиями и обязанности работников по соблюдению этих мер. При разработке акта подумайте, какие сложности или спорные вопросы могут возникнуть с учетом специфики деятельности вашей компании и каким образом локальный акт может разрешить эти вопросы (но в рамках соблюдения норм трудового законодательства). Наличие такого акта поможет и продемонстрировать ответственное отношение работодателя к соблюдению требований на случай проверки, и привлекать работников к ответственности за нарушения.

3. К началу работы создайте условия для выполнения установленных требований, например, сделайте необходимый запас масок, перчаток, санитарных средств, обеспечьте возможность социального дистанцирования. Без этого работников будет нельзя привлечь к ответственности за невыполнение требований.

Если ваше предприятие не работает, должны ли вы платить сотрудникам?

Пункт 3 указа президента № 316 говорит о том, что за работниками предприятий, деятельность которых приостановлена, сохраняется заработная плата. Значит ли это, что для таких работников продолжаются «нерабочие дни с сохранением заработной платы»?

На наш взгляд, нет. Особый режим, ранее объявленный президентом, закончился. Новый указ президента не устанавливает каких-либо особых норм по выплате заработной платы. Поэтому можно полагать, что обязанности работодателя по выплате заработной платы в период приостановки деятельности регулируются напрямую Трудовым кодексом РФ и наиболее соответствующая этой ситуации мера (при отсутствии возможности удаленной работы) – объявление простоя.

Впрочем, нельзя исключать и другой подход. Поскольку указ использует тот же термин «сохранение заработной платы», который ранее использовался в привязке к «нерабочим дням», возможно, правоприменительные органы будут толковать «сохранение заработной платы» по аналогии с «нерабочими днями», то есть настаивать на выплате заработной платы в том объеме, которую работник получит, как если бы работал.

Действительно ли можно перейти в режим простоя?

Отсутствие сотрудников на работе в связи с приостановкой деятельности работодателя не относится к ситуациям, когда ТК РФ позволяет работодателю не платить работникам заработную плату. Данной ситуации соответствует режим простоя работников (ст. 157 ТК РФ), который, очевидно, будет обусловлен причинами, не зависящими от работника и работодателя. Такой режим оплачивается в размере двух третей от тарифной ставки или оклада сотрудника.

Ранее в ответ на вопрос, можно ли отправить работников в простой в «нерабочие дни», если предприятие не работает, Роструд высказывал мнение, что сделать это нельзя (см. ответ на вопрос 7). В том же письме при ответе на вопрос, что работодателю делать после окончания «нерабочих дней» (ответ на вопрос 2а), ведомство разъяснило, что, если компании не разрешат возобновить деятельность, то она может по своему выбору:
  • перевести работников на удаленную работу без изменения заработной платы (при условии сохранения продолжительности рабочего времени и норм труда),
  • перевести работников на неполное рабочее время с выплатой заработной платы пропорционально отработанному работником времени.
  • объявить простой в связи с мероприятиями по предотвращению распространения коронавирусной инфекции на основании статьи 157 Трудового кодекса РФ.
  • То есть, согласно текущему мнению Роструда, с окончанием периода «нерабочих дней» объявление простоя для работников неработающих предприятий становится возможным.
Таким образом, окончание «нерабочих дней» позволит снять с повестки ряд вопросов, но одновременно вносит и новые неясности.

Источник: РБК Pro

Возврат к списку

04.06.2020
Споры после пандемии: что ждет литигаторов
04.06.2020
Обеспечительные меры: когда есть шанс их добиться
04.06.2020
«Пепеляев Групп» вновь признана «Юридической фирмой года» в сфере налогового пра...
29.05.2020
Бизнес попросил Путина объявить амнистию для предпринимателей
28.05.2020
Удобно списывать, но сложно стать юристом: проблемы онлайн-учебы
28.05.2020
Отказ потребителя от договора через интернет или мобильное приложение: возможно ...
28.05.2020
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: можно ли оспорить...
27.05.2020
Александр Панов выступил с докладом на заседании комитета Совета Федерации по со...

Вход | Регистрация

E-mail

Click here to subscribe our English newsletters