Загрузка...
05.02.2024
7 мин. на чтение

Экология: MustRead за 23 января 2023 – 05 февраля 2024 г.

обзор по экологии.jpg

Изменения законодательства. Эксперимент по квотированию выбросов

Правительство определило особенности контроля выбросов в проекте «Чистый воздух»

Правительственное постановление, утвердившее соответствующие правила, опубликовано 24 января 2024 г.

Напомним, что в 2019 г. в 12 городах России стартовал федеральный проект «Чистый воздух», а с 1 сентября 2023 г. в проект включили еще 29 городовФедеральный закон от 26 июля 2019 г. № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».
. До конца 2030 г. городам-участникам предстоит вдвое снизить выбросы приоритетных загрязняющих веществ по сравнению с показателями 2020 г.

Чтобы достичь этой цели, применяется механизм квотирования выбросов: квотируемым предприятиям, относящимся к объектам негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) I и II категорий, устанавливаются квоты на выбросы, которые запрещено превышать.

Для контроля за соблюдением квот в закон включено требование оснащать предприятия системами автоматического контроля выбросов (САК). Это специальные датчики, которые передают информацию о выбросах в Росприроднадзор в онлайн-режиме без участия человека.

Опубликованный документ содержит инструкции, которые необходимо выполнить владельцу квотируемого предприятия для оснащения своего объекта НВОС САК:

  • определить источники и показатели выбросов, подлежащие включению в программу создания САК (Программа);

  • разработать и утвердить Программу;

  • спроектировать САК, а затем осуществить ее монтаж и наладку;

  • утвердить тип средств измерений показателей выбросов и внести сведения о них в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (при отсутствии в указанном информационном фонде соответствующих сведений);

  • провести приемку и ввод в эксплуатацию САК.

Хотели бы обратить ваше внимание на некоторые положения опубликованного документа:

  • датчики САК подлежат установке на стационарных организованных источниках выбросов или в газоходах с отходящими газами;

  • ввод САК в эксплуатацию должен осуществляться в присутствии представителя Росприроднадзора;

  • САК должна работать практически бесперебойно; исключение составляет перерыв использования системы, необходимый для проведения ремонта и проверки оборудования, который не должен превышать 28 дней в год;

  • Правительство РФ утвердило перечень приоритетных загрязняющих веществ, которые подлежат учету и контролю, и предельные значения выбросов таких веществ.

Документ вступает в силу 1 сентября 2024 г. и действует 6 лет.

Рекомендации

Напомним, что САК на квотируемых объектах, которые расположены в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита, должны быть установлены до 31 декабря 2025 г. А на квотируемых объектах, расположенных в других городских поселениях и округах, — в течение двух с половиной лет со дня утверждения перечня таких квотируемых объектов.

С учётом изложенного, рекомендуем владельцам квотируемых предприятий ознакомиться с положениями правительственного постановления и своевременно приступить к оснащению своих объектов НВОС САК.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение правил по установке САК может повлечь административную ответственность в соответствии со ст. 8.51 КоАП РФ с наложением штрафа до 200 000 рублей для юридических лиц, до 40 000 рублей – для должностных лиц.

При повторном нарушении требований к устанавливаемым САК должностные лица также могут быть подвергнуты дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года.

Постановление Правительства РФ от 22 января 2024 г. № 39 «Об особенностях создания и эксплуатации систем автоматического контроля, указанных в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», на квотируемых объектах в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ»

Планируемые изменения законодательства. Угольная промышленность

Минприроды России подготовило проект технологических показателей наилучших доступных технологий (НДТ) добычи и обогащения угля

Проект приказа Минприроды России «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий добычи и обогащения угля» (Проект) разрабатывается взамен действующему приказу Минприроды России от 25 марта 2019 г. № 190 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий добычи и обогащения угля».

Как известно, угольная пыль является основным загрязняющим веществом, которое образуется в процессе угледобывающей деятельности. Проект, подготовленный Минприроды, направлен на стимулирование собственников угольных шахт и разрезов на применение НДТ, способствующих снижению количества образуемой пыли.

Существенные изменения планируется внести в требования, предъявляемые к добыче угля открытым способом. Действующим регулированием предусмотрено, что предельное содержание пыли при добыче угля открытым способом не должно превышать 598 граммов на тонну (г/т) добытого угля. В новом Проекте Минприроды этот размер уменьшен до 36 г/т, то есть более чем в 16 раз.

Также Проект конкретизирует требования к количеству сбросов загрязняющих веществ, образуемых при добыче угля, в водные объекты.

В случае принятия документ вступит в силу 1 марта 2025 г. и будет действовать в течение 6 лет.

Рекомендации

Проект предусматривает серьёзные изменения для угледобывающих компаний, осуществляющих добычу открытым способом. Принятие документа может повлечь существенные расходы на модернизацию производств в целях соблюдения новых требований и усложнить получение комплексного экологического разрешения для объектов НВОС I категории (для его получения необходимо подтверждать соответствие объекта НВОС НДТ).

В связи с изложенным рекомендуем представителям угледобывающей отрасли ознакомиться с полным текстом Проекта и вместе с нами следить за его движением.

Проект приказа Минприроды России «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий добычи и обогащения угля»

Планируемые изменения законодательства. Углеродное регулирование

Правительство РФ подготовило проект постановления, содержащий новые критерии отнесения к регулируемым организациям – эмитентам парниковых газов

Напомним, что к регулируемым организациям относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентнаФедеральный закон от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов».
:

  • 150 и более тысячам тонн углекислого газа в год до 1 января 2024 г. или

  • 50 и более тысячам тонн углекислого газа в год с 1 января 2024 г.

Регулируемые организации обязаны ежегодно отчитываться о количестве выбрасываемых в атмосферу парниковых газов.

Проект постановления Правительства РФ «О критериях отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям» предусматривает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели относятся к регулируемым организациям при одновременном соблюдении следующих условий:

  • они ведут деятельность в секторах и отраслях экономики по перечню согласно приложению к комментируемому документу; перечень включает практически все основные отрасли российской экономики (от нефтегазового сектора до сельского и лесного хозяйства);

  • деятельность ведется с применением объектов НВОС I, II, III категорий;

  • они выбрасывают парниковые газы, масса которых эквивалентна 50 и более тысяч тонн углекислого газа в год.

Таким образом, новые требования могут распространить своё действие на новые сферы, не предусмотренные в действующем постановлении Правительства РФ от 14 марта 2022 г. № 355 «О критериях отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям». К таким, в частности, относятся:

  • строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, включая выбросы от сжигания топлива (в том числе при производстве тепла в режиме тепловой генерации);

  • сельское хозяйство;

  • лесное хозяйство.

В случае принятия документ вступит в силу 1 сентября 2024 г. и будет действовать до 1 сентября 2030 г.

Рекомендации

В 2023 г. состоялась первая отчетная компания, в камках которой регулируемые организации отчитывались о выбросах парниковых газов.

Минэкономразвития осталось не удовлетворено ее результатами, сочтя, что утвержденные критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям не обеспечивают четкого определения перечня (точного количества) регулируемых организаций, которые обязаны предоставлять отчетность о выбросах парниковых газов.

Кроме того, выяснилось, что механизм пересчета массы различных парниковых газов на эквивалент CO2 имеет изъяны, а проверить корректность сведений о выбросах, предоставляемых компаниями, затруднительно. Эти причины привели к разработке комментируемого проекта.

Рекомендуем компаниям, ведущим деятельность в отраслях, указанных в перечне, ознакомиться с полным текстом проекта и оценить, относится ли компания к регулируемым организациям.

Также все заинтересованные лица могут принять участие в публичных обсуждениях, которые продлятся до 22 февраля 2024 г.

Проект постановления Правительства РФ «О критериях отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям»

Планируемые изменения законодательства. Углеродное регулирование

К 2028 г. в России планируется внедрить плату за выбросы парниковых газов

В СМИ обратили внимание на положения проекта плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. (Проект стратегии). Согласно одному из положений Проекта стратегии к 2028 г. в России заработает система взимания платы с бизнеса за выбросы парниковых газов.

В настоящее время Минэкономразвития, ответственное за климатическую повестку в России и декарбонизацию, изучает возможность введения такой платы.

В ближайшие годы планируется создать правовую основу для системы взимания «цены на углерод». После чего в 1 квартале 2028 г. планируется запустить систему взимания такой платы.

Рекомендации

Углеродный сбор является одним из наиболее распространенных механизмов по сокращению выбросов парниковых газов. Его платят в бюджеты предприятия, как правило, за каждую тонну выбрасываемых парниковых газов. Подобная плата в той или иной форме уже введена примерно в 50 странах.

В частности, 1 октября 2023 г. в Европе запущен механизм трансграничного углеродного регулирования (ТУР), который предполагает, что компании, поставляющие углеродоемкую продукцию на европейский рынок (например, цемент, сталь, удобрения), с 2026 г. обязаны будут платить в бюджет ЕС углеродный налог, сумма которого будет сопоставима со сборами, взимаемыми за тонну выбросов парниковых газов на территории ЕС (в настоящее время эта сумма варьируется от 80 до 100 Евро).

При этом ТУР предполагает, что при определенных условиях сумма углеродного налога для импортеров может быть уменьшена на сумму аналогичных платежей за выбросы, уже уплаченных в бюджет страны, где произведен товар. Не исключено, что это побудило российские власти задуматься о введении платежей за выбросы, которые поступали бы в российский бюджет, а не в бюджет ЕС.

Мы продолжим следить за изменениями в этой сфере и информировать о ключевых событиях.

Источник

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

23.01.2024

Новости экологии: ГЭЭ, РОП, недропользование, угольные шахты, экологическая информация и др.

В ролике Наталья Стенина — партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных новостях экологии за последнее время.

Смотреть

17.04.2024

Обзор практики по РОП и взысканию экологического сбора

Главные новости: глубина переработки и утилизация; кто может быть утилизатором?; утилизация и субподряд; ответственность...

01.04.2024

Отчетность по РОП: Какие изменения ждут производителей и импортеров

1 января 2024 года вступила в силу основная часть положений Федерального закона № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный...

29.03.2024

Значимые споры в сфере экологии за январь-март 2024 г.

Главные новости: обращение с отходами; плата за негативное воздействие на окружающую среду; возмещение вреда окружающей ...

19.03.2024

Новости экологии: обращение с пестицидами и агрохимикатами, лесные дороги, свалки, мед. отходы и др.

В этом ролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных н...