Загрузка...
27.10.2025
20 мин. на чтение

Значимые споры в сфере экологии за сентябрь и октябрь 2025 г.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

1. Верховный Суд признал необоснованным применение понижающего коэффициента 0,5, в связи с неверной классификацией веществ в сбрасываемых сточных водах 

Северное межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в суд с иском о взыскании с АО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" 46 167 850,25 руб. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) за 2020 и 2022 годы, а также 12 799 146,71 руб. пеней. 

Судами трех инстанций в удовлетворении исковых требований отказано.

Судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены принятых по делу судебных актов в части выводов, касающихся периода 2022 г.

Как установили суды, Общество в декларациях о плате за НВОС в 2022 году заявило о сбросе таких веществ как "нитрат-анион", "аммоний-ион", "нитрит-анион", применив понижающий коэффициент 0,5 (Кво) за весь период, полагая, что не производил сброс технологически нормируемых веществ.

Суды трех инстанций согласились с доводами Общества, указав, что спорные вещества отличаются названием, химическим составом, значением предельно допустимых концентраций и не являются идентичными с веществами, приведенными в Постановлении N 1430. Между тем суды не учли следующее.

1). Согласно "ИТС 10-2019 Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов ИТС 10-2019, задачей очистки сточных вод является удаление соединений азота. 

Согласно приведенным в обжалуемых судебных актах химическим формулам, спорные вещества, сброшенные обществом в окружающую среду в 2022 году, содержат соединения азота.

Кроме того, согласно Правилам отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (утв. постановлением Правительства РФ от 26.10.2019 N 1379), предусмотрен пересчет концентраций в воде аммоний-иона, нитрат-иона, нитрит-иона соответственно на азот аммонийный, азот нитратов и азот нитритов.

2). В подтверждение тождественности веществ "нитрат-анион", "аммоний-ион", "нитрит-анион" соответственно веществам "азот нитратов", "азот аммонийный", "азот нитритов" Управление также ссылалось на представленные в материалы дела письмо ФГБУ "ЦЛАТИ по СЗО" от 05.03.2024 г. N 01-13/2024-602; письмо Министерства строительства и ЖКХ РФ от 06.03.2024 N 12757-АГ/04; письмо Минприроды России от 14.12.2023 N 19-47/48076.

Отклоняя приведенные Управлением доводы об отнесении спорных веществ к технологически нормируемым и недопустимости применения коэффициента 0,5 (Кво), суды не дали надлежащей правовой оценки представленным доказательствам, не учитывали законодательные цели введения платы за НВОС в контексте возможности применения понижающего коэффициента. 

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12.08.2025 N 307-ЭС25-3043 по делу N А05-15371/2023 

Обращение с отходами 

1. Продукция утилизации отходов отходом не является, обращение с ней не требует лицензии и не является нарушением экологических требований 

Природоохранный прокурор обратился в суд с иском о признании незаконной деятельности ООО "Промышленная экология" по размещению отходов (нефтешлама) в амбарах на земельном участке, обязании прекратить данную деятельность, ликвидировать несанкционированную свалку отходов IV класса опасности (ПУН), произвести чистку амбаров от нефтешлама, привести земельный участок в надлежащее состояние.

В обоснование требований указано, что на земельном участке с кадастровым номером 16:13:051019:288 Общество осуществляет деятельность по обращению с промышленными отходами, при этом длительное время не принимает мер по очистке загрязненных территорий, что может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано. Апелляционным определением по делу принято новое решение, которым на Общество возложена обязанность произвести очистку амбаров от отходов.

Росприроднадзором в рамках государственного экологического контроля проведено выездное обследование территории производственной базы Общества, обнаружены нефтезагрязненные участки почвы и несанкционированная свалка отходов IV класса опасности (ПУН); установлено также, что на территории имеются 4 амбара, заполненные нефтешламами, выявлено превышение концентрации загрязняющих веществ (нефтепродуктов).

Общество возразило, что осуществляет изготовление минерального порошка "ПУН" с применение нефтесодержащих отходов по ТУ 57160004-11085815-2000.

Определением суда назначена судебная экологическая экспертиза, согласно заключению которой обращение с отходами (нефтешламами) на промышленной площадке Общества разрешено лицензией по осуществлению деятельности в области обращения с отходами. 

Размещение ПУН на промышленной площадке предприятия, осуществляющего разрешенную лицензией деятельность по утилизации отходов, не может рассматриваться как несанкционированное размещение отходов; складирование ПУН как готового нетоксичного и безопасного продукта, не является нарушением; складирование, накопление и утилизация отходов III - IV классов опасности на предприятии разрешено имеющейся лицензией; при этом для скандирования ПУН, не являющегося отходом, не требуется какой-либо лицензии.

ПУН является продуктом переработки отходов, или вторичным сырьем, подлежащим дальнейшему использованию.

Экспертами также выявлены многочисленные нарушения при отборе, транспортировке, хранении проб грунта и их анализа на содержание загрязняющих веществ, указав, что содержащиеся в них сведения не являются достоверными.

Согласно выводам экспертов складирование готовой продукции на промышленной площадке предприятия не является несанкционированной свалкой отходов и не требует рекультивации; локальные загрязнения грунта с превышением предельно допустимых концентраций по нефтепродуктам не могут оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды.

В соответствии с заключением АНО "Центр химических экспертиз", по результатам химического анализа образец почвы, представленный с площадки хранения ПУН, не содержит загрязняющих веществ, превышающих ПДК/ОБУВ.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что использование нефтешлама в качестве вторичного сырья не свидетельствует о том, что он не относится к отходам III класса опасности. Кассационный суд согласился с выводами суда апелляционной инстанции.

Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение, указав следующее.

Судами не дано оценки доводам ответчика о том, что утилизировать в указанный срок накопленные в период с 1954 по 1990 гг. нефтешламы в объеме, превышающем 2 000 000 т, не только не представляется возможным, но и предполагает причинение значительно большего экологического ущерба по сравнению с существующим положением дел.

Также суд апелляционной инстанции не дал надлежащей оценки доводам ответчика о том, что продукт переработки нефтешламов (ПУН) является не отходом, а продукцией.

Поставив под сомнение выводы экспертизы, суды не приняли мер к разрешению вопроса о назначении по делу дополнительной или повторной экспертизы.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19.08.2025 N 11-КГ25-2-К6

2. Использование для обращения с отходами земельного участка, не предоставленного для этих целей, является существенным нарушением договора аренды и основанием для его расторжения 

Администрация городского поселения обратилась в суд к ООО "Санкт-Петербургская экологическая компания" и ООО "Мониторинговый центр Медицина" с иском о расторжении договора аренды земельного участка.

Судами установлено, что в ходе обследования земельного участка категории земель промышленности, предоставленного в аренду ответчикам, Администрацией выявлено захламление отвалами (кучами) грунта, строительного и иного мусора и отходов.

Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности истцом нецелевого использования Обществом земельного участка, в нарушение условий договора аренды.

Апелляционный суд, отказывая в иске, посчитал, что Общество осуществляет на участке производственную деятельность в соответствии с правовым режимом использования земельного участка, поскольку разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. Апелляционный суд принял также во внимание наличие у Общества лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами и включение спорного участка в схему обращения с отходами Ленинградской области, наличие санитарно-защитной зоны.

Кассация пришла к следующим выводам.

1). Согласно Классификатору вид разрешенного использования земельного участка (утв. приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412), деятельность по обращению с отходами относится к виду разрешенного использования "специальная деятельность" (код 12.2).

Согласно договору аренды от 17.12.2010 N 928 земельный участок предоставлен для проектирования, строительства и эксплуатации инженерной и транспортной инфраструктуры, производственных и иных объектов, что не соответствует зонам специального назначения, предназначенным для размещения, хранения, утилизации, обработки отходов.

2). Деятельность по обращению с отходами связана с оказанием негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду; отношения, возникающие в области обращения с отходами, регулируются специальным законодательством; осуществление такой деятельности на участке, не предназначенном для ее осуществления, и в противоречие с указанными в договоре целями является существенным нарушением условий договора и достаточным основанием для расторжения договора по требованию арендодателя.

3). Ссылки Общества на наличие у него лицензии, установление в отношении участка санитарно-защитной зоны и включение участка в схему обращения с отходами Ленинградской области отклонены, поскольку не подтверждают соответствие фактически осуществляемой Обществом деятельности виду разрешенного использования участка и целям его предоставления по договору.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.07.2025 по делу N А56-93842/2023

3. Применение для обращения с отходами оборудования, не указанного в лицензии, является нарушением лицензионных требований

ООО "Роспромэко" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным представления и решения Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры о проведении проверки.

Как следует из материалов дела, в рамках проверки осуществлен выезд на территории пунктов приема отходов Общества, составлена справка о выявленных нарушениях, связанных с осуществлением Обществом лицензируемого вида деятельности с нарушением лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами: использование оборудования (инсинератор HURIKAN), не предусмотренного лицензией.

Суды признали оспариваемые представление и решение соответствующими закону, указав следующее.

В результате проверки установлено, что Общество осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию отходов III-IV классов опасности, размещению отходов I-IV классов опасности на основании лицензии.

Положением о лицензировании деятельности по обращению с отходами I - IV классов опасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290), одним из лицензионных требований является наличие у лицензиата оборудования, если технология утилизации требует наличия такого оборудования (п. 3).

В ходе осмотра территории пункта приема отходов установлено следующее оборудование: колодец приема ЖБО и обслуживания модуля приема ЖБО; емкость для технической воды; флотатор напорный двухступенчатый модели "БИРАНД ФН1 ОП"; установка инсинератор HURIKAN.

Однако при получении лицензии учтена работа инсинератора ИН 50.02 К, которая указана и в приложении к санитарно-эпидемиологическому заключению на пункт по приему, обработке и обезвреживанию жидких нефте- и жиросодержащих отходов.

Изменения в действующую лицензию по использованию на объекте установки инсинератора HURIKAN не вносились, также отсутствует положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам указанного оборудования.

При этом, согласно служебной записке должностного лица Общества, в связи со сбоем при работе инсиниратора ИН 50.02 К, на основании приказа Общества остановлен прием и обезвреживание отходов на инсинераторной установке ИН 50.02 К с 26.07.2024.

С учетом изложенного, суды признали, что представленные в материалы дела доказательства в совокупности подтверждают факт эксплуатации установки термического обезвреживании и утилизации отходов серии HURIKAN 200R, в нарушение лицензионных условий.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.09.2025 по делу N А12-28588/2024

4. Установление факта наличия в промышленных стоках загрязняющих веществ само по себе недостаточно для отнесения промышленных стоков к отходам

ООО "Газпром нефтехим Салават" обратилось в суд к Росприроднадзору о признании незаконными предписания. 

Как установили суды, Росприроднадзором проведена плановая выездная проверка Общества, выдано оспариваемое предписание.

В соответствии с абз. двадцать вторым ст. 1 Закона N 89-ФЗФедеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»., объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством РФ о недрах. Перечень видов пользования недрами определен ст. 6 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и является исчерпывающим.

Согласно п. 4 ст. 6 Закона о недрах недра предоставляются в пользование, в том числе, для: строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов (пунктов захоронения), отходов производства и потребления I - V классов опасности (объектов захоронения отходов).

В силу ч. 7 ст. 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают, а сроки пользования участками недр исчисляются с даты государственной регистрации лицензии на пользование недрами; п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах установлена обязанность пользователя недр - обеспечить выполнение лицензионных условий.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что деятельность по закачке промышленных стоков в глубокие горизонты может характеризоваться исключительно как деятельность по захоронению токсичных отходов, что подпадает под регулирование законодательства РФ в области обращения с отходами.

Суд указал, что использование термина "Промышленные стоки" никак не влияет на правовую природу удаляемой по итогам производственной деятельности Общества субстанции, которая, в силу лицензии, проектной и разрешительной документации Общества, а также по своему составу, является отходом I класса опасности. 

Согласно экспертному заключению по результатам лабораторных исследований (испытаний) и измерений, отобранная проба является отходом I класса опасности.

Суд апелляционной инстанции установил, что объект "Кама-1" создан в 1974 году на основании Постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС; согласно разработанному в 1989 году проекту горного отвода недр для полигона подземного захоронения промышленных стоков Государственным комитетом СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору был выдан акт, в котором обозначены площадь и объем подземного пространства, предоставляемого для размещения промышленных стоков. То есть данная деятельность ведется Обществом и его правопредшественниками более 30 лет.

Суд апелляционной инстанции указал, что в рассматриваемом деле наличие загрязняющих веществ в составе промышленных стоков установлено лишь из представленного надзорным органом экспертного заключения по результатам лабораторных исследований (испытаний) и измерений. 

Вместе с тем наличие загрязняющих веществ в составе промышленных стоков не оспаривается Обществом. Техническим проектом в таблице 6.1 "Характеристика жидких промышленных стоков, закачиваемых на объект "Кама-1" указан перечень таких веществ в составе промстоков, среди которых: гептил, гексил, ДМА, метанол и др.

Апелляционный суд определил, что промышленные стоки, поступающие на объект "Кама-1" состоят на 95-98% из природной воды, которая возвращается в природную среду (недра) для сохранения свойств рабочего горизонта, в который производится закачка и загрязняющих веществ, наличие которых установлено, в том числе протоколом испытаний.

В то же время, нормирование, предусмотренное для отходов (классы опасности), в отличие от нормирования сточных вод (концентрации загрязняющих веществ), не является корректным.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, поддержанному кассацией, что в данном случае, исходя из представленных в материалы дела доказательств, установление факта наличия в промышленных стоках загрязняющих веществ само по себе недостаточно для отнесения промышленных стоков к отходам I класса в смысле абз. первого ст. 1 Закона N 89-ФЗ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.05.2025 по делу N А40-45016/2024 (Определением Верховного Суда РФ от 01.09.2025 N 305-ЭС25-7616 отказано в передаче дела в СКЭС ВС РФ)

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)

1. Суды отменили отрицательное заключение ГЭЭ в связи с нарушением территориального критерия при определении органа для проведения ГЭЭ

ООО "Транснефть-Порт Козьмино" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным заключения ГЭЭ, утвержденного приказом Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора.

Как следует из материалов дела по результатам проведения ГЭЭ Плана ЛРН Росприроднадзор приказом утвердил отрицательное заключение экспертной комиссии ГЭЭ.

После устранения замечаний к Плану ЛРН Общество обратилось в Росприроднадзор с заявлением об организации и проведении повторной ГЭЭ, проведение которой поручено Управлению.

По результатам организации и проведения повторной ГЭЭ Управление приказом утвердило отрицательное заключение ГЭЭ, в котором указаны замечания к Плану ЛРН Общества.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, выводы которого поддержал суд апелляционной инстанции, исходил из того, что выводы заключения ГЭЭ являются необоснованными. 

Также суды пришли к выводу о нарушении порядка процедуры ГЭЭ при определении территориального органа, поскольку Росприроднадзор поручил проведение ГЭЭ без учета территориального критерия, предусмотренного Административным регламентомУтвержден приказом Росприроднадзора от 31.07.2020 N 923..

В силу п. 67 Административного регламента, определяя конкретный территориальный орган для проведения ГЭЭ, центральный аппарат Росприроднадзора должен руководствоваться критериями, предусмотренными п. 69 Административного регламента: 1) территория осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности; 2) наличие на территории осуществления деятельности территориального органа Росприроднадзора экспертов; 3) количество экспертиз, проводимых территориальным органом Росприроднадзора.

При этом, первоначально необходимо определить орган на основании территориального критерия, поскольку без его применения невозможно оценить соответствие данного органа последующим двум критериям: наличия экспертов и количества экспертиз.

Территориальный принцип организации деятельности органов Росприроднадзора является основополагающим и установлен нормами федерального законодательстваЧасть 3 ст. 1 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", п. 4 Положения о Росприроднадзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400..

В частности, указанный принцип реализован посредством возложения на территориальные органы осуществления отдельных функций Росприроднадзора, включая в области ГЭЭ, на конкретной территории. 

С учетом приведенных положений законодательства суды пришли к выводу об обязательности применения территориального критерия при определении органа для проведения ГЭЭ, отступление от него возможно исключительно при отсутствии экспертов или значительной загруженности территориального органа, не позволяющее провести ГЭЭ в установленные законом сроки.

Вопреки возложенному бремени доказывания, Росприроднадзор не представил доказательств соблюдения порядка проведения ГЭЭ в части: а) применения территориального критерия при определении органа для проведения ГЭЭ; б) проведение ГЭЭ не может быть поручено Дальневосточному межрегиональному управлению Росприроднадзора ввиду значительной загрузки (количество экспертиз) и отсутствия экспертов.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.07.2025 по делу N А40-149682/2024 

Недропользование

1. Суды признали приказ об отказе в согласовании технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых, указав на допустимость проектирования поэтапной разработки месторождения 

ООО ТД "Капитель-Агро" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области об отказе в согласовании технического проекта разработки месторождения песка. 

Как следует из материалов дела, Министерством в связи с удовлетворением судами заявления Общества о признании незаконным отказа в предоставлении права пользования участком недр местного значения выдана лицензия на разведку и добычу полезных ископаемых.

Обществом подано в Министерство заявление о согласовании технического проекта разработки месторождения; заключением Комиссии по рассмотрению и согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения на территории Тверской области в согласовании Обществу проектной документации рекомендовано отказать; Приказом Министерства заключение комиссии утверждено.

Суды требования Общества удовлетворили, на основании следующего.

В соответствии с п. 3 Правил N 2127Правила подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утв. постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2127 (Правила N 2127). подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, геологической информации о недрах, заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Приказом Министерства запасы песков строительных на месторождении по категории С1 + С2, отвечающих требованиям ГОСТ 8736-2014, при условии обязательного согласования с потребителем, утверждены на площади 103,29 га.

В соответствии с заключением государственной экспертизы подготовленными для промышленного освоения признаны запасы песков строительных категории С1 на площади 49,21 га в количестве 5216,6 тыс. куб. м.

Согласно проекту Общество планирует осуществлять разработку первой очереди месторождения в количестве 1373,92 тыс. куб. м на площади 12,3 га.

Судами установлено, что запасы части месторождения в объеме 1373,92 тыс. куб. м на площади 12,3 га являются составной частью запасов целого блока в объеме 5216,6 тыс. куб. м, утвержденных заключением государственной экспертизы, а заключение комиссии Министерства не содержит нормативного обоснования требования о проектировании всего участка недр для разведки и добычи песка строительного, указанного в лицензии.

Указав, что ни нормативными актами, ни лицензионными условиями не предусмотрена обязанность заявителя осуществлять проектирование разработки всего месторождения, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого приказа Министерства.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.09.2025 по делу N А66-3161/2024 

2. Суды признали незаконным отказ в согласовании проекта, поскольку нормативными требованиями и лицензией не предусмотрена обязанность недропользователя осуществлять проектирование всего месторождения полезных ископаемых

ООО Торговый дом "Капитель-Агро" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области 
об отказе в согласовании Технического проекта разработки месторождения песка строительного.

Как следует из материалов дела, Министерством с учетом судебных актов по делу N А66-14822/2020 выдана Обществу лицензия на разведку и добычу полезных ископаемых на указанном участке недр.

По результатам рассмотрения поданного Обществом заявления о согласовании технического проекта Комиссией, выявлено несоответствие проекта требованиям Правил № 2127: при утвержденном запасе песков по категории С1 в количестве 5216,6 тыс. куб. м на площади 103,29 га Общество планирует осуществлять разработку в количестве 1373,92 тыс. куб. м на площади 12,3 га, Обществу направлено уведомление об отказе в согласовании проектной документации.

Судами установлено, что запасы части месторождения в объеме 1373,92 тыс. куб. м на площади 12,3 га являются составной частью запасов целого блока в объеме 5216,6 тыс. куб. м, утвержденных заключением государственной экспертизы, а заключение комиссии Министерства не содержит нормативного обоснования требования о проектировании всего участка недр для разведки и добычи песка строительного, указанного в лицензии.

Приняв во внимание указанные обстоятельства, указав, что ни нормативными актами, ни лицензионными условиями не предусмотрена обязанность заявителя осуществлять проектирование разработки всего месторождения, суды пришли к выводу о несоответствии оспариваемого приказа Министерства упомянутым нормам, а также о нарушении им прав и законных интересов Общества.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.09.2025 по делу N А66-3161/2024

Возмещение вреда окружающей среде

1. Суды взыскали денежную компенсацию вреда почвам с правообладателя земельного участка, не обеспечившего надлежащий контроль за состоянием земельного участка и расположенных на нем объектов

Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в суд с иском к ООО Корпорация "Рост нефти и газа" о взыскании 62 194 532 руб. в возмещение вреда почве.

Как следует из материалов дела, Общество эксплуатирует земельный участок для содержания и эксплуатации склада горюче-смазочных материалов, на территории расположения резервуаров склада ГСМ, установлен факт разлива маслянистой жидкости с характерным запахом нефтепродуктов. Загрязненная территория не локализована и не ликвидирована. 

В соответствии с протоколами испытаний филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Ямало-Ненецкому автономному установлено превышение содержания нефтепродуктов в почве на загрязненном земельном участке в 219,8 раза в соотношении к фоновому участку.

Загрязненный земельный участок расположен на территории земель населенных пунктов. Разрешенное использование - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

Согласно ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия"введен в действие постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 08.01.2002 N 2-ст., нефть является природным жидким токсичным продуктом.

Факт причинения Обществом вреда почвам, как объекту охраны окружающей среды, подтверждается материалами дела. Каких-либо замечаний относительно отбора проб почвы со спорного земельного участка представителем ответчика не зафиксировано, иные причины, источники и сторонние лица, причастные к разливу нефтепродуктов, им не указаны.

Достоверность результатов экспертизы (исследований) не опровергнута. Причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом установлена. Доводы Общества об отсутствии деятельности на спорном объекте в рассматриваемом периоде в связи с введением процедур банкротства и назначением арбитражного управляющего голословны, не опровергают доказанности причинения вреда почве на занимаемом участке, причастности и виновности Общества, не обеспечившего надлежащий контроль за состоянием земельного участка и расположенных на нем объектов, не предпринявшего исчерпывающих мер в целях недопущения нарушения земель.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.09.2025 по делу N А56-93561/2024

2. Суды признали взыскание денежной компенсации вреда почвам при наличии судебного акта об обязании провести рекультивацию нарушенных земель, недопустимым в связи с возложением на лицо двойной ответственности

Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в суд с иском к АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" о возмещения вреда почвам в размере 128 129 040 руб.

Как следует из материалов дела, в ходе административного расследования по делу о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, установлено, что Обществом допущен разлив нефтесодержащей жидкости на нефтесборном трубопроводе, расположенном на земельном участке лесного фонда, что привело к порче земли на площади 0,36 га: установлено превышение содержания хлорид-ионов в 2,665 раза, нефтепродуктов в 416 раз в почве в контрольных точках в сравнении с фоновыми точками. Общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Обществу также предложено возместить причиненный в результате совершенного правонарушения ущерб, рассчитанный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утв. приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238).

Отказывая в удовлетворении требований, суды пришли к выводу, что на момент рассмотрения дела вред, причиненный уничтожением (порчей) почв на спорном земельном участке, уже возмещен Обществом.

Вступившим в законную силу решением суда по делу N 2-414/2022 с Общества взыскано 3 310 871 руб. ущерба лесному фонду; на Общество возложена обязанность разработать и утвердить проект рекультивации нарушенного лесного участка и провести рекультивацию на основании проекта, разработанного в установленном порядке.

Методикой определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730) определяется вред не только лесу как экосистеме, но и самостоятельному компоненту окружающей среды - почвам. 

Таким образом, удовлетворение настоящих исковых требований повлечет двойное возмещение вреда, что является недопустимым.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.09.2025 по делу N А81-9512/2023 


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

05.05.2025

Новости экологии: дороги в водоохранных зонах, обращение с твердыми отходами (ТКО) и др.

Сегодня в ролике Наталья Стенина — партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных новостях экологии за последнее время: в Го...

Смотреть

02.10.2025

ВС напомнил, кто несет расходы на ликвидацию несанкционированной свалки

Суд отметил, что районная администрация, исполнившая за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные...

29.09.2025

Обзор судебной практики по спорам, связанным с обращением с отходами недропользования

Федеральным законом № 343-ФЗ внесены существенные изменения в Закон РФ «О недрах», введено понятие «отходы недропользования»...

24.09.2025

ВС пояснил распределение ответственности за разработку карьера на сельхозземлях

Он указал, что неосуществление собственником участка мероприятий по его охране не является безусловным основанием для привлечения...

05.09.2025

Значимые споры в сфере экологии за июль и август 2025 г.

Главные новости: обращение с отходами производства и потребления; плата за НВОС; возмещение вреда окружающей среде.