Загрузка...
25.09.2023
6 мин. на чтение

Экология: MustRead за 12–25 сентября 2023 г.

обзор по экологии.jpg

Изменения законодательства. Выбросы загрязняющих веществ

Опубликованы изменения в Правила выдачи разрешений на временные выбросы

В соответствии с новыми правилами заявление на получение разрешения на временные выбросы (РВВ) можно будет подать только в электронном виде через портал Госуслуг. Также в электронном виде будет осуществляться все взаимодействие между территориальным органом Росприроднадзора и заявителем.

Так, все значимые уведомления (в том числе об отказе в выдаче РВВ, о продлении РВВ или о некомплектности представленных документов) будут направляться с использованием портала Госуслуг. При этом само РВВ выдаваться не будет, а будут предоставляться сведения о нем в форме выписки с нанесенным на нее QR-кодом.

Изменения также коснулись сроков рассмотрения и выдачи РВВ:

  • срок рассмотрения заявки на получение РВВ сокращен с 75 до 30 рабочих дней;

  • срок рассмотрения заявки на продление РВВ сокращен с 15 до 9 рабочих дней;

  • срок рассмотрения заявки на переоформление РВВ не будет превышать 9 рабочих дней (сейчас такой срок не установлен).

Не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действия Разрешения Росприроднадзор будет обязан направлять заявителю соответствующее уведомление.

Рекомендации

Изменения должны оптимизировать взаимодействие с Росприроднадзором при получении, продлении, переоформлении РВВ. Однако они заработают только в следующем году: с 1 сентября 2024 г.

Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2023 г. № 1495 «О внесении изменений в Правила выдачи разрешений на временные выбросы»

Изменения законодательства. Охрана окружающей среды при недропользовании

11 сентября 2023 г. вступил в силу примерный перечень мероприятий, который обязаны выполнять недропользователи

Соответствующий приказ Минприроды России принят в развитие положений Федерального закона от 28 апреля 2023 г. № 146-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 22 Закона РФ «О недрах», о котором мы рассказывали в выпуске Экология: Mustread от 2 мая 2023 г.

Изменения в Закон РФ «О недрах» возлагают на пользователей недр обязанность заботиться о сохранении объектов растительного и животного мира. При этом конкретные мероприятия, которые необходимо выполнять, зависят от нескольких факторов:

  • вида пользования недрами;

  • вида добываемых полезных ископаемых;

  • стадии проведения геологоразведочных или добычных работ.

Примерный перечень мероприятий разделён на 3 группы:

Первая группа – это мероприятия по защите объектов растительности, включающие:

  • огораживание территории произрастания или пересадка (после получения разрешения Росприроднадзора);

  • удаление в пределах горного отвода чужеродных объектов растительного мира;

  • восстановление водной растительности;

  • наблюдение за объектами растительного мира.

Вторая группа – мероприятия по охране объектов животного мира, среди которых, например:

  • сохранение жизнеспособных деревьев с дуплами;

  • развешивание искусственных гнездовий и строительство гнездовых платформ;

  • сохранение и восстановление мест нагула, нереста и миграций рыб при строительстве и эксплуатации коммуникаций и объектов, используемых в целях недропользования.

Третья группа – мероприятия по охране мест обитания объектов растительного и животного мира, к которым относятся, например:

  • сохранение мест обитания объектов растительного и животного мира, условий размножения, нагула, отдыха и путей миграции объектов животного мира;

  • исключение проезда транспорта вне транспортных путей, определенных пользователями недр;

  • размещение грунта, строительных материалов на специально оборудованных площадках.

Рекомендации

Перечень мероприятий не предусматривает, должен ли недропользователь в обязательном порядке выполнять все содержащиеся в нем мероприятия или может самостоятельно выбрать лишь некоторые из примерного перечня. Это порождает правовую неопределенность и риск того, что Росприроднадзор может счесть, что недропользователь не выполняет необходимых мероприятий по сохранению растительного и животного мира. В связи с этим, вероятно, следует ожидать разъяснений уполномоченных органов по данному вопросу.

Действующим и потенциальным пользователям недр рекомендуем ознакомиться с полным текстом нормативного правового акта, чтобы скорректировать свою деятельность в связи со вступившими в силу изменениями.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 августа 2023 г. № 521 «Об утверждении Примерного перечня мероприятий по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания, при условии выполнения которых осуществляется пользование недрами»

Изменения законодательства. Лесопользование

С 17 сентября 2023 г. сокращен срок рассмотрения проекта лесовосстановления

Изменения вносятся в состав, порядок согласования проекта лесовосстановления, основания для отказа в его согласовании, а также требования к формату в электронной форме проекта лесовосстановления, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 1024.

До внесения изменений срок рассмотрения проекта лесовосстановления составлял 15 рабочих дней. Теперь срок сокращён до 5 рабочих дней. В течение этого срока Рослесхоз и органы местного самоуправления должны направить заявителю решение о согласовании проекта лесовосстановления или обоснованный отказ в его согласовании.

Приказ действует до 1 сентября 2028 г.

Рекомендации

Проект лесовосстановления – обязательный документ, регламентирующий проведение лесовосстановительных мероприятий.

Обращаем внимание лесопользователей, что уполномоченные органы, которые не оказали государственную услугу в срок, могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со ст. 5.63 КоАП РФ.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 3 августа 2023 г. № 484 «О внесении изменений в состав, порядок согласования проекта лесовосстановления, основания для отказа в его согласовании, а также требования к формату в электронной форме проекта лесовосстановления, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 1024»

Разъяснения законодательства. Объекты негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) и побочная продукция производства

Минприроды России дало разъяснения по вопросу разработки программы экологического контроля и стандартизации продуктов производства

Как сообщило ведомство, закон не требует разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля (ПЭК) в отношении объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) IV категории. На таких объектах можно вести только деятельность, которая оказывает минимальное негативное воздействие на окружающую среду, поэтому ПЭК в отношении таких объектов не осуществляется.

Минприроды также отметило, что побочные продукты производства должны соответствовать документации, содержащей описание технологического процесса производства основного продукта. В письме Минприроды России сообщается, в частности, что возможно сделать указание, при производстве какой продукции получен такой побочный продукт (например: «побочный продукт производства мебели») и наименование самого вида побочной продукции (например: «стружка древесная»).

Рекомендации

Напомним, что закон не предъявляет требований к стандартизации побочных продуктов производства, если они используются в том же или другом производстве без передачи иным лицам. В случае же передачи иным лицам такая побочная продукция производства должна быть стандартизирована в установленном порядке.

Источник: Письмо Минприроды России от 15 августа 2023 г. № 25-47/30180 «О рассмотрении обращений» (не публиковалось)

Разъяснения законодательства. Комплексные экологические разрешения (КЭР)

Вице-премьер В. Абрамченко предупредила, что отсрочек для получения КЭР не будет

Напомним, что закон обязывает получать КЭР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих в своей деятельности объекты НВОС I категории.

Правительством РФ был утверждён список 300 крупнейших предприятий-загрязнителей, вклад которых в суммарные выбросы и сбросы на территории России составляет не менее чем 60%. Эти предприятия используют объекты I категории НВОС, в связи с чем они должны получить КЭР.

Изначально дедлайн для подачи заявки на выдачу КЭР был установлен до 31 декабря 2022 г., однако в марте 2022 г. на фоне явлений, вызванных международными санкциями, Госдума приняла закон о продлении сроков выдачи КЭР предприятиям из «списка 300» до 31 декабря 2024 г.

Все остальные лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий, должны получить КЭР до 1 января 2025 г.

На сегодняшний день, по словам В. Абрамченко, в России насчитывается 6 000 предприятий, которые должны получить КЭР. Однако в период с 1 января 2019 г. и по сегодняшний день в Росприроднадзор было подано лишь 373 заявки, а всего госорган выдал 263 КЭР.

Вице-премьер сообщила, что предоставление бизнесу очередной отсрочки не обсуждается.

Рекомендации

Для подготовки КЭР требуется провести оценку соответствия достигнутого предприятием уровня экологической и ресурсной эффективности установленным требованиям. Если соответствие еще не достигнуто, предприятие должно разработать проект программы повышения экологической эффективности.

Обращаем внимание собственников объектов I категории НВОС, что ст. 8.47 КоАП РФ предусматривает административную ответственность для должностных лиц и организаций за осуществление хозяйственной деятельности без КЭР. Штраф за данное правонарушение может достигать 100 тыс. руб. Допускаем, что в случае сохранения такой тенденции, законодатель может пересмотреть размер ответственности в сторону её ужесточения.

Рекомендуем заинтересованным лицам получить КЭР в рамках отведённых для этого сроков.

Источник


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

26.08.2023

Закон о реформе РОП. Расширенная ответственность производителя и импортера. Утилизация упаковки

Наталья Стенина, партнер, руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», об основных изменениях и переходных положениях принятого законопроекта о реформе расшир...

Смотреть

17.04.2024

Обзор практики по РОП и взысканию экологического сбора

Главные новости: глубина переработки и утилизация; кто может быть утилизатором?; утилизация и субподряд; ответственность...

01.04.2024

Отчетность по РОП: Какие изменения ждут производителей и импортеров

1 января 2024 года вступила в силу основная часть положений Федерального закона № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный...

29.03.2024

Значимые споры в сфере экологии за январь-март 2024 г.

Главные новости: обращение с отходами; плата за негативное воздействие на окружающую среду; возмещение вреда окружающей ...

19.03.2024

Новости экологии: обращение с пестицидами и агрохимикатами, лесные дороги, свалки, мед. отходы и др.

В этом ролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных н...