Экология: MustRead за 14–20 марта 2023 г.
Изменения законодательства. Мораторий на плановые проверки
Правительство ограничило возможность проведения плановых проверок до 2030 г.
До 2030 г. проведение плановых проверок возможно только в отношении объектов контроля, отнесённых к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска причинения вреда, а также опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений II класса опасности. Соответствующее правительственное постановление опубликовано 17 марта 2023 г.
На период до 2030 г. введено дополнительное контрольное мероприятие — профилактический визит по поручению президента, председателя правительства или его заместителей. От такого визита проверяемое лицо отказаться не может (в отличие от обычного профилактического визита). В рамках такого профилактического визита контролирующий орган может в частности провести осмотр, отобрать пробы, истребовать документы, провести экспертизу.
Рекомендации
Задача постановления - обеспечить дальнейшее снижение нагрузки на бизнес. Председатель Правительства Михаил Мишустин отметил, что это решение является частью реформы контрольно-надзорной деятельности, которую реализует Правительство. По его словам, оно направлено на улучшение делового климата в нашей стране.
В рамках указанной реформы в России создан единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Контролёры не имеют права проводить проверки, если заблаговременно не внесут эти мероприятия в реестр. Он в свою очередь синхронизирован с порталом госуслуг. Через личные кабинеты на портале предприниматели могут отслеживать информацию о предстоящих проверках, видеть принятые по итогам решения и при необходимости обжаловать их в досудебном порядке с помощью специального сервиса подачи заявлений.
В то же время компаниям следует помнить о возможности проведения в их отношении внеплановых проверок, которые могут проводиться по согласованию с органами прокуратуры в ограниченном перечне случаев, например, при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, а также при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Изменения законодательства. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)
Принят закон о туризме на заповедных территориях
На минувшей неделе Госдума приняла в третьем чтении, а Совет Федерации одобрил законопроект, призванный урегулировать туризм в границах заповедников и нацпарков. Он был внесен в Госдуму еще в марте 2021 г. и рассмотрен в первом чтении в мае того же года. В феврале 2023 г. в послании Федеральному собранию Владимир Путин призвал депутатов быстрее рассмотреть законопроект, так как он очень важен для страны.
Законопроект устанавливает, что туризм в государственных природных заповедниках возможен на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих природу, ради сохранения которой создавался заповедник. При этом запрещено изменять площадь и границы таких участков частичного хозяйственного использования.
На территории национальных парков законопроект разрешает строительство и размещение некапитальных объектов в рамках рекреационной деятельности. Перечень разрешенных объектов, который должно утвердить Правительство РФ, будет включать объекты, предназначенные для:
-
временного размещения посетителей при посещении национальных парков;
-
предоставления услуг общественного питания и бытового обслуживания;
-
передвижения посетителей;
-
обеспечения личной гигиены посетителей при посещении национальных парков.
При этом установлен прямой запрет на строительство жилых домов.
Закон должен повысить инвестиционную привлекательность национальных парков, помочь строить и развивать вокруг них инфраструктуру. Для этого инвесторам предоставят возможность заключить соглашение об осуществлении рекреационной деятельности (на торгах).
По такому соглашению инвестор обязуется оказывать услуги, выполнять работы по осуществлению рекреационной деятельности. Другая сторона – уполномоченный орган – должна предоставить инвестору территорию нацпарка для использования и заключить с ним договоры аренды земельных участков для рекреационной деятельности и/или предоставить объект для реконструкции или капитального ремонта (если такой объект является предметом соглашения).
Арендаторам земельных участков на территории нацпарков необходимо будет заключить такое соглашение в течение одного года со дня утверждения плана рекреационной деятельности нацпарка.
Правительству РФ делегировано разработать типовые правила организации и осуществления туризма.
Закон вступит в силу с 1 сентября 2023 г. До этого момента запрещается предоставление в аренду земельных участков в границах ООПТ федерального значения, за исключением населенных пунктов, расположенных в границах нацпарков.
Рекомендации
«Безусловно, главное при развитии туризма на ООПТ — сохранить и защитить наши уникальные уголки природы. Именно такую задачу ставил Президент России Владимир Владимирович Путин при утверждении национальных целей развития. Пандемия в 2020 году повысила актуальность вопроса: число посетителей заповедных территорий за это время выросло на 6 млн, в прошлом году их общее количество достигло 14 млн», — подчеркивал Дмитрий Кобылкин, председатель комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды
Правительство РФ ждет большая работа над подзаконными актами, которые установят правила взаимодействия государства и бизнеса в развитии туризма на ООПТ. Компаниям, заинтересованным в организации туризма в ООПТ, рекомендуется ознакомиться с законопроектом и учитывать его в своей деятельности.
Изменения законодательства. Изменение климата
Правительство определило меры по адаптации к изменениям климата до 2025 г.
Правительство РФ продолжает работу по адаптации страны к глобальным изменениям климата, чтобы не допустить их негативного влияния на отрасли экономики и качество жизни людей. Распоряжение об утверждении национального плана мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата опубликовано 13 марта 2023 г.
План рассчитан на период до 2025 г. и содержит 17 мероприятий, которые сгруппированы в федеральный, отраслевой и региональный блоки.
В частности, документ подразумевает совершенствование механизма страхования с учётом рисков стихийных бедствий, создание и внедрение новых технологических решений, направленных на изучение климата, формирование перечня лучших российских и международных практик по адаптации отраслей экономики к климатическим изменениям, ежегодное проведение мониторинга и оценки эффективности действующих адаптационных мер.
Для развития системы управления климатическими рисками планируется составить перечень существующих и перспективных данных, получаемых с помощью космических аппаратов. Кроме того, предполагается создание специального информационного ресурса со сценариями изменений климата на территории России. Этот ресурс будет включать климатические характеристики и различные климатические сценарии для каждого региона. На его основе будет проведена оценка возможного экономического ущерба от климатических воздействий и составлен сводный перечень климатически уязвимых объектов.
Большая работа предстоит в Арктической зоне России. Там планируется провести мониторинг состояния и устойчивости грунтов в пределах населённых пунктов и производственных объектов и по его результатам подготовить необходимые предложения в области технического регулирования.
Также планом предусмотрена разработка вузовских программ, программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации в области климатических рисков и адаптации отраслей экономики к климатическим изменениям.
Разработанные ранее федеральные отраслевые и региональные планы адаптации к изменениям климата будут актуализироваться с учётом подписанного распоряжения. План мероприятий третьего этапа адаптации к изменениям климата на период до 2028 г. будет подготовлен до конца 2025 г.
Рекомендации
Внимание Правительства РФ к проблеме изменения климата в очередной раз подтверждает реальность этой проблемы и вытекающую из нее необходимость для компаний оценивать риски, которые несет для них изменение климата, и искать способы их снижения.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 марта 2023 г. № 559-р
Изменения законодательства. Лесопарковые зеленые пояса
В ЕГРН будут вносить информацию о границах лесопарковых зеленых поясов
Понятие лесопаркового зеленого пояса закреплено в части 1 статьи 62.1 федерального закона «Об охране окружающей среды». Это зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. Такие пояса есть, например, в Калининграде и в Чебоксарах.
Сейчас федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает, что информация о границах лесопарковых зеленых поясов подлежит внесению в ЕГРН, но в Законе «О государственной регистрации недвижимости» не урегулирован этот вопрос. Внесенный Правительством законопроект устраняет существующий пробел в законодательстве.
В итоге сведения о границах зеленых поясов все-таки будут включаться в ЕГРН. К таковым отнесены реквизиты решения органа государственной власти региона об их установлении, изменении границ или упразднении.
Форма графического описания местоположения границ лесопарковой зоны, требования к точности определения границ, формату электронного документа, содержащего такие сведения, устанавливаются органом регистрации прав.
Рекомендации
Ранее некоторые регионы, включая Калининградскую область, создавая лесопарковые зеленые пояса, сталкивались с тем, что Росреестр отказывался регистрировать их границы. Ведомство ссылалось на то, что федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» не предусматривает внесение в ЕГРН сведений о границах лесопаркового зеленого пояса.
Нововведения в частности позволят компаниям и гражданам, планирующим приобретать земельные участки, узнать, не находятся ли соответствующие участки в границах лесопарковых зеленых поясов. Хозяйственная деятельность на подобных земельных участках существенно ограничена. Например, запрещено создание объектов капитального строительства (за некоторыми исключениями).
Практика Росприроднадзора. Инвентаризация выбросов
Росприроднадзор проведет инвентаризацию выбросов на предприятиях в Башкирии
Первый заместитель министра природных ресурсов и экологии России Константин Цыганов сообщил о мерах для улучшения экологической обстановки в Стерлитамаке и Салавате. В феврале проблемы экологии обсуждались с участием главы Башкирии Радия Хабирова, представителей администраций городов, предприятий и надзорных органов.
По словам господина Цыганова, Росприроднадзор должен провести инвентаризацию на промышленных предприятиях, «то есть посмотреть еще раз, где какие выбросы осуществляются и в каком объеме». «Дальше регион должен до конца года провести так называемый сводный расчет, то есть мы должны понять, какие выбросы мы должны снизить. А сами предприятия должны сформировать планы по экологической модернизации», — отметил Константин Цыганов.
Достигнута договоренность, что предприятия должны оснастить датчиками контроля свои трубы, откуда идут выбросы, заявил замминистра, не уточнив сроки исполнения. До конца 2023 г. в Салавате и Стерлитамаке необходимо разместить дополнительные станции мониторинга состояния воздуха, а сами предприятия должны быть открыты для посещений, чтобы «каждый человек мог убедиться: экологическая модернизация проводится», добавил господин Цыганов.
Посты Росгидромета фиксируют в отдельных случаях превышение предельной допустимой концентрации выбросов в воздух веществ, которые вызывают сухость в горле и кашель, констатировал Константин Цыганов.
Рекомендации
Загрязнение воздуха является чувствительной проблемой для населения во многих российских городах, где расположены промышленные предприятия. Для улучшения ситуации запущена федеральная программа «Чистый воздух», в рамках которой в 12 городах с самым грязным воздухом введена система квотирования выбросов.
Обращает на себя внимание тот факт, что в Башкирии отсутствуют города, участвующие в программе «Чистый воздух». В связи с этим не вполне понятно, на каком основании в указанных городах может быть проведен сводный расчет и чем будет руководствоваться Росприроднадзор, обязывая предприятия снизить выбросы.
Это может свидетельствовать о том, что практики по сокращению выбросов, применяющиеся в рамках реализации программы «Чистый воздух» (квотирование выбросов, установка датчиков, автоматически фиксирующих выбросы), неформально распространяются на другие города, власти которых фактически понуждают бизнес принимать дополнительные меры по сокращению выбросов.