Экология: MustRead за 12–25 сентября 2023 г.
Изменения законодательства. Выбросы загрязняющих веществ
Опубликованы изменения в Правила выдачи разрешений на временные выбросы
В соответствии с новыми правилами заявление на получение разрешения на временные выбросы (РВВ) можно будет подать только в электронном виде через портал Госуслуг. Также в электронном виде будет осуществляться все взаимодействие между территориальным органом Росприроднадзора и заявителем.
Так, все значимые уведомления (в том числе об отказе в выдаче РВВ, о продлении РВВ или о некомплектности представленных документов) будут направляться с использованием портала Госуслуг. При этом само РВВ выдаваться не будет, а будут предоставляться сведения о нем в форме выписки с нанесенным на нее QR-кодом.
Изменения также коснулись сроков рассмотрения и выдачи РВВ:
-
срок рассмотрения заявки на получение РВВ сокращен с 75 до 30 рабочих дней;
-
срок рассмотрения заявки на продление РВВ сокращен с 15 до 9 рабочих дней;
-
срок рассмотрения заявки на переоформление РВВ не будет превышать 9 рабочих дней (сейчас такой срок не установлен).
Не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действия Разрешения Росприроднадзор будет обязан направлять заявителю соответствующее уведомление.
Рекомендации
Изменения должны оптимизировать взаимодействие с Росприроднадзором при получении, продлении, переоформлении РВВ. Однако они заработают только в следующем году: с 1 сентября 2024 г.
Изменения законодательства. Охрана окружающей среды при недропользовании
11 сентября 2023 г. вступил в силу примерный перечень мероприятий, который обязаны выполнять недропользователи
Соответствующий приказ Минприроды России принят в развитие положений Федерального закона от 28 апреля 2023 г. № 146-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 22 Закона РФ «О недрах», о котором мы рассказывали в выпуске Экология: Mustread от 2 мая 2023 г.
Изменения в Закон РФ «О недрах» возлагают на пользователей недр обязанность заботиться о сохранении объектов растительного и животного мира. При этом конкретные мероприятия, которые необходимо выполнять, зависят от нескольких факторов:
-
вида пользования недрами;
-
вида добываемых полезных ископаемых;
-
стадии проведения геологоразведочных или добычных работ.
Примерный перечень мероприятий разделён на 3 группы:
Первая группа – это мероприятия по защите объектов растительности, включающие:
-
огораживание территории произрастания или пересадка (после получения разрешения Росприроднадзора);
-
удаление в пределах горного отвода чужеродных объектов растительного мира;
-
восстановление водной растительности;
-
наблюдение за объектами растительного мира.
Вторая группа – мероприятия по охране объектов животного мира, среди которых, например:
-
сохранение жизнеспособных деревьев с дуплами;
-
развешивание искусственных гнездовий и строительство гнездовых платформ;
-
сохранение и восстановление мест нагула, нереста и миграций рыб при строительстве и эксплуатации коммуникаций и объектов, используемых в целях недропользования.
Третья группа – мероприятия по охране мест обитания объектов растительного и животного мира, к которым относятся, например:
-
сохранение мест обитания объектов растительного и животного мира, условий размножения, нагула, отдыха и путей миграции объектов животного мира;
-
исключение проезда транспорта вне транспортных путей, определенных пользователями недр;
-
размещение грунта, строительных материалов на специально оборудованных площадках.
Рекомендации
Перечень мероприятий не предусматривает, должен ли недропользователь в обязательном порядке выполнять все содержащиеся в нем мероприятия или может самостоятельно выбрать лишь некоторые из примерного перечня. Это порождает правовую неопределенность и риск того, что Росприроднадзор может счесть, что недропользователь не выполняет необходимых мероприятий по сохранению растительного и животного мира. В связи с этим, вероятно, следует ожидать разъяснений уполномоченных органов по данному вопросу.
Действующим и потенциальным пользователям недр рекомендуем ознакомиться с полным текстом нормативного правового акта, чтобы скорректировать свою деятельность в связи со вступившими в силу изменениями.
Изменения законодательства. Лесопользование
С 17 сентября 2023 г. сокращен срок рассмотрения проекта лесовосстановления
Изменения вносятся в состав, порядок согласования проекта лесовосстановления, основания для отказа в его согласовании, а также требования к формату в электронной форме проекта лесовосстановления, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 1024.
До внесения изменений срок рассмотрения проекта лесовосстановления составлял 15 рабочих дней. Теперь срок сокращён до 5 рабочих дней. В течение этого срока Рослесхоз и органы местного самоуправления должны направить заявителю решение о согласовании проекта лесовосстановления или обоснованный отказ в его согласовании.
Приказ действует до 1 сентября 2028 г.
Рекомендации
Проект лесовосстановления – обязательный документ, регламентирующий проведение лесовосстановительных мероприятий.
Обращаем внимание лесопользователей, что уполномоченные органы, которые не оказали государственную услугу в срок, могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со ст. 5.63 КоАП РФ.
Разъяснения законодательства. Объекты негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) и побочная продукция производства
Минприроды России дало разъяснения по вопросу разработки программы экологического контроля и стандартизации продуктов производства
Как сообщило ведомство, закон не требует разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля (ПЭК) в отношении объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) IV категории. На таких объектах можно вести только деятельность, которая оказывает минимальное негативное воздействие на окружающую среду, поэтому ПЭК в отношении таких объектов не осуществляется.
Минприроды также отметило, что побочные продукты производства должны соответствовать документации, содержащей описание технологического процесса производства основного продукта. В письме Минприроды России сообщается, в частности, что возможно сделать указание, при производстве какой продукции получен такой побочный продукт (например: «побочный продукт производства мебели») и наименование самого вида побочной продукции (например: «стружка древесная»).
Рекомендации
Напомним, что закон не предъявляет требований к стандартизации побочных продуктов производства, если они используются в том же или другом производстве без передачи иным лицам. В случае же передачи иным лицам такая побочная продукция производства должна быть стандартизирована в установленном порядке.
Источник: Письмо Минприроды России от 15 августа 2023 г. № 25-47/30180 «О рассмотрении обращений» (не публиковалось)
Разъяснения законодательства. Комплексные экологические разрешения (КЭР)
Вице-премьер В. Абрамченко предупредила, что отсрочек для получения КЭР не будет
Напомним, что закон обязывает получать КЭР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих в своей деятельности объекты НВОС I категории.
Правительством РФ был утверждён список 300 крупнейших предприятий-загрязнителей, вклад которых в суммарные выбросы и сбросы на территории России составляет не менее чем 60%. Эти предприятия используют объекты I категории НВОС, в связи с чем они должны получить КЭР.
Изначально дедлайн для подачи заявки на выдачу КЭР был установлен до 31 декабря 2022 г., однако в марте 2022 г. на фоне явлений, вызванных международными санкциями, Госдума приняла закон о продлении сроков выдачи КЭР предприятиям из «списка 300» до 31 декабря 2024 г.
Все остальные лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий, должны получить КЭР до 1 января 2025 г.
На сегодняшний день, по словам В. Абрамченко, в России насчитывается 6 000 предприятий, которые должны получить КЭР. Однако в период с 1 января 2019 г. и по сегодняшний день в Росприроднадзор было подано лишь 373 заявки, а всего госорган выдал 263 КЭР.
Вице-премьер сообщила, что предоставление бизнесу очередной отсрочки не обсуждается.
Рекомендации
Для подготовки КЭР требуется провести оценку соответствия достигнутого предприятием уровня экологической и ресурсной эффективности установленным требованиям. Если соответствие еще не достигнуто, предприятие должно разработать проект программы повышения экологической эффективности.
Обращаем внимание собственников объектов I категории НВОС, что ст. 8.47 КоАП РФ предусматривает административную ответственность для должностных лиц и организаций за осуществление хозяйственной деятельности без КЭР. Штраф за данное правонарушение может достигать 100 тыс. руб. Допускаем, что в случае сохранения такой тенденции, законодатель может пересмотреть размер ответственности в сторону её ужесточения.
Рекомендуем заинтересованным лицам получить КЭР в рамках отведённых для этого сроков.