Загрузка...
24.07.2019
5 мин. на чтение

Планируется введение административной ответственности за оборот цифровых прав

К внесению в Государственную Думу готовится законопроект об административной ответственности за незаконный оборот цифровых прав и цифровой валюты, а также за нарушение правил выпуска цифровых финансовых активов/иных цифровых прав и совершения сделок с ними.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», разрабатываемый Госдумой, планируется внести на рассмотрение до конца июля 2019 г. Пока он обсуждается в АНО «Цифровая экономика».

Законопроектом предлагается установить административную ответственность за:

  1. незаконный оборот цифровых прав;
  2. незаконный оборот цифровой валюты;
  3. нарушение правил выпуска цифровых финансовых активов/иных цифровых прав;
  4. нарушение правил совершения сделок с цифровыми финансовыми активами/иными цифровыми правами.

Законопроект не содержит определений цифровых прав и цифровых финансовых активов, но содержит определение цифровой валюты (будет приведено ниже). Также в предлагаемых законопроектом нормах содержатся отсылки к проекту Федерального закона «О цифровых финансовых активах»[1], который в настоящее время принят Госдумой в первом чтении - полагаем, необходимые определения могут быть взяты из этого законопроекта, а также из ГК РФ.

В частности, в марте 2019 г. был принят Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», которым в ГК РФ введено базовое понятие цифровых прав:

  • Цифровые права - обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. При этом осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.

В результате с 1 октября 2019 г. перечень объектов гражданских прав приобретет следующую структуру:

  • вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги),
  • иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права).

28 мая 2018 г. Госдумой в первом чтении принят проект федерального закона «О цифровых финансовых активах»[2]. В марте 2019 г. на сайте Госдумы появился текст законопроекта, подготовленного к рассмотрению во втором чтении, однако впоследствии он был удален. В этой редакции законопроекта содержалось следующее определение цифровых финансовых активов:

  • Цифровые финансовые активы - цифровые права, включающие обязательственные и иные права, в том числе денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые закреплены в решении о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационной системе на основе распределенного реестра.

Рассматриваемый в настоящем обзоре законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» содержит следующее определение цифровой валюты:

  • Цифровая валюта - используемая в информационных системах совокупность электронных данных (код или обозначение), предлагаемая в качестве средства платежа, не являющегося официальной денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства или международной денежной или расчетной единицей. К цифровой валюте не относятся цифровые финансовые активы и цифровые операционные знаки, выпущенные в соответствии с Федеральным законом «О цифровых финансовых активах», а также иные виды цифровых прав, выпущенных в соответствии с федеральными законами.

Полагаем, процесс выпуска и оборота цифровых финансовых активов может быть кратко описан следующим образом:

  • цифровой финансовый актив выпускается в специальной информационной системе, которая должна соответствовать установленным законом требованиям;
  • решение о выпуске цифрового финансового актива может быть принято индивидуальным предпринимателем, российским юридическим лицом или иностранным юридическим лицом;
  • права, удостоверенные цифровым финансовым активом, переходят к его обладателю с момента внесения записи в информационную систему. Обладатель цифрового финансового актива имеет уникальный доступ к информационной системе;
  • очевидно, судебная защита будет распространяться только на те отношения, в которых обе стороны (эмитент и обладатель цифрового финансового актива) зарегистрированы в информационной системе;
  • у такой информационной системы должен быть оператор, отвечающий установленным законом требованиям. Оператор обеспечивает возможность восстановления доступа к записям реестра, а также бесперебойность и непрерывность функционирования информационной системы;
  • внесение или изменение записи в такой информационной системе возможно по указанию эмитента или обладателя цифрового финансового актива, иных лиц, перечисленных в законе, а также на основании смарт-контракта. Оператор информационной системы обеспечивает исполнение в отношении цифровых финансовых активов судебных актов и актов иных органов;
  • купля-продажа цифровых финансовых активов, иные сделки, включая обмен разных видов цифровых финансовых активов осуществляются через специального оператора обмена цифровых финансовых активов.

Более детально предлагается дополнить КоАП РФ статьями 14.56.1 и 14.56.2, предусматривающими ответственность за следующие правонарушения:

  • Организация/осуществление обмена цифровых прав, не названных в таком качестве в законе;
  • Организация/осуществление обмена цифровых прав, если их содержание и условия осуществления определяются в соответствии с правилами информационной системы, не отвечающей установленным законом признакам;
  • Организация/осуществление обмена цифровой валюты на цифровые финансовые активы/иные цифровые права/денежные средства/иностранную валюту;
  • Прием указанных выше цифровых прав/цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, оказанные работы (услуги) юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность;
  • Организация выпуска цифровых финансовых активов лицами, не включенными в реестр операторов информационных систем;
  • Организация сделок с цифровыми финансовыми активами или иными видами цифровых прав лицами, не включенными в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов;
  • Прием цифровых финансовых активов в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, оказанные работы (услуги) юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность, с нарушением порядка совершения сделок с цифровыми финансовыми активами, предусмотренного Федеральным законом «О цифровых финансовых активах».

Предлагается установить следующие пределы ответственности за перечисленные правонарушения:

  • для граждан – штраф в размере 50 000 – 500 000 рублей;
  • для должностных лиц - штраф в размере 100 000 – 1 000 000 рублей или дисквалификация на 6 – 12 месяцев;
  • для юридических лиц - штраф в размере 200 000 – 2 000 000 рублей.

Предполагается, что Федеральный закон вступит в силу с 1 октября 2019 г.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Полина Бардина
Руководитель цифровой группы
p.bardina@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

10.04.2024

Налоговые споры в арбитражных судах – 2023: горячая десятка. Сергей Пепеляев и Евгений Леонов.

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Геннадьевича Пепеляева с автором статьи «Налоговые споры в арбитражных судах – 2023: горячая десятка» Евгением Леон...

Смотреть

03.04.2024

Цифровая экономика. Дайджест за 1–31 марта 2024 г.

Главные новости: Минцифры планирует ограничить число IT-компаний с нулевым налогом на прибыль; в РФ отменен мо...

26.03.2024

Деятельность маркетплейсов урегулируют

5 марта 2024 года в Государственную Думу внесен законопроект № 568223-8, предусматривающий унифицированное правовое...

23.03.2024

О запрете размещения рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов

Президент РФ подписал Федеральный закон от 11.03.2024 № 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „О контроле...

01.03.2024

Цифровая экономика. Дайджест за 1–29 февраля 2024 г.

Главные новости: в 2023 году основным направлением изменений в законодательстве стало регулирование данных; ответственных...