Загрузка...
28.11.2022
8 мин. на чтение

Экология: MustRead за 22-28 ноября 2022 г.

Быстрое меню:
обзор по экологии.jpg
Планируемые изменения законодательства

Планируется изменить законодательство об экологической экспертизе

24 ноября 2022 г. Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект, который вносит в Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (Закон об экологической экспертизе) следующие изменения:

  • Эксперты, проводящие экологическую экспертизу (как государственную, так и общественную), должны быть аттестованы Росприроднадзором по итогам сдачи квалификационного экзамена. Появится и реестр аттестованных экспертов.

  • Требования к составу и содержанию заключения ГЭЭ будет определять Минприроды. Сейчас ст. 18 Закона об экологической экспертизе регулирует требования к заключению ГЭЭ наиболее общим образом. Например, указано, что оно может быть положительным или отрицательным, должно содержать обоснованные выводы и соответствовать заданию на проведение ГЭЭ.

  • Общественную экологическую экспертизу (ОЭЭ) не смогут инициировать иностранные агенты и аффилированные с ними лица, а также лица без российского гражданства.

  • Экспертам, привлекаемым к ОЭЭ, будет запрещено передавать третьим лицам документацию, относящуюся к проводимой ими ОЭЭ.

В настоящее время ст. 20 Закона об экологической экспертизе предусматривает, что ОЭЭ организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы. При этом компания обязана предоставить экспертам документацию, в отношении которой проводится ОЭЭ.

Граждане и общественные организации прибегают к ОЭЭ, например, чтобы воспрепятствовать строительству объектов, которые, по их мнению, могут оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Можно привести в пример дело, которое рассмотрел Арбитражный суд Московского округа в 2020 г.[1] В нем некоммерческая организация заявила о намерении провести ОЭЭ в отношении проектной документации завода по сжиганию отходов, который планировалось построить в Ногинском районе Московской области.

Застройщик отказался предоставлять проектную документацию завода, и общественники обратились в суд, который удовлетворил их требования, обязав застройщика передать проект завода независимым экспертам для изучения. По результатам ОЭЭ проекта эксперты пришли к выводу о том, что воздействие завода на окружающую среду является недопустимым. 

Авторы законопроекта обосновывают необходимость введения аттестации для экспертов, указывая, что в экологической экспертизе участвуют люди без подходящего образования и специализации. На практике подобное нововведение вероятнее всего позволит Росприроднадзору усилить контроль над экспертами и увеличить возможности ведомства влиять на содержание заключений как государственной, так и общественной экологической экспертизы.

Одновременно законопроект существенно ограничивает возможность для общественного контроля со стороны экологических активистов за бизнесом путем проведения ОЭЭ, ведь теперь проводить ОЭЭ смогут только аттестованные Росприроднадзором эксперты, которым будет запрещено передавать документацию, подлежащую ОЭЭ, третьим лицам.

«Думаю, что в сложившейся ситуации - это уместная инициатива, которая позволит защитить экономику, потому что, к сожалению, сегодня механизм экологической экспертизы, особенно общественной, можно использовать как механизм давления на бизнес, на экономику», — высказался один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Александр Коган.

Субъектам законодательной инициативы предложено представить поправки к законопроекту до 8 декабря 2022 г., после чего будет назначена дата второго чтения.

Законопроект № 196416-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" (в части совершенствования правового регулирования проведения экологической экспертизы)


Интернет-площадки обяжут сообщать о сделках по продаже вторичных ресурсов, вторичного сырья и выполнению нормативов утилизации отходов

‎24 ноября 2022 г. на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru) размещен проект правительственного постановления «О внесении изменений в Положение о единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров» (ЕФГИС ОУИТ).

Напомним, что ЕФГИС УОИТ создана для администрирования института расширенной ответственности производителей (РОП) и повышения собираемости экосбора. Ее создание должно стать важным шагом на пути цифровизации отрасли обращения с отходами.

ЕФГИС УОИТ включает в частности сведения о производителях и импортерах товаров и упаковки, подпадающих под РОП, компаниях, осуществляющих деятельность по обращению с отходами, об объектах по утилизации отходов, о местах раздельного накопления и сбора отходов, о лицензиях на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

В настоящее время большая часть сделок по купле-продаже вторичных ресурсов и вторичного сырья, а также на оказание услуг по утилизации отходов от использования товаров осуществляется на специализированных электронных площадках.

При этом операторы таких электронных площадок не обязаны предоставлять государству информацию о заключенных на площадках сделках.

Проектом постановления предлагается изменить эту ситуацию и дополнить ЕФГИС УОИТ новым «поставщиком» информации: операторы электронных торговых площадок  обязаны будут вносить в ЕФГИС УОИТ следующую информацию:

  • о зарегистрированных пользователях электронной торговой площадки;

  • о договорах купли-продажи вторичных ресурсов и вторичного сырья, заключенных на площадке;

  • о договорах, предусматривающих обеспечение выполнения нормативов утилизации отходов, заключаемых на электронной торговой площадке.

Из пояснительной записки к проекту правительственного постановления следует, что данная информация необходима государству, чтобы бороться с «серыми схемами» при продаже вторичных ресурсов и вторичного сырья, оказания услуг утилизации отходов. Вероятно, имеется ввиду ситуация, когда утилизатор выдает акты утилизации в отношении такого количества отходов, утилизировать которое не позволили бы его производственные мощности. При этом фактически отходы не перерабатываются, а вывозятся на свалки.

Публичное обсуждение проекта постановления продлится до 14 декабря 2022 г.

Новое регулирование направлено на усиление контроля за субъектами РОП.

В пояснительной записке к проекту постановления отмечается, что информация, полученная от операторов электронных площадок (например, от ППК РЭО – оператора «Биржи вторичных материальных ресурсов»), позволит выявлять субъектов РОП, которые уклоняются от исполнения обязанностей по предоставлению отчетности и уплате экологического сбора.

Кроме того, Росприроднадзор получит доступ к сведениям о параметрах сделок купли-продажи вторичных ресурсов и вторичного сырья, включая ценовую информацию, сведения о массе утилизированных отходов от использования товаров. Эти сведения помогут ведомству проводить перекрестный анализ при проверке отчетности о выполнении нормативов утилизации товаров и упаковки.

Мы   видим, что ведомство пытается оптимизировать свою работу по проверке выполнения нормативов утилизации в рамках РОП, собирая дополнительную информацию из разных источников. Например, на практике мы сталкивались с тем, что Росприроднадзор использовал полученную от ГИБДД информацию о маршрутах движения транспортных средств, перевозивших отходы, переданные на утилизацию. Вероятно, интернет-площадки станут еще одним поставщиком такой информации.

Компаниям, подпадающим под РОП, рекомендуется тщательно контролировать правильность заполнения отчетности и соблюдения сроков ее подачи. В случаях, когда у компании имеется договор с утилизатором на выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров, необходимо также контролировать исполнение указанного договора утилизатором.

На практике встречаются случаи, когда утилизатор указывает в акте утилизации недостоверные или неточные данные о количестве утилизированных отходов и вторичного сырья, полученного после утилизации. Росприроднадзор сможет проверять эти сведения, используя данные операторов электронных площадок и привлекать компанию к административной ответственность в случае любых расхождений в поданной отчетности.

Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2022 г. № 868 «О единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров»


Целый ряд административных регламентов в области лесных отношений размещен для общественного обсуждения

21 ноября 2022 г. на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов началась процедура общественного обсуждения целого ряда административных регламентов в области лесных отношений, разработанных Минприроды и регулирующих:

  1. порядок установления сервитутов/публичных сервитутов в отношении земельных участков лесного фонда;

  2. порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений без проведения торгов (для заготовки древесины гражданами для собственных нужд);

  3. проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;

  4. прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов;

  5. выдачу разрешений на геологическое изучение недр на землях лесного фонда;

  6. прием актов лесопатологического обследования от лиц, осуществляющих проведение таких обследований.

Проекты регламентов регулируют порядок предоставления перечисленных государственных услуг органами государственной власти субъектов РФ, которым были переданы соответствующие федеральные полномочия в области лесных отношений на основании ст. 83 Лесного кодекса РФ. При этом реализация соответствующих полномочий финансируется из федерального бюджета.

Проекты регламентов устанавливают срок предоставления каждой из указанных государственных услуг, определяют перечень необходимых документов, а также основания для отказа в предоставлении государственной услуги.

Цель принятия указанных регламентов – установление единого стандарта предоставления перечисленных государственных услуг в различных регионах, а также повышение качества соответствующих государственных услуг.

Общественное обсуждение регламентов продлится до 5 декабря 2022 г.

В настоящее время предоставление перечисленных государственных услуг, как правило, регулируются административными регламентами, которые принимают исполнительные органы субъектов РФ.[2] Проектируемое регулирование должно унифицировать стандарты предоставления государственных услуг во всех регионах.

Проекты регламентов актуальны, в частности, для компаний, осуществляющих строительство инфраструктуры на лесных участках, ведущих деятельность по геологическому изучению недр, а также для компаний, владеющих и пользующихся лесными участками на праве аренды. Последним, помимо прочего, необходимо иметь прошедший государственную экспертизу проект освоения лесов, ежегодно подавать лесную декларацию в уполномоченный орган и ежемесячно – отчет об использовании лесов. Мы рекомендуем таким компаниям ознакомиться с актуальными для них проектами регламентов и при наличии замечаний к ним – принять участие в их общественном обсуждении на портале regulation.gov.ru.


Правительство РФ планирует продлить некоторые меры поддержки бизнеса в природоохранной сфере на 2023 г.

Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» было введено правило, согласно которому все срочные разрешения, истекающие с момента принятия постановления до конца 2022 года, автоматически продлеваются на 12 месяцев.

Мера коснулась и экологических разрешений – лицензий на обращение с отходами, заключения ГЭЭ, природоохранные разрешения (на выбросы, сбросы, включая лимиты).

По сведениям некоторых СМИ, в Правительство РФ внесен проект постановления о продлении на очередные 12 месяцев действия ряда антисанкционных мер. К сожалению, этот документ пока что отсутствует в публичном доступе. 

Природопользователям рекомендуется отслеживать появление постановления Правительства, которое установит соответствующие меры.

Источник


[1] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.02.2020 по делу № А41-97272/2018.
[2] См., например, Постановление Губернатора Московской области от 21.12.2020 № 577-ПГ «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации»;
Указ Губернатора Воронежской обл. от 29.04.2016 № 153-у «Об утверждении Административного регламента управления лесного хозяйства Воронежской области по предоставлению государственной услуги «Заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда».

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

18.06.2024

Экология: MustRead за 4–17 июня 2024 г.

Главные новости: Опубликованы правила представления отчетности о массе товаров и упаковки в рамках РОП Правительство...

04.06.2024

Новости экологии: использование лесов, обращение с отходами, пользование водным объектом и другие.

В этом ролике Наталья Стенина — партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных ...

04.06.2024

Экология: MustRead от 3 июня 2024 г.

Главные новости: Минприроды России утвердило Правила использования лесов для осуществления изыскательской деятельности...

14.05.2024

Опасные производственные объекты: новое регулирование

Елена Крестьянцева, руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства Санкт-Петербургского офиса «Пепеляев...