Загрузка...
30.06.2025
8 мин. на чтение

Экология: MustRead от 27 июня 2025 г.

обзор по экологии.jpg

Госдума приняла закон о лесных дорогах

24 июня 2025 г. Госдума приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект о создании и эксплуатации лесных дорог. Соответствующие нормы вносятся в Лесной кодекс РФ.

Законопроект определяет лесные дороги как объекты лесной инфраструктуры, предназначенные для обеспечения транспортной доступности лесов, и вводит их классификацию по назначению (лесохозяйственные и лесотранспортные), срокам эксплуатации (постоянные и временные), типу покрытия (с твердым покрытием и без него), а также по конструктивным особенностям (капитальные и некапитальные объекты).

Лесохозяйственные дороги предназначены для проведения мероприятий по лесоустройству и сохранению лесов. При этом их запрещено использовать для заготовки древесины. Лесохозяйственные дороги могут создавать лица, которые используют леса, а также лица, реализующие лесоклиматические проекты.

Лесотранспортные дороги создаются в целях проезда к лесным участкам, предоставленным для заготовки древесины. Отметим, что их можно размещать как на территории предоставленного лесного участка, так и за ее пределами. Такие дороги могут использоваться для доставки людей, грузов, а также для вывоза из леса древесины, продукции ее переработки. Кроме того, их разрешено использовать для сохранения лесов и лесоустройства. Создавать лесотранспортные дороги вправе лица, которым предоставлены лесные участки в целях заготовки древесины.

Планирование сети лесных дорог осуществляется путем разработки следующих документов:
  • лесного плана субъекта Российской Федерации;
  • лесохозяйственного регламента лесничества;
  • проекта освоения лесов.
Лесные дороги разрешено размещать в эксплуатационных, защитных и резервных лесах, а также на особо защитных участках лесов. Закон разрешает проведение рубок лесных насаждений любого возраста для строительства дорог, включая защитные леса, однако приоритет отдается использованию нелесных земель и территорий, не занятых лесными насаждениями.

В соответствии с законопроектом Правительству РФ и Рослесхозу поручено разработать:
  • правила планирования сети лесных дорог;
  • правила создания и содержания лесных дорог;
  • основные элементы и параметры лесных дорог;
  • перечень мероприятий по предотвращению негативного воздействия на леса и окружающую среду, проводимых при создании и содержании лесных дорог, и требования к проведению таких мероприятий.
В случае принятия законопроект должен вступить в силу с 1 сентября 2026 г.

Рекомендации

Законопроект был разработан во исполнение поручения Президента РФ. Проектируемые изменения направлены на создание системы регулирования лесных дорог, что должно стимулировать лиц, использующих леса (арендаторов и лиц, реализующих инвестиционные проекты), к увеличению объёмов строительства таких дорог. Власти видят необходимость в повышении транспортной доступности лесных участков для хозяйственных и природоохранных целей, особенно ввиду необходимости борьбы с участившимися лесными пожарами.


Законопроект № 501213-8

В Карелии и Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) увеличен срок предоставления в пользование недр для геологического изучения

18 июня 2025 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 июня 2025 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в статьи 10 и 43 Закона Российской Федерации «О недрах».

Он предусматривает, что на отдельных территориях Карелии и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с пяти до семи лет увеличивается срок предоставления в пользование участков недр для геологического изучения.

По общему правилу, срок геологического изучения недр составляет пять лет. При этом в ст. 10 Закона РФ от 21 февраля 192 г. № 2395-1 «О недрах» предусмотрены перечни территорий, для которых этот срок составляет семь и десять лет.

В соответствии с изменениями перечень территорий, для которых срок геологического изучения составляет семь лет, дополнен Белоярским и Березовским муниципальными районами ХМАО, а также Беломорским муниципальным округом, муниципальным образованием «Калевальский национальный район», Кемским муниципальным районом, муниципальным образованием «Костомукшский городской округ», Лоухским муниципальным районом, Сегежским муниципальным округом.

Рекомендации

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что указанные территории характеризуются сложными природными условиями: продолжительным холодным зимним периодом и высоким снежным покровом, что способствует глубинному промерзанию грунтов. В то же время на этих территориях имеется высокий потенциал для изучения и освоения полезных ископаемых, в том числе углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых.

С учетом недостаточно развитой инфраструктуры и дорожной сети, малонаселенности, геологоразведочные компании вынуждены нести дополнительные расходы на транспортировку грузов и персонала, разработку и применение технических и технологических решений, позволяющих выполнять работы в суровых природно-климатических условиях.

Ввиду указанных обстоятельств проведение геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых затруднено, что не позволяет завершить геологическое изучение недр в пятилетний срок.

Рекомендуем компаниям, планирующим геологоразведку на указанных территориях, учитывать изменения в своей деятельности.


Федеральный закон от 7 июня 2025 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в статьи 10 и 43 Закона Российской Федерации «О недрах»

Госдума приняла в первом чтении законопроект о скидке 50% на административный штраф в случаях, когда нарушение выявлено прокурором

25 июня 2025 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект, внесенный группой депутатов, в соответствии с которым предлагается изменить ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) «Исполнение постановления о наложении административного штрафа».

Законопроект расширяет действие нормы о льготной уплате штрафа на все виды государственного, муниципального и прокурорского контроля, а также на иные контрольные функции, предусмотренные федеральными законами и нормативными актами.

В настоящее время в российском законодательстве существует возможность уплаты административного штрафа в половинном размере в случае, если правонарушение выявлено в ходе государственного или муниципального контроля. Однако эта льгота не распространяется на случаи, когда нарушение выявлено в ходе прокурорского надзора.

Такое регулирование было признано Конституционным Судом Российской Федерации (КС РФ) неконституционным, поскольку создаёт неравные условия для лиц, привлекаемых к административной ответственности, в зависимости от органа, выявившего правонарушение.

Поэтому КС РФ рекомендовал законодателю устранить данное противоречие и расширить возможность уплаты штрафа в половинном размере на случаи выявления нарушений в ходе прокурорского надзора и иных контрольных функций, возложенных на должностных лиц. 

При этом сохраняется исключение в отношении ряда административных правонарушений, для которых льготная уплата штрафа не предусмотрена. 

Рекомендации

Принятие законопроекта позволит создать единые условия для уплаты административных штрафов вне зависимости от органа, выявившего нарушение.

Упомянутое постановление КС РФ от 18 июля 2024 г. № 39-П было вынесено по жалобе компании, в отношении которой прокуратура возбудила дело об административном правонарушении и которая впоследствии было оштрафована на 300 тыс. рублей постановлением мирового судьи. Вышестоящие суды, включая Верховный Суд РФ, посчитали, что компания не имеет права на уплату штрафа в половинном размере на основании ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ, поскольку деятельность прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора, в рамках которого было выявлено вмененное ей правонарушение, не относится к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю. 

КС РФ поддержал компанию и признал указанную норму КоАП РФ не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она не предоставляет возможности льготной (в половинном размере) уплаты административного штрафа в случае выявления административного правонарушения в ходе проверки, проведенной органами прокуратуры.


Мы будем наблюдать за судьбой законопроекта.

Законопроект № 883708-8

Вступили в силу правила заключения соглашений об устранении нарушений с надзорными органами

14 июня 2025 г. вступило в силу постановление Правительства РФ, которое утвердило правила заключения, изменения, продления и расторжения соглашений о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Эти правила разработаны в соответствии со ст. 90.2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (Закон № 248-ФЗ).

Указанная норма предусматривает, что контролируемое лицо, в отношении которого выявлены нарушения обязательных требований, вправе обратиться с ходатайством о заключении с надзорным органом соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований (Соглашение).

Соглашение заключается, если устранение нарушений требует значительных временных и материальных затрат, капитальных вложений, включая затраты на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, выделения бюджетных средств бюджетным учреждениям, и в целях недопущения ситуаций массового сокращения работников, снижения выпуска продукции, товаров и услуг, имеющих стратегическое значение и социально-экономическую значимость.

Соглашение может быть заключено в рамках федерального государственного надзора по ряду направлений, включая экологический и геологический контроль, земельный надзор. 

Исключения составляют нарушения на объектах, подведомственных силовым ведомствам и относящихся к оборонно-промышленному комплексу, а также случаи, когда нарушение создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Право на заключение Соглашения предоставляется государственным и муниципальным органам и учреждениям, юридическим лицам, осуществляющим деятельность в социально значимых и стратегических отраслях, градообразующим и системообразующим предприятиям, а также компаниям, включённым в перечни стратегических и оборонно-промышленных организаций.

Для заключения Соглашения контролируемое лицо должно подать ходатайство в надзорный орган в течение десяти рабочих дней с момента получения предписания об устранении нарушения. Ходатайство подается через портал «Госуслуги» и должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью. До 1 марта 2026 г. допускается подача ходатайства на бумажном носителе.

В ходатайстве необходимо обосновать необходимость выделения значительных ресурсов для устранения нарушения, приложить программу мероприятий по его устранению и другие подтверждающие документы.

Надзорный орган рассматривает ходатайство в течение 15 рабочих дней, оценивает предоставленную информацию и принимает решение, которое размещается в личном кабинете заявителя на портале «Госуслуги». При положительном решении стороны согласовывают программу устранения нарушений и проект Соглашения, после чего документ подписывается электронными подписями. Срок исполнения Соглашения не может превышать трёх лет, а его вступление в силу требует согласования с органами прокуратуры.

Важным элементом новых правил является прозрачность процедуры: Соглашение подлежит размещению в едином реестре контрольных мероприятий, а исполнение предписания приостанавливается на период действия Соглашения. Также предусмотрены условия для изменения, продления или расторжения Соглашения, а для объектов, связанных с государственной или иной охраняемой законом тайной, - специальные требования по оформлению и согласованию документов.

Рекомендации

Ст. 90.2, которая предусмотрела возможность заключения подобных соглашений, введена в Закон № 248-ФЗ Федеральным законом от 28 декабря 2024 г. № 540-ФЗ. Изменения призваны обеспечить стабильную работу предприятий, особенно в стратегически важных и социально значимых сферах. 

Однако маловероятно, что нововведения позволят бизнесу гибко планировать устранение сложных нарушений, минимизируя риски административного давления и резких ограничений деятельности. Новые правила скорее всего будут применяться точечно, а заключение соглашений об устранении нарушений с органом государственного контроля (надзора) вряд ли получит широкое распространение.

Тем не менее, компаниям рекомендуется ознакомиться с новыми правилами и при необходимости подавать соответствующие ходатайства в надзорные органы.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2025 г. № 829 «Об утверждении Правил заключения, изменения, продления, расторжения соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований»


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

14.03.2025

Новости экологии: экологический контроль, вторичное сырье (отходы), эксперты ГЭЭ, эксплуатация АПО

В этом видеоролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», рассказывает о дополненном перечне индикаторов риска нарушения обяз...

Смотреть

10.06.2025

ВС разъяснил, какие условия должны быть соблюдены при строительстве АЗС на федеральной трассе

29 мая Верховный Суд вынес Определение № 302-ЭС24-22408 по делу № А78-4738/2023, в котором разобрался, какие условия должны...

01.06.2025

Проверки и их последствия

Руководитель экологической группы Сибирского офиса «Пепеляев Групп» Юлия Юрченко рассматривает установленные требования ...

22.05.2025

Экология: MustRead от 20 мая 2025 г.

Главные новости: Опубликованы новые правила охраны подземных водных объектов Опубликованы новые правила распоряжения...

12.05.2025

Значимые споры в сфере экологии за март и апрель 2025 г.

Главные новости: обращение с отходами производства и потребления; плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС);...