Экология: MustRead за 1–16 мая 2023 г.
Изменения законодательства. Обращение с отходами
Правительство установило, что предельный срок эксплуатации объекта размещения отходов I и II классов опасности не может превышать 25 лет
12 мая 2023 г. опубликовано постановление Правительства РФ, устанавливающее порядок определения сроков эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности (ОРО).
Данный срок определяет застройщик при вводе ОРО в эксплуатацию на основании проектной документации на строительство или реконструкцию ОРО. Срок эксплуатации ОРО исчисляется с даты его ввода в эксплуатацию и не может превышать 25 лет.
Решение об определении срока эксплуатации ОРО необходимо в уведомительном порядке направлять в Росприроднадзор. Кроме того, сведения о сроке эксплуатации ОРО будут включаться в федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, а также во ФГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК).
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и будет действовать до 1 сентября 2029 г.
Рекомендации
Напомним, что в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. № 446-ФЗ, лица, эксплуатирующие указанные ОРО, обязаны не позднее чем за пять лет до истечения срока эксплуатации ОРО подтвердить наличие финансового обеспечения мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды при выводе ОРО из эксплуатации (его консервации/ликвидации).
С учетом данного регулирования Правительство РФ унифицировало порядок определения срока эксплуатации строящихся и реконструируемых ОРО в своем постановлении, положения которого необходимо будет учитывать застройщикам ОРО в своей деятельности.
Введены в действие Межгосударственные стандарты по переработке упаковки
С 1 мая 2023 г. введены в действие два новых стандарта, посвященных переработке упаковки:
-
ГОСТ ISO 18604-2022. Межгосударственный стандарт. Упаковка и окружающая среда. Переработка материалов (введен в действие Приказом Росстандарта от 21 сентября 2022 г. № 970-ст);
-
ГОСТ ISO 18606-2022. Межгосударственный стандарт. Упаковка и окружающая среда. Переработка органическим способом (введен в действие Приказом Росстандарта от 19 сентября 2022 г. № 952-ст).
Оба ГОСТа, являются частью, так называемого «семейства» стандартов ISO, которые охватывают воздействие упаковки на окружающую среду на протяжении всего цикла ее использования.
ГОСТ ISO 18604-2022 устанавливает требования к упаковке, которая классифицируется как перерабатываемая путем рециклинга материалов, из которых изготовлена упаковка, с учетом развития технологий производства и переработки упаковки. Он описывает, по каким критериям следует оценивать упаковку, чтобы определить, возможно ли ее переработать путем рециклинга. В число критериев включены, в частности:
-
проверка состава/конструкции и процесса производства упаковки;
-
пригодность к переработке имеющимися технологиями рециклинга материалов;
-
выбросы (сбросы) в окружающую среду в результате переработки использованной упаковки;
-
возможность сортировки упаковки конечным пользователем.
ГОСТ ISO 18606-2022 посвящен переработке упаковки органическим (биологическим) способом в целях производства компоста (удобрения, способствующего плодородности и предотвращающего эрозию почвы) или компоста и биогаза. Компост и биогаз производится из биоотходов, например, из органической фракции твердых коммунальных отходов, отходов животного и растительного происхождения и других видов биоразлагаемого материала. Некоторые виды использованной упаковки, например, некоторые виды пластмасс, бумаги, могут быть переработаны вместе с потоками органических отходов.
Указанные ГОСТы вводятся впервые.
Рекомендации
Ознакомиться с указанными ГОСТами рекомендуется производителям товаров и упаковки, которые намерены перейти к использованию такой упаковки, которую проще перерабатывать.
Такой переход становится более актуальным в контексте рассматриваемой Госдумой реформы расширенной ответственности производителей (РОП). В рамках этой реформы ответственность за утилизацию упаковки планируется перенести на ее производителей, а суммы экологического сбора, уплачиваемого вместо самостоятельной утилизации упаковки, будут зависеть в том числе от пригодности упаковки для переработки.
Изменения законодательства. Квотирование выбросов
Предприятия ТЭК смогут получить льготный кредит для снижения выбросов опасных загрязняющих веществ
Предприятия топливно-энергетического комплекса в 12 городах — участниках федерального проекта «Чистый воздух» смогут получить льготные кредиты на мероприятия по снижению объемов вредных выбросов в атмосферу.
Правительственное постановление о новой программе субсидирования опубликовано 11 мая 2023 г.
Ставка по таким кредитам составит 3% годовых, разница будет субсидироваться государством до конца 2024 г. Льготное финансирование можно получить на модернизацию объектов электрогенерации и теплоснабжения, в том числе на внедрение специального оборудования по улавливанию и утилизации вредных веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферу.
Льготные кредиты будут доступны для предприятий, расположенных в Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите. В этих городах с 2019 г. проходит эксперимент по квотированию вредных выбросов в атмосферу. Его цель — сократить количество таких выбросов и улучшить состояние окружающей среды.
Финансирование новой кредитной программы будет идти в рамках федерального проекта «Чистый воздух». Предполагается, что в 2023–2024 годах общий объем субсидирования льготных кредитов может дойти до 3,4 млрд рублей.
Рекомендации
Предприятиям топливно-энергетического комплекса в 12 городах — участниках федерального проекта «Чистый воздух» рекомендуется ознакомиться с правительственным постановлением и в случае необходимости обратиться в один из отобранных Минприроды банков для получения кредита по льготной ставке.
Изменения законодательства. Выбросы в атмосферный воздух
Обновлен перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
10 мая 2023 г. на официальном сайте Минприроды опубликован обновленный перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (Перечень).
Перечень был дополнен Методикой расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании топлива в двигателях внутреннего сгорания (железнодорожная техника), ПАО «НЛМК», Ростов-на-Дону, 2023.
Указанная методика устанавливает метод расчёта выбросов следующих загрязняющих веществ в атмосферный воздух от железнодорожной техники ПАО «НЛМК»:
-
оксиды азота NOx (NO и NO₂);
-
оксид углерода (CO);
-
смесь углеводородов (СхНу);
-
углерод (пигмент черный, сажа);
-
диоксид серы (SO₂).
Рекомендации
Предприятия используют методики расчета выбросов в ходе инвентаризации выбросов, при подготовке разрешений на выбросы, расчете выбросов и разработке нормативов допустимых выбросов, при проверке отчетов производственного экологического контроля. Применять ту или иную методику можно после ее включения в Перечень методик, который ведет Минприроды России.
Данный перечень периодически дополняется новыми методиками, разрабатываемыми и используемыми предприятиями, чтобы обеспечить последним возможность определять величины выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетными методами. В 2020 г. данный перечень включал лишь 21 методику, на сегодняшний день их количество выросло до 121.
Практика Росприроднадзора. Обращение с отходами
Каждый терорган Росприроднадзора сможет контролировать обращение с отходами I-II классов через ФГИС ОПВК
Руководитель Росприроднадзора Светлана Радионовой сообщила, что все территориальные органы ведомства смогут контролировать процесс обращения с отходами I-II классов опасности через Федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности. Доступ к системе органам Росприроднадзора предоставил ФГУП «Федеральный экологический оператор».
Рекомендации
Росприроднадзор и его территориальные органы получили новый инструмент контроля за обращением с отходами I-II класса опасности и соблюдением норм природоохранного законодательства. С его помощью служба будет получать и обрабатывать информацию о местах накопления отходов и об объектах переработки.
Компаниям, работающим в сфере обращения с отходами I-II класса опасности, следует обратить внимание на эту новость, поскольку степень контроля за их деятельностью может возрасти.