Загрузка...
24.09.2020
7 мин. на чтение

Дайджест – «Цифровая экономика» 14-20 сентября

Дайджест по цифровой экономике

Быстрое меню:


Пополнять наличными анонимные е-кошельки под транспортные карты можно до 1 апреля 2021 г.

Банк России решил продлить срок, в течение которого не будет применять меры к кредитным организациям за проведение таких операций. Ранее этот период ограничивался 1 октября 2020 года. Таким образом, у операторов транспортных систем будет больше времени, чтобы скорректировать при необходимости свои бизнес-модели для соответствия закону «О национальной платежной системе».

Напомним, что в августе этого года в силу вступили поправки в законодательство, ограничивающие пополнение наличными анонимных (неперсонифицированных) электронных кошельков, выпущенных под транспортные карты. При этом запрет не коснулся большинства действующих карт, которые выпускаются непосредственно транспортными организациями или пополняются через них. (Информационное письмо Банка России от 17.09.2020 № ИН-04-45/135 «О неприменении Банком России мер за нарушение отдельных требований законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе»).

17.09.2020 «Банк России»


digest_icon_#7E2E84-02.png


ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НОРМОТВОРЧЕСТВО  



Документы переведут в цифру?

Законопроект, в соответствии с которым деловой документооборот переводится в электронный вид, предложен Минэкономразвития. Действующим законодательством закреплено обязательное хранение многих документов в бумажном виде и установлены длительные сроки их хранения (до 75 лет). Это приводит к значительным затратам организаций. Так, например, затраты одного крупного банка на хранение бумажных документов могут составлять до 2,5 млрд. рублей в год. Законопроектом планируется ввести базовое регулирование долговременного хранения документов в электронном виде, создание возможности конвертации электронного документа в другой формат при сохранении его юридической значимости.

Нормы законопроекта будут распространяться на все юридически значимые документы, если иное не будет установлено иными нормативными правовыми актами. В том числе станет возможным хранение в электронном виде следующих документов:

  • Согласия на обработку персональных данных, отзыв таких согласий;
  • Документы бухгалтерского учета;
  • Документы, создаваемые кредитными организациями;
  • Согласия на получение рекламы;
  • Договоры о присоединении сетей электросвязи;
  • Аудиторские заключения и др.

14.09.2020 «Консультант Плюс»


Минэкономразвития описало особенности экспериментального правового режима по направлениям госуслуг и госконтроля

Инициатором и субъектом такого экспериментального правового режима могут быть госорган и орган местного самоуправления. Инициатор и субъект должны соответствовать следующим требованиям:

  • направление экспериментального правового режима относится к установленной сфере ведения деятельности инициатора, субъекта;
  • инициатор, субъект соответствуют требованиям, которые предусмотрены в программе экспериментального правового режима.

Также предлагается исключить роль организации предпринимательского сообщества в процессе создания, функционирования, изменения, приостановления и прекращения экспериментального правового режима (за исключением процедуры мониторинга). (Проект Постановления Правительства РФ «Об установлении особенностей применения положений Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» к правоотношениям, возникающим в связи с установлением и реализацией экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ID: 04/12/09-20/00108253).

14.09.2020 «D-Russia.ru»


За товарами будут следить

Законопроект о создании национальной системы прослеживаемости товаров был принят в 1 чтении. Изменения, которые предполагается внести в Налоговый кодекс, установят общие положения о прослеживаемости. Кроме того, законопроект определяет обязанности и меры ответственности налогоплательщиков, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, а также порядок уведомления о движении таких товаров. Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, определит Правительство.

Законопроектом предусмотрено, что прослеживаемость товаров осуществляется без нанесения на товар контрольно-идентификационных знаков (по номеру партии). За нарушение требований о прослеживаемости предусмотрены штрафы – от 200 до 1 тыс. руб. за каждый непредставленный документ (счет-фактуру). (Законопроект № 991147-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров).

15.09.2020 «Государственная Дума»


Ущерб, нанесенный доверенной третьей стороной, хотят возмещать

Институт доверенных третьих сторон предусмотрен подписанным в июне «антикризисным» законом. Доверенные третьи стороны – организации, уполномоченные осуществлять деятельность по проверке электронных подписей в электронных документах в конкретный момент времени в отношении лица, подписавшего электронный документ, для обеспечения доверия при обмене данными и электронными документами.

В соответствии с положениями закона «Об электронной подписи», наличие финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам при оказании услуг доверенной третьей стороны, является необходимым условием для аккредитации в качестве доверенной третьей стороны. Проектом постановления предлагается установить финансовое обеспечение в размере 300 млн руб. (Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении размера финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам при оказании им услуг доверенной третьей стороны» (ID: 02/07/09-20/00108225).

15.09.2020 «Единый портал электронной подписи»


Деятельность доверенных третьих сторон урегулируют

Проектами нормативных правовых актов, в том числе, предусматривается:

  • порядок создания, проверки и получения достоверной информации в электронной форме о дате и времени подписания электронного документа в момент его подписания электронной подписью;
  • требования к запросу пользователя о предоставлении сведений о выданных на его имя квалифицированных сертификатах, а также порядок предоставления таких сведений;
  • требования к порядку реализации функций аккредитованной доверенной третьей стороны и исполнения ее обязанностей в части определения разделов порядка и наличия информации в таких разделах.

(Проект приказа Минцифры «Об утверждении порядка создания метки доверенного времени» (ID: 02/08/09-20/00108322), Проект постановления Правительства РФ «О требованиях к порядку предоставления владельцам квалифицированных сертификатов сведений о выданных им квалифицированных сертификатах с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг» (ID: 01/01/09-20/00108320), Проект приказа Минцифры «Об утверждении требований к порядку реализации функций аккредитованной доверенной третьей стороны и исполнения ее обязанностей» (ID: 02/08/09-20/00108325).

15.09.2020 «D-Russia.ru»


И снова здравствуйте: очередная версия Пятого антимонопольного пакета

ФАС предложила внести изменения в КоАП, согласно которым компанию, оштрафованную за нарушение антимонопольного законодательства и получившую соответствующее предписание – прекратить нарушения антимонопольного законодательства, правил недискриминационного доступа к товарам, услугам или работам, а также восстановить конкуренцию, но не выполнившую его, можно будет оштрафовать еще раз на сумму в 2 раза больше первого штрафа. Сумма нового штрафа не может быть меньше 100 тыс. руб. и больше одной пятидесятой от выручки компании-нарушителя за год, предшествующий нарушению.

Соответствующая инициатива содержится в новой версии Пятого антимонопольного пакета, цель которого — борьба с цифровыми монополиями, владельцами крупных инфраструктурных и интернет-платформ, если они доминируют на рынке.

15.09.2020 «РБК»


Минфин разработал законопроект для совершенствования госинформресурса бухгалтерской отчетности

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО) – совокупность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней. Информация ГИРБО является открытой и общедоступной. Как отмечают в Минфине, анализ практики формирования и ведения ГИРБО выявил ряд проблем, связанных с обеспечением доступа к информации, содержащейся в данном ресурсе. Среди них – полнота ресурса, распространение содержащейся в ресурсе информации, наносящее ущерб отчитывающимся организациям, сроки представления в ресурс исправленной отчетности. Для решения этих проблем проектом федерального закона предлагается:

  • ограничить круг организаций, освобожденных от представления своей бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИРБО;
  • ввести полномочие правительства РФ определять случаи, в которых доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, может быть ограничен на временной или постоянной основе для определенных категорий пользователей;
  • установить единый пресекательный срок для представления исправленной бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИРБО.

(Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности) (ID: 02/04/09-20/00108268).

16.09.2020 «Единый портал электронной подписи»


В России может появиться IT-следствие

Преступлениями в Интернете в России могут заняться специализированные подразделения в органах дознания, следствия, прокуратуры и суда. Такой законопроект прорабатывает член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. Его инициативу уже поддержали в Общественной палате РФ и предложили также создать в стране Федеральное агентство по кибербезопасности.

18.09.2020 «Парламентская газета»


Тайну защитят рублем

Соответствующий законопроект внесен в Госдуму. Инициативой предлагается в разы увеличить штрафы за разглашение информации ограниченного доступа. Под это понятие подпадает достаточно много различных данных, например, коммерческая или банковская тайна, тайна усыновления или тайна завещания, адвокатская тайна, тайна связи и многие другие. Если сейчас для граждан штрафы составляют от 500 до 1 тысячи, то поднять их предлагается до 10 тысяч рублей. А для должностных лиц - до 50 тысяч вместо 4-5 тысяч.

Санкции не менялись в течение 10 лет, и теперь они совершенно не являются препятствием для того, чтобы та или иная личная информация, служебная, профессиональная тайна не стали достоянием общественности. (Законопроект № 1023005-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).

18.09.2020 «Российская газета»



Цифровой кодекс строителей капитализма

Глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев анонсировал создание «цифрового кодекса» России. Сначала совет подготовит доклад Президенту о проблемах, с которыми общество сталкивается в эпоху развития компьютерных технологий, — от травли пользователей в соцсетях до тотальной слежки с помощью камер видеонаблюдения и утечки банковских данных. К работе привлекут отечественных хакеров и инициируют законодательную инициативу о защите прав граждан в цифровой среде.

18.09.2020 «Коммерсантъ»




Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Полина Бардина
Руководитель цифровой группы
p.bardina@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

10.04.2024

Налоговые споры в арбитражных судах – 2023: горячая десятка. Сергей Пепеляев и Евгений Леонов.

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Геннадьевича Пепеляева с автором статьи «Налоговые споры в арбитражных судах – 2023: горячая десятка» Евгением Леон...

Смотреть

03.04.2024

Цифровая экономика. Дайджест за 1–31 марта 2024 г.

Главные новости: Минцифры планирует ограничить число IT-компаний с нулевым налогом на прибыль; в РФ отменен мо...

26.03.2024

Деятельность маркетплейсов урегулируют

5 марта 2024 года в Государственную Думу внесен законопроект № 568223-8, предусматривающий унифицированное правовое...

23.03.2024

О запрете размещения рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов

Президент РФ подписал Федеральный закон от 11.03.2024 № 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „О контроле...

01.03.2024

Цифровая экономика. Дайджест за 1–29 февраля 2024 г.

Главные новости: в 2023 году основным направлением изменений в законодательстве стало регулирование данных; ответственных...