Загрузка...
14.11.2022
11 мин. на чтение

Экология: MustRead за 8-14 ноября 2022 г.

Быстрое меню:

обзор по экологии.jpg
Планируемые изменения законодательства

До конца 2025 г. датчиками выбросов хотят оснастить квотируемые предприятия в 12 городах

Госдума РФ рассматривает правительственный законопроект, которым вводятся требования по установке систем автоматического контроля источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Напомним, что в России проводится эксперимент по квотированию загрязняющих воздух выбросов в 12 крупных промышленных центрах (Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита). Цель эксперимента согласно федеральному проекту «Чистый воздух» – снизить объем вредных выбросов на 20 % к 2024 г.

Для предприятий с наибольшим вкладом в загрязнение атмосферного воздуха, устанавливаются квоты на выбросы так называемых «приоритетных загрязняющих веществ», т.е. (согласно закону) веществ, выбросы которых влияют на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, создают риски для здоровья человека на территориях эксперимента.

Законопроект кабмина обязывает квотируемые предприятия в указанных 12 городах в срок до 31 декабря 2025 г. оснастить действующие стационарные источники выбросов приоритетных загрязняющих веществ системами автоматического контроля выбросов. Данные системы контроля призваны фиксировать информацию о выбросах и автоматически передавать ее в государственный реестр объектов НВОС.

Для квотируемых объектов в 29 городах, дополнительно включаемых в эксперимент с 1 сентября 2023 г., срок оснащения составляет два года после утверждения перечня квотируемых объектов для данных территорий.

Особенности создания и эксплуатации указанных систем должно определить Правительство РФ, а Росприроднадзор будет контролировать установку квотируемыми предприятиями систем автоматического контроля, а также достижение квот на выбросы вредных веществ.

Незавершенные строительством объекты капитального строительства, не соответствующие требованиям об оснащении соответствующими системами автоматического контроля, будет запрещено вводить в эксплуатацию.

На заседании Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, которое состоялось 9 ноября 2022 г., депутаты рекомендовали принять указанный законопроект в первом чтении. Предлагаемая дата рассмотрения Госдумой РФ – 15 ноября 2022 г.

Цель планируемых нововведений – получать точные данные о местоположении стационарных источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ и объемах таких выбросов.

Сегодня наблюдение за качеством атмосферного воздуха ведет Росприроднадзор. Кроме того, действует государственная наблюдательная сеть Росгидромета для мониторинга состояния и загрязнения атмосферного воздуха (количество станций наблюдения увеличивается в рамках нацпроекта «Чистый воздух»).

Новый подход (пусть пока и в рамках упомянутого эксперимента по квотированию) позволит надзорным органам прямо и непосредственно контролировать выбросы предприятия в самом источнике загрязнения. На настоящий момент ответственность за фактическое превышение установленных квот в рамках эксперимента не предусмотрена. При этом представители власти и бизнес-сообщества продолжают обсуждать варианты ее введения, включая возможность применения оборотного штрафа (от суммы выручки).

Напомним также, что требование об оснащении стационарных источников выбросов системами автоматического контроля в настоящее время установлено только для объектов НВОС I категории. Срок исполнения данного требования – не более 4 лет с даты получения/пересмотра комплексного экологического разрешения.

Учитывая, что дедлайном получения КЭР для большинства объектов НВОС I категории является 1 января 2025 г., владельцы таких объектов располагают возможностью оснащать их системами автоматического контроля вплоть до 1 января 2029 г.[1]

В случае принятия законопроекта, срок для установки систем автоматического контроля, на объектах НВОС I категории, относящихся к квотируемым предприятиям, сократится с 1 января 2029 г. до 31декабря 2025 г. При этом, поскольку среди квотируемых предприятий встречаются также и объекты НВОС II категории, на их владельцев также будет распространена обязанность устанавливать системы автоматического контроля.

Новое регулирование может затронуть значительное число компаний с учетом распространения эксперимента по квотированию выбросов еще на 29 городов, анонсированного Правительством РФ.[2] 

Законопроект № 202708-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ на квотируемых объектах, а также повышения эффективности государственного экологического контроля (надзора) в отношении таких объектов)


Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект о повышении статуса общественных инспекторов по охране окружающей среды

Общественные инспекторы по охране окружающей среды появились в России в 2016 году. Это граждане, на добровольной и безвозмездной основе помогающие осуществлять общественный контроль за природопользованием и охраной окружающей среды государственным надзорным органам — Росприроднадзору, Рослесхозу. Чтобы стать инспектором, необходимо подать заявление в территориальный орган Росприроднадзора.

В настоящее время общественные инспекторы по охране окружающей среды имеют право:

  • фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;

  • принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;

  • сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды;

  • содействовать в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;

  • обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

  • участвовать в работе по экологическому просвещению населения.

14 июня 2022 г. группа депутатов фракции «Единая Россия» внесла в Госдуму законопроект, который призван повысить статус общественных экологических инспекторов и наделить их дополнительными полномочиями.

По мысли законодателя, эти меры должны мотивировать граждан становиться общественными экологическими инспекторами и помогать надзорным органам выявлять нарушения. По данным Росприроднадзора на сегодняшний день в России действует лишь 371 общественный инспектор. С их помощью в 2022 г. было выявлено 57 нарушений и проведено 121 совместное выездное мероприятие.[3]

Согласно законопроекту, общественные инспекторы дополнительно получат право проводить визуальное обследование общедоступных территорий, а также водных, земельных и лесных участков, доступ на которые ограничен (включая частные территории). Таким образом, на практике, общественные инспекторы вправе проводить такое мероприятие без физического доступа на частную территорию, например, с использование квадрокоптеров, и при этом такие действия будут правомерны.

Кроме того, предусматривается, что такие инспекторы смогут присутствовать при проведении Росприроднадзором, Рослесхозом выездного обследования, а также при открытом рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Также предлагается сократить сроки рассмотрения материалов, которые общественные инспекторы направляют в органы госнадзора, с 30 рабочих дней до 10 (если они были направлены не позднее трех рабочих дней со дня фиксации предполагаемых правонарушений).

Законопроект предусматривает, что общественными инспекторами по охране окружающей среды не могут быть граждане:

  • состоящие на учете в связи с наличием психического заболевания, наркомании или алкоголизма;

  • не достигшие 18 лет;

  • признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;

  • подвергнутые административному наказанию за правонарушение в области охраны окружающей среды;

  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за экологические преступления, преступления против государственной власти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления.

В случае принятия законопроекта граждане получат новые возможности для общественного контроля за предприятиями и смогут, в частности, эффективнее содействовать Росприроднадзору в выявлении нарушений природоохранного законодательства.

Компаниям рекомендуется наблюдать за судьбой законопроекта и в случае его принятия учитывать повысившиеся риски выявления нарушений природоохранного законодательства с участием общественных инспекторов по охране окружающей среды.

Законопроект № 142767-8 «О внесении изменений в статью 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (в части совершенствования деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды)


Изменения законодательства

Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект об аренде лесных участков

9 ноября 2022 г. Госдума РФ приняла в первом чтении проект закона, разработанный по итогам совещания у президента Владимира Путина по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса.

Законопроект предусматривает, что лесные участки для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов будут предоставляться в аренду федеральным органом власти. В настоящее время соответствующие функции выполняют власти регионов. Как отметил глава профильного комитета Госдумы, решение о передаче полномочий на федеральный уровень было принято на совещании у главы государства.

К приоритетным инвестиционным проектам в области освоения лесов относятся проекты по:

а) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях, с минимальным объемом капитальных вложений не менее 2 млрд. рублей;

б) созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях (при этом объем капитальных вложений, направленных на создание объектов лесной инфраструктуры, не должен превышать 20 процентов общего объема капитальных вложений), с минимальным объемом капитальных вложений не менее 3 млрд. рублей.

Перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов ведет Минпромторг. Это же ведомство принимает решение о включении инвестиционного проекта в данный перечень.

Кроме того, предусматривается, что требовать предоставления лесного участка для заготовки древесины (на аукционе) смогут только юрлица и индивидуальные предприниматели, которые владеют лесоперерабатывающей инфраструктурой, предназначенной для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости. Вероятно, имеется в виду широко обсуждаемая в сообществе идея о том, чтобы ограничить экспорт необработанных лесоматериалов, обеспечив производство продукции из древесины на территории РФ.

Также добросовестные арендаторы любых лесных участков получат возможность продлять договоры на новый срок без проведения торгов при отсутствии существенных нарушений (в настоящее время Лесной кодекс говорит об отсутствии неоднократного нарушения условий договора).

Перечень существенных нарушений договора аренды лесного участка конкретизирован в законопроекте и включает три нарушения:

  • использование лесного участка без проекта освоения лесов, утвержденного по результатам государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов;

  • наличие случаев несвоевременного внесения арендной платы по соответствующему договору за три оплачиваемых периода подряд;

  • невыполнение арендатором мероприятий по сохранению лесов или выполнения арендатором указанных мероприятий в объеме менее 50% от объема, предусмотренного проектом освоения лесов соответствующего лесного участка, в течение трех лет подряд.

Согласно законопроекту, перечисленные существенные нарушения также будут являться основанием для одностороннего отказа государства от исполнения договора аренды лесного участка. Помимо этого, арендодатель вправе отказаться от соответствующего договора в случае исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Законопроект получил ряд замечаний от государственно-правового и экспертного управлений Президента Российской Федерации, а также от Правительства РФ. Вероятно, в связи с указанными замечаниями текст законопроект будет изменен ко второму чтению.

Вместе с тем, вероятно, останутся неизменными принципиальные положения законопроекта о передаче на федеральный уровень полномочий по предоставлению в аренду лесных участков для реализации приоритетных инвестиционных проектов, а также о необходимости владения лесоперерабатывающей инфраструктурой, чтобы претендовать на предоставление лесного участка для заготовки древесины. Часть, посвященная продлению срока аренды и одностороннему отказу от договора, подверглась определенной критике, поэтому в ней возможны изменения.

Компаниям, ведущим деятельность по освоению лесов, а также по заготовке древесины, рекомендуется отслеживать судьбу законопроекта.

Законопроект № 48567-8 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования арендных отношений»


Планируемые изменения законодательства

Законопроект о реформе РОП, разработанный Минприроды, прошел согласование в Правительстве РФ

Об этом сообщил глава Минприроды Александр Козлов. «По РОПу мы прошли все согласования на площадке правительства. Сейчас согласовываем его в остальных процедурных вещах. Как только все согласования будут закончены, мы сразу же его внесем в Госдуму», - рассказал господин Козлов.

Напомним, что концепция реформирования института РОП была утверждена заместителем председателя Правительства РФ Викторией Абрамченко в декабре 2020 г. после долгой проработки и детального обсуждения.  С тех пор Минприроды занималось разработкой законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», который необходим для реформы института РОП.

Различные версии этого документа неоднократно критиковались бизнес-сообществом. Одобрить его также отказывались Минпромторг и Минсельхоз. Текст законопроекта официально не публиковался однако по сообщениям СМИ и некоторым доступным нам данным, предлагалось:[4]

  • полностью перенести ответственность за утилизацию упаковки с производителей товаров в упаковке на производителей самой упаковки;

  • ввести 100% норматив утилизации для упаковки (с понижающим коэффициентом при использовании вторсырья) с 2025 года;

  • полностью исключить из механизма РОП специально созданные ассоциации для выполнения нормативов утилизации отходов.

  • Экосбор станет «окрашенным» (целевым) и будет направлен на «обеспечение утилизации».

Основные противоречия вызывали положения о единовременном переходе к 100-процентному нормативу утилизации упаковки товаров, а также о возложении бремени по выполнению данного норматива утилизации на производителей товаров.

Реформа института РОП повлечет увеличение финансовой нагрузки на производителей и импортеров товаров и упаковки, поскольку предусматривает повышение нормативов утилизации отходов от использования товаров. Сумма экологического сбора, который необходимо будет платить в случае невыполнения норматива утилизации, также вырастет.

Новое регулирование может затронуть широкий круг компаний. В связи с этим производителям и импортерам товаров, обязанным выполнять нормативы утилизации, рекомендуется учитывать перспективы реформы института РОП при планировании своей деятельности.

Источник


[1] Важно также помнить о том, что Приказом Минприроды России от 18 апреля 2018 г. № 154 утвержден Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее 60 процентов. Все предприятия, поименованные в Перечне, обязаны обратиться с заявкой на получение комплексного экологического разрешения до 31 декабря 2022 г. Поскольку такие компании получат комплексные экологические разрешения раньше, то сроки на оснащение источников выбросов системами автоматического контроля также истекут для них раньше.
[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 июля 2022 г. № 1852-р.
[3] https://porarctic.ru/ru/events/obshchestvennym-ekologicheskim-inspektoram-mogut-razreshit-obzhalovat-deystviya-dolzhnostnykh-lits/
[4] https://www.kommersant.ru/doc/5380332.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

05.04.2024

Мотивированное мнение – ненормативный акт, который можно обжаловать в суде? Евгений Леонов

Из ролика вы узнаете о возможности признания мотивированного мнения ненормативным правовым актом, подлежащим судебному обжалованию.

Смотреть

14.05.2024

Опасные производственные объекты: новое регулирование

Елена Крестьянцева, руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства Санкт-Петербургского офиса «Пепеляев...

07.05.2024

Новости экологии: объекты НВОС IV категории, КЭР, городские леса, экологические штрафы и др.

В этом ролике Наталья Стенина — партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных ...

17.04.2024

Обзор практики по РОП и взысканию экологического сбора

Главные новости: глубина переработки и утилизация; кто может быть утилизатором?; утилизация и субподряд; ответственность...

01.04.2024

Отчетность по РОП: Какие изменения ждут производителей и импортеров

1 января 2024 года вступила в силу основная часть положений Федерального закона № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный...