Планируется расширить перечень оснований освобождения от административной ответственности
23 апреля 2025 г. в Госдуму внесен законопроект о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), предусматривающий возможность освобождения от административной ответственности в случае заключения и исполнения соглашения об устранении допущенных нарушений требований законодательства.Предусмотренный законопроектом механизм предполагает, что хозяйствующие субъекты, не имеющие возможности исправить выявленные нарушения в срок, получат возможность применить долгосрочную инвестиционную программу по их устранению в обмен на отказ контрольных (надзорных) органов от применения к ним санкций в виде привлечения к административной ответственности.
На период исполнения этого соглашения сроки давности привлечения к административной ответственности и производство по делу приостанавливаются и в случае неисполнения соглашения будут возобновлены. Исполнение соглашения приведет к прекращению производства по административному делу.
В случае принятия законопроекта, изменения вступают в силу с момента их опубликования.
Рекомендации
Изменения направлены на снижение избыточной нагрузки на привлекаемых к административной ответственности лиц, готовых устранить допущенные ими нарушения, в том числе на бюджетные учреждения и их должностных лиц.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что проектируемое регулирование должно способствовать устранению выявленных нарушений при возникновении у нарушителя дефицита финансовых средств после уплаты административных штрафов, а также обеспечить учет интересов субъектов, материально зависимых от нарушителя (например, в случае приостановления деятельности крупного предприятия).
Мы будем наблюдать за дальнейшей судьбой законопроекта.
Законопроект № 901935-8
В Москве планируют расширить возможности для привлечения к административной ответственности за экологические правонарушения
18 апреля 2025 г. Московская городская дума внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий изменение порядка возбуждения дел об административных правонарушениях в Москве.Действующая редакция ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ не предусматривает возможности возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом.
В соответствии с законопроектом предлагается внести в КоАП РФ изменения, позволяющие привлекать виновных лиц в Москве:
- по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности);
- по результатам выездного обследования;
Данные изменения должны упростить привлечение к административной ответственности по более чем 40 видам административных правонарушений, включая:
- нарушение условий пользования недрами;
- несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;
- несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления;
- нарушение правил охраны водных объектов;
- нарушения правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
Рекомендации
Предлагаемые изменения направлены на упрощение процесса привлечения к административной ответственности лиц, чьи правонарушения выявлены с использованием более 30 видов современных технических средств, широко используемых органами государственной власти г Москвы.
К таким средствам относятся камеры городской системы видеонаблюдения, камеры на автотранспортных средствах и беспилотных летательных аппаратах, комплексы нейронных сетей, сигнальные датчики, лазерная система измерения LIDAR, инфракрасная спектрометрия, контрольно-измерительные пункты массы.
Проект федерального закона в случае его принятия позволит существенно увеличить количество выявляемых административных правонарушений, в том числе в экологической сфере, что в конечном итоге приведет к росту поступлений административных штрафов в бюджет.
Законопроект № 897188-8
Минприроды дало разъяснения о том, как учитывать твердые коммунальные отходы (ТКО) в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР)
Минприроды России в письме от 13 марта 2025 г. № 25-47/10459 разъяснило, что при обосновании НООЛР указываются в том числе ТКО, образующиеся у юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС I и II категорий.При этом, согласно разъяснениям, установление НООЛР в отношении ТКО предусмотрено законодательством только в части ТКО, образованных в собственном производстве.
Если предприятие принимает ТКО у других лиц, то такие сведения следует отражать в подразделе «Сведения о планируемом ежегодном приеме отходов от других хозяйствующих субъектов с целью их дальнейшей обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания».
Рекомендации
Рекомендуем лицам, осуществляющим деятельность на объектах НВОС I и II категорий, учитывать разъяснения Минприроды про подготовке проектов НООЛР.
Письмо Минприроды России от 13 марта 2025 г. № 25-47/10459 «О рассмотрении обращения по вопросу обоснования НООЛР»
Планируется уточнить меры административной ответственности для производителей и импортеров товаров и упаковки
Минприроды разработало проект федерального закона о внесении изменений в КоАП РФ в связи с вступлением в силу Федерального закона от 4 августа 2023 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (Закон № 451-ФЗ).Изменения планируется внести в ст. 8.5.1 и 8.41.1 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за неисполнение производителями и импортерами товаров и упаковки обязанностей в рамках расширенной ответственности производителей и импортеров.
Проект не предусматривает пересмотра установленных мер административной ответственности и введения новых составов административных правонарушений, а лишь приводит в соответствие с Законом № 451-ФЗ виды отчетности, неправильное заполнение и подача которой влечет административную ответственность:
- сведения о массе товаров, упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации;
- сведения о массе товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза, в том числе об испорченном или о бракованном товаре, об упаковке;
- сведения о вывезенных из Российской Федерации товарах, упаковке;
- сведения о массе товаров, упаковки, ввезенных из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза;
- отчетность о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров.
Рекомендации
Документ разработан в целях установления единообразия используемой терминологии в сфере расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки.
Напоминаем, что за непредставление или несвоевременное представление отчетности ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ предусмотрен штраф, максимальный размер которого составляет 150 000 рублей.
Представление отчетности в неполном объеме или содержащей недостоверные сведения также наказывается штрафом в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 рублей (ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП).
Неуплата в установленный срок экологического сбора также влечет наложение штрафа в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате, но не менее 500 000 рублей (ст. 8.41.1 КоАП РФ).
Законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»