Загрузка...
07.07.2025
18 мин. на чтение

Налоговые НПА: обзор за 2 квартал 2025 г.

Наиболее важные нормативно-правовые акты, а также письма Минфина и ФНС, принятые в указанный период


Федеральные законы

Федеральный закон от 07.06.2025 № 147-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (вступление в силу - с 1 января 2026 г.)

С 1 января 2026 г. признаются утратившими силу отдельные положения НК РФ, в том числе предусматривающие налоговые льготы по налогу на прибыль и НДПИ для участников ОЭЗ в Магаданской области. Снимается запрет на получение инвестиционных налоговых вычетов участниками ОЭЗ в Магаданской области, ранее установленный в целях исключения дублирования налоговых преференций.

Акты Правительства РФ

Постановление Правительства РФ от 08.05.2025 № 611 «Об оказании мер поддержки лицам, осуществляющим деятельность на территории Курской области» (вступление в силу – с 12.мая 2025 г.)

Предусмотрено продление установленных сроков уплаты ряда налогов и страховых взносов, которые наступили в 2024 г., начиная с 1 августа 2024 г., на 24 месяца, которые наступают в 2025 г., - на 12 месяцев. Определены условия, соответствие которым необходимо для получения соответствующих мер поддержки.

В круг лиц, на которые распространяются установленные меры поддержки, включены юрлица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность. Введены положения, устанавливающие условия, при соответствии которым определенные категории хозяйствующих субъектов вправе претендовать на применение мер поддержки, в том числе приведен перечень кодов основного вида экономической деятельности.

Постановление Правительства РФ от 23.04.2025 № 530 «Об особенностях неприменения ответственности к отдельным налогоплательщикам в 2025 году» (вступление в силу – с 25 апреля 2025 г.)

Налогоплательщики на УСН, впервые ставшие плательщиками НДС, временно освобождены от штрафов за непредставление декларации - введен мораторий на применение штрафных санкций, предусмотренных п. 1 ст. 119 НК РФ, за непредставление в установленный срок декларации по НДС за налоговый период с 1 января по 31 декабря 2025 г. и в котором такое лицо впервые стало исполнять обязанности по исчислению и уплате НДС.

Письма Минфина России

Письмо Минфина России от 19.06.2025 № СД-4-3/5963@ 

Ответ на запрос ФНС России об обложении НДС по налоговой ставке 0% операций по реализации банку налогоплательщиком, осуществляющим добычу драгоценных металлов, слитков драгоценных металлов, ранее полученных им при закрытии вклада в драгоценных металлах.

Если налогоплательщик, осуществляющий добычу драгоценных металлов, реализует банку слитки драгоценных металлов, полученные при закрытии вклада в драгоценных металлах, то такая реализация подлежит обложению налогом по нулевой ставке при условии представления в налоговые органы контракта (копии) на реализацию этих драгоценных металлов и документов (копий), подтверждающих передачу драгоценных металлов банку.

Письмо Минфина России от 31.03.2025 № 03-03-06/1/31384 «Об учете при формировании налоговой базы по налогу на прибыль доходов в виде компенсации, полученной в связи с изъятием недвижимого имущества»

Доходы в виде компенсации, полученной в связи с изъятием недвижимого имущества, не поименованы в ст. 251 НК РФ, следовательно, они учитываются для целей налогообложения прибыли. 

Налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на остаточную стоимость указанных объектов недвижимости, а также на расходы, связанные с такой операцией. Если сумма доходов в виде денежной компенсации не превышает сумму расходов, на компенсацию которых она предоставляется, то у налогоплательщика не возникает объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций в отношении данной операции.

Письмо Минфина России от 13.03.2025 № 03-03-06/1/24826 «Об учете при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходов на содержание служебной квартиры, используемой для проживания работников»

Служебная квартира, используемая для проживания работников, может быть отнесена к обслуживающим производствам и хозяйствам. Поэтому расходы на ее содержание можно учесть в соответствии с положениями ст. 275.1 НК РФ. 

Письмо Минфина России от 21.02.2025 № 03-03-08/17113 (вместе с письмом Роскомнадзора от 20.02.2025 № 03-72707 по вопросу учета Интернет-рекламы для целей применения положений п. 44 ст. 270 НК РФ)

Роскомнадзором и ФНС России разработан специальный функционал, в котором представители налогового органа могут проверить все договора рекламодателя на размещение Интернет-рекламы. Аналогичный функционал доступен рекламодателю.

При определении налоговой базы рекламодателя не учитываются расходы на распространение рекламы в Интернете, если информация о ней не представлена в Роскомнадзор.

В случае неисполнения иностранным лицом требований, запретов и ограничений законодательства РФ, такому лицу запрещается распространять рекламу на своем инфоресурсе. О том, исполняет ли иностранное лицо эти требования и можно ли размещать на его ресурсе рекламу, можно узнать по ссылке. Если с иностранной компанией заключен долгосрочный договор на размещение рекламы на ее инфоресурсе, но этот ресурс был заблокирован Роскомнадзором, следует учитывать только те затраты, которые рекламодатель произвел до блокировки сайта, но при условии, что до блокировки компания выполняла требования ст. 5 Федерального закона от 01.07.2021 № 236-ФЗ.

Комментарий «Пепеляев Групп» - см. на сайте 

Письмо Минфина России от 11.02.2025 № 03-04-05/11939 «Об удержании НДФЛ»

При невозможности до 31 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли такие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержать налог, суммах дохода и неудержанного налога.
Это правило применяется в отношении обязанностей налогового агента, возникших с 01.01.2025.

Письмо Минфина России от 10.02.2025 № 27-01-21/11349

В числе прочего сообщается, что если товары ввозятся в рамках сделок между участниками одной группы компаний, а доход (выручка) российского покупателя формируется преимущественно за счет продажи ввезенных товаров, таможенные органы проводят анализ обстоятельств до продажи товаров, в том числе условия приобретения товаров; порядок (методологию) ценообразования экспортера.

Декларант обязан подтвердить, что цена сформирована при обычном ходе торговли, в рамках конкурентных рыночных условий.

Если по результатам анализа таможенным органом установлено, что поименованные в качестве дивидендов платежи являются таковыми лишь по форме, а по своей сути – обеспечивают получение продавцом части его дохода (выручки) от продажи товаров, то такие платежи включаются в таможенную стоимость товаров. Также дивиденды включаются в таможенную стоимость товаров при непредставлении декларантом информации о методологии ценообразования экспортера либо при отсутствии доказательств рыночности цены, в том числе в связи с ограниченным кругом покупателей таких товаров.

Письмо Минфина России от 29.01.2025 № 03-12-11/1/7690 «Об определении минимального и максимального значений интервала рыночных цен при применении метода сопоставимых рыночных цен»

В результате изменений, внесенных Федеральным законом № 539-ФЗ, с 1 января 2024 г. определение минимального и максимального значений интервала рыночных цен сделок возможно исключительно в порядке, установленном п. 3 ст. 105.9 НК РФ. Поскольку такой порядок предполагает исключение из интервала рыночных цен аномально низких и аномально высоких значений цен, изменения, внесенные Федеральным законом № 539-ФЗ, будут способствовать справедливому определению рыночных цен в сделках между взаимозависимыми лицами для целей налогообложения.

Что касается информации, используемой для целей сопоставления условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то для указанных целей налогоплательщик, кроме информации о собственной деятельности, вправе использовать любые общедоступные источники информации, предусмотренные ст. 105.6 НК РФ, в том числе данные информационно-ценовых агентств.

Приказы, письма, информация ФНС России

Приказ ФНС России от 06.06.2025 № ЕД-7-26/508@ «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 15.07.2011 N ММВ-7-6/443@» (вступление в силу – документ не опубликован)

До 1 июля 2026 г. продлевается действие пилотного проекта по представлению налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме через официальный сайт ФНС России.
Ранее действие проекта было продлено до 1 июля 2025 г.

Приказ ФНС России от 21.02.2025 № ЕД-7-13/122@ «О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@» (вступление в силу – с 10 июня 2025 г.)

Обновлена форма документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ. Уточнено, что заявление в электронной форме о предоставлении указанного документа можно подать через интерактивный сервис «Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации» на официальном сайте ФНС России. Скорректированы сроки рассмотрения заявления с учетом способа его направления в налоговый орган.

Письмо ФНС России от 19.06.2025 № БС-4-11/5967@ «По вопросу применения положений пункта 6.2 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации к выплатам, рассчитанным на основании средней заработной платы»

С учетом позиции Минтруда России сообщается о порядке налогообложения НДФЛ выплат работникам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, рассчитанных исходя из среднего заработка. 

Указано, в частности, что, как правило, средний заработок выплачивается работнику при предоставлении гарантий и компенсаций (ст. 165 ТК РФ), при этом ряд выплат, исчисленных исходя из среднего заработка, в ТК РФ прямо поименован как оплата труда (например, ст. 155, 158 ТК РФ).

Районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях (районах) с неблагоприятными (особыми) климатическими или экологическими условиями не начисляются на средний заработок.

С учетом изложенного сделан вывод, что если выплачиваемый гарантированный средний заработок не относится к заработной плате (оплате труда работника) и к такой выплате не применяются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, то положения п. 6.2 ст. 210 НК РФ к таким доходам не применяются.

Письмо ФНС России от 20.05.2025 № Д-4-17/17@ «Об отчетности по зарубежным счетам физических лиц - резидентов при изменении перечня стран автоообмена»

В связи с изменением Перечня стран (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, разъяснен порядок представления отчетов о движении денежных средств физлицами-резидентами.
Так, при предоставлении отчетности за 2024 год следует руководствоваться Перечнем, утвержденным Приказом ФНС России от 30.10.2024 № ЕД-7-17/916@, вступившим в силу 31.12.2024.

Представляется отчетность в случае исключения иностранного государства из Перечня, а также обращено внимание на определение законности валютных операций, совершаемых с использованием зарубежных счетов.

Письмо ФНС России от 19.05.2025 № ШЮ-4-13/4858@ «О порядке заполнения Уведомления о контролируемых сделках»

Подготовлены разъяснения о порядке заполнения нового уведомления о контролируемых сделках (форма утверждена Приказом ФНС России от 02.12.2024 № ЕД-7-13/1088@). В частности, об отражении сведений, касающихся метода, применяемого для обоснования рыночного уровня цен в контролируемой сделке; сведений об условиях совершения сделки; сведений о цепочке создания стоимости; а также об указании регистрационного номера, присвоенного иностранной организации или иностранной структуре без образования юридического лица.

Письмо ФНС России от 12.05.2025 № БС-4-11/4601@ (вместе с Письмом Минфина России от 30.04.2025 № 03-04-07/43998)

Даны разъяснения по вопросу исчисления размера среднего месячного заработка в целях применения абз. 7 п. 1 ст. 217 НК РФ. Данные положения Кодекса предусматривают освобождение от НДФЛ компенсационных выплат, связанных, в частности, с увольнением работника, за исключением сумм выплат в части, превышающей трехкратный (для работников Крайнего Севера и приравненных местностей - шестикратный) размер среднего месячного заработка.
Средний месячный заработок исчисляется за два календарных года, предшествующих году увольнения, с учетом установленных особенностей.

Даны разъяснения и о расчете среднего месячного заработка при отсутствии у работодателя соответствующих сведений за два календарных года, предшествующих году увольнения работника.

Письмо ФНС России от 05.05.2025 № СД-4-3/4492@ (вместе с Письмом Минфина России от 04.04.2025 № 03-06-05-01/33569)

Даны разъяснения о расчете значения показателей ККГ2023 и ККГ2024 в целях исчисления НДПИ при добыче газа горючего природного. Расчет указанных показателей может осуществляться налогоплательщиком, который осуществляет добычу и реализацию газа горючего природного, не входящим в одну группу компаний, и налогоплательщиком, который определен материнской компанией организацией, осуществляющей добычу газа горючего природного, которая исчисляет НДПИ за всю группу компаний.

Письмо ФНС России от 08.04.2025 № СД-4-3/3704@ «О порядке исчисления минимального налога»

Сообщается, в частности, что заселение потребителя гостиничных услуг на несколько часов, равно как и заселение его до установленного времени заезда (ранний заезд), а также задержка выезда после времени выезда (расчетного часа) (поздний выезд) признаются оказанием услуг по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средствах размещения.

Учитывая, что гл. 33.1 НК РФ не содержит специальных положений по порядку исчисления туристического налога (минимального налога) при оказании услуг по временному проживанию за неполные сутки, то в отношении услуг по временному проживанию, оказываемых на период времени менее суток, а также услуг по временному проживанию при заселении потребителя до установленного времени заезда (ранний заезд) или задержке выезда потребителя после времени выезда (поздний выезд), туристический налог исчисляется со стоимости таких услуг. При этом в целях исчисления минимального налога период времени предоставления услуги по временному проживанию при раннем заезде и позднем выезде отдельными сутками не признается.

Приведены примеры расчета суммы туристического налога исходя из рассмотренных ситуаций.

Письмо ФНС России от 07.04.2025 № ЕА-4-15/3650@ «Об информировании налогоплательщиков»

Даны разъяснения по вопросу представления в налоговые органы реестра транспортных, товаросопроводительных и иных документов для подтверждения нулевой ставки НДС при оказании услуг по перевозке товаров железнодорожным транспортом.

Сообщается, в частности, что согласно абз. 6 п. 15 ст. 165 НК РФ налогоплательщик вправе представить реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подп. 2 п. 3.1 ст. 165 НК РФ, в электронной форме вместо копий указанных документов.

Рекомендовано представлять реестр по форме, порядку заполнения и формату представления реестра, содержащего сведения из деклараций на товары, транзитных деклараций, перевозочных, транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов и предусмотренного подп. 3 п. 3.1 и подп. 2 п. 3.7 ст. 165 НК РФ (при перевозке товаров железнодорожным транспортом) (КНД 1155112), утвержденного Приказом ФНС России от 15.11.2024 № ЕД-7-15/1036@.

Письмо ФНС России от 07.04.2025 № БС-4-21/3637@ «Об условиях применения коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, при налогообложении земельных участков, приобретенных в собственность коммерческими организациями для индивидуального жилищного строительства»

Письмо ФНС России от 16.11.2023 № БС-4-21/14484@ «Об условиях применения при исчислении земельного налога коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации» Верховный Суд РФ признал действующим.

Суд исходил из того, что повышающие коэффициенты к ставке земельного налога (далее - налог), предусмотренные п. 15 ст. 396 НК РФ, являются обеспечительной мерой экономического характера, направленной как на своевременное завершение строительства объектов жилищного назначения и введение таких объектов в эксплуатацию с одновременной государственной регистрацией прав на жилищные объекты, так и на предотвращение создания условий для уклонения от уплаты налога в связи с несвоевременной государственной регистрацией прав на жилые объекты и нарушением сроков строительства, и не являются мерой ответственности застройщиков-налогоплательщиков за нарушение сроков строительства.

Довод административного истца о том, что повышающий коэффициент 2 распространяется только на земельные участки, облагаемые налогом по ставке 0,3%, был предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно признан не соответствующим положениям п. 15 ст. 396 НК РФ, по смыслу которых коэффициент 2, увеличивающий исчисленную сумму налога, применяется в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, которые могут облагаться налогом как по ставке 0,3% (применительно к физическим лицам, не использующим участки в предпринимательских целях), так и по ставке 1,5% (применительно к организациям, использующим участки в предпринимательских целях).

Применение повышающего коэффициента зависит от критерия, определяющего связь земельного участка с жилищным строительством, которым в соответствии с п. 15 ст. 396 НК РФ является вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство, при этом отнесение земельных участков к «прочим земельным участкам» в целях применения налоговой ставки 1,5% не влечет изменения вида разрешенного использования этих участков.

Письмо ФНС России от 28.03.2025 № БС-4-21/3300@ «Об определении в целях применения подпункта 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельных участков, изъятых из оборота, занятых объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования»

В нижестоящие налоговые органы направлена копия Определения Конституционного Суда РФ от 13.03.2025 № 598-О с позицией по вопросу об определении не признаваемых объектами налогообложения земельных участков, изъятых из оборота и занятых объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы ЗАТО.

Отмечено, что изъятый из оборота земельный участок должен быть занят объектом, для обеспечения деятельности которого создано ЗАТО, а не просто принадлежать организации, осуществляющей соответствующую деятельность. Расширительное толкование законоположений, предполагающее выведение из-под налогообложения всех изъятых из оборота земельных участков, переданных соответствующим организациям в связи с созданием ЗАТО, не согласовывалось бы с конституционными принципами налогообложения.

Письмо ФНС России от 27.03.2025 № ШЮ-4-13/3277@ «О представлении сведений в порядке статьи 105.16-7 Налогового кодекса Российской Федерации»

В целях обеспечения корректного исполнения обязанности по представлению сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний (МГК) и финансовой отчетности участников МГК разъясняются вопросы определения понятия МГК; распространения обязанности по представлению сведений из отчетности на все МГК; проверки выполнения условия о нахождении более 50% активов МГК на территории РФ; представления сведений из локальной финансовой отчетности участников МГК; форматов представления сведений из отчетности МГК (участников МГК).

Сообщается также, что положения ст. 105.16-7 НК РФ, устанавливающие обязанность по представлению сведений из отчетности, применяются с 01.01.2024 и обратной силы не имеют.

Письмо ФНС России от 26.03.2025 № БС-4-11/3213@

Направлено письмо Минфина России от 19.03.2025 № 03-15-07/27039 по вопросу применения единого пониженного тарифа страховых взносов субъектом МСП обрабатывающей промышленности.

В нем в частности, рассмотрена ситуация, когда субъект МСП обрабатывающей промышленности в текущем календарном году меняет основной вид деятельности на вид, который в прошлом году был указан в качестве дополнительного и доля доходов от которого составляла 70% и более в сумме доходов прошлого года. Как пояснил Минфин, если плательщик страховых взносов-субъект МСП, изменит в текущем году основной вид деятельности в ЕГРЮЛ/ЕГРИП на вид деятельности, который указан в правительственном перечне обрабатывающих производств, то он будет вправе применять единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% только со следующего года при соблюдении условия о доле доходов от этого основного вида деятельности (не менее 70%) по итогам текущего года и отчетных (расчетного) периодов следующего года.

Письмо ФНС России от 21.03.2025 № СД-4-3/3006@ «О переходе на общую систему налогообложения с УСН в целях добровольного отказа от дробления бизнеса»

Налогоплательщик вправе отказаться от применения УСН одним из следующих способов:
  • представить уведомление об отказе от применения УСН в установленный п. 6 ст. 346.13 НК РФ срок;
  • не представляя уведомление об отказе от применения УСН, подать налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций. В такой декларации, начиная с первого отчетного периода и до конца налогового периода заполнять Лист 02 (приведен пример заполнения) с приложением к ней пояснительной записки, что декларация представлена в целях реализации добровольного отказа от дробления бизнеса.
Информация ФНС России от 07.04.2025

На сайте Службы опубликована информация о рыночных котировках цифровых валют и суммарных объемах ежедневных торгов у иностранных организаторов торговли (бирж) для налогоплательщиков для определения дохода по операциям с цифровой валютой на основании сведений из открытых источников. 

Налогоплательщики смогут рассчитывать налоговую базу по операциям с цифровой валютой на каждую дату признания дохода.

Стоимость цифровой валюты определяется исходя из ее рыночной котировки на дату фактического получения дохода (день, когда у лица возникло право распоряжаться ею). 

Используя сервис ФНС России, налогоплательщики смогут рассчитывать:
  • стоимость цифровой валюты для учета дохода;
  • себестоимость реализованной цифровой валюты для учета расходов.

Решения Конституционного Суда РФ

Постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2025 № 20-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 и абзаца первого пункта 3 статьи 75, абзаца первого пункта 1, абзаца первого пункта 2, пункта 3 и абзаца первого пункта 5 статьи 100, пунктов 1 и 7, абзаца первого пункта 8 и пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Научно-производственное предприятие КлАСС»

Суды при рассмотрении налогового спора отметили, что само по себе несоблюдение срока вручения налогоплательщику акта налоговой проверки не позволяет признать такое нарушение в качестве безусловного основания для отмены итогового решения налогового органа. Вместе с тем превышение процессуальных сроков при определенных обстоятельствах может приобретать характер существенного нарушения, в частности в тех случаях, когда оно имеет значительные фискальные последствия и приводит к избыточному или не ограниченному по продолжительности применению мер налогового контроля.
Общество обратилось в КС РФ, полагая, что такой подход судов делает норму НК РФ о сроках фиктивной и позволяет налоговым органам безнаказанно нарушать процессуальные сроки, что противоречит Конституции РФ. Оспаривались положения ст. 75, 100 и 101 НК РФ, регулирующие порядок начисления пеней, сроки составления и вручения акта выездной проверки, а также рассмотрения ее материалов.

Конституционный суд не нашел оснований для признания указанных норм Кодекса неконституционными. Он указал, в частности, что по своему конституционно-правовому смыслу оспариваемые положения предполагают, что основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности уплаты пени может являться отмена принятого решения налогового органа в связи с несоблюдением срока вручения акта проверки, если оно признано существенным нарушением, о чем во всяком случае свидетельствует утрата возможности принудительного взыскания задолженности (в том числе в части пени) вследствие такого нарушения.

И поскольку защита прав налогоплательщика в связи с нарушением налоговым органом срока вручения акта налоговой проверки могла быть обеспечена иным способом, чем тот, о применении которого заявитель ставил вопрос в конкретном деле, Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для пересмотра правоприменительных решений, вынесенных в отношении заявителя.

Постановление Конституционного Суда РФ от 10.04.2025 № 16-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 333.19 и пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктов 45 и 47 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы»

По мнению заявителей, высокие размеры государственной пошлины не соотносятся с медианной заработной платой, вследствие чего отдельные категории граждан лишаются доступа к правосудию, при том, что предусмотренные законодательно механизмы – освобождение от уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера, отсрочка и рассрочка ее уплаты – не решают проблемы ограничения доступа к правосудию в связи с возникающей на практике сложностью их реализации.

Конституционный Суд РФ признал п. 1 ст. 333.19 и п. 1 ст. 333.21 НК РФ, а также п. 45 и 47 ст. 2 оспариваемого Федерального закона не противоречащими Конституции РФ. В частности, Суд указал, что названные положения НК РФ не выходят за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, обладающего широким усмотрением в выборе направлений и содержания политики в области налогов и сборов, не исключают широкого перечня льгот по уплате государственной пошлины при обращении в суд, равно как и допускают освобождение от уплаты государственной пошлины (уменьшение ее размера) или предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты, а также не предполагают такого их применения в судебной практике, которое в противоречии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ, выраженными в настоящем Постановлении, существенно ограничивало бы доступ граждан к правосудию по причине имущественного положения.

Также указано, что настоящее Постановление, в том числе в части правовых позиций, в которых сформулированы конституционные критерии установления и условия применения оспариваемых норм, обязательно на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.


Обзор подготовлен с использованием официального интернет-портала правовой информации, сайтов федеральных государственных органов и информационно-правовых баз «Консультант Плюс» и «Гарант».

Подготовлено информационно-аналитическим отделом «Пепеляев Групп». Также мы составляем индивидуальные обзоры по различным отраслям права под запросы бизнеса. Подробнее о наших услугах



Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

08.07.2025

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 23 июня – 6 июля 2025 г.

В РФ разрешили корпоративную конструкцию – «фирмы-матрешки»; изменен порядок совершения некоторых сделок с лицами из нед...

07.07.2025

Конкуренция и право. Обзор за 30 июня - 6 июля 2025 г.

Разработаны правила для цифровых платформ; установлен порядок цифровизации дел об административных правонарушениях; ФАС ...

07.07.2025

Налоговые новости. Дайджест за 30 июня – 6 июля 2025 г.

Главные новости: периметр применения НДД планируется расширить; Минфин готовит перенос части параметров ФИНВ из постановления...

03.07.2025

Минфин назвал препятствия для внедрения в России семейного налогообложения

Правительство серьезно не рассматривало вопрос о введении в России семейного налогообложения при обсуждении параметров донастройки...