Банкротство: MustRead за 27 октября - 2 ноября 2022 г.
-
Законопроект о передаче имущества банкротов организациям, выполняющим гособоронзаказ
-
Вновь про расчет сальдо по лизинговому договору в банкротстве
-
Оспаривание внутригрупповых сделок по общегражданским основаниям
Изменения законодательства
Законопроект о передаче имущества банкротов организациям, выполняющим гособоронзаказ
В Государственную Думу внесён законопроект о предоставлении права коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) РФ в период мобилизации или военного времени временно передавать имущество компаний, находящихся в процедуре конкурсного производства, организациям, выполняющим государственный оборонный заказ (ГОЗ).
Организация, получившая имущество банкрота, фактически осуществляет права доверительного управляющего данным имуществом и может передавать имущество иным лицам. По окончании периода мобилизации или военного времени соответствующее имущество подлежит возврату.
Проект предусматривает право арбитражного суда приостановить конкурсное производство в течение 5 дней с момента поступления решения коллегии ВПК. При этом конкурсным управляющий продолжить осуществлять права и обязанности, не связанные с реализацией имущества должника. Например, сможет осуществлять поиск имущества, обеспечивать его охрану, оспаривать сделки. После возврата имущества арбитражный суд должен будет возобновить процедуру конкурсного производства.
Законопроект № 220645-8
Требования кредиторов
Вновь про расчет сальдо по лизинговому договору в банкротстве
В отношении лизингополучателя была введена процедура наблюдения. Однако это не помешало лизингодателю изъять предметы лизинга, реализовать их с торгов и взыскать с компании – лизингополучателя неустойку. Доводы о том, что лизингодатель получил денежных средств больше, чем должен был, отклонили суды трех инстанций.
Направляя спор на новое рассмотрение коллегия ВС РФ напомнил о том, что отношения сторон по договору лизинга существенно отличаются от аренды, на предоставленное финансирование подлежат начислению проценты как по кредиту, а начисление платы за пользование вещью в дополнение к лизинговым платежам недопустимо.
Начисление неустойки на сумму просроченных лизинговых платежей возможно, однако такая неустойка не начисляется после введения процедуры наблюдения по ранее заключенному договору и не может быть включена в расчет сальдо встречных предоставлений с организацией в процедуре банкротства.
Определение сальдо встречных предоставлений в деле о банкротстве является ключевым для расчета размера требований сторон договора лизинга, а также может быть важным средством защиты интересов кредитора. Кредиторам в делах о банкротстве мы рекомендуем, внимательно проверять расчет лизинговых требований иных лиц, а участникам лизинговых отношений, сделки с которыми оспариваются, осуществлять расчет сальдо встречных предоставлений с учетом особенностей банкротного и лизингового законодательства, а также обширной судебной практики.
Оспаривание сделок
Платежи по госконтракту не обладают иммунитетом
Со ссылкой на нормы бюджетного законодательства и исполнительский иммунитет суды отказали в признании недействительными платежей банкрота в адрес субподрядчика, осуществлявшихся через специальный банковский счет по муниципальному контракту.
Верховный Суд РФ направил спор на новое рассмотрение, указав, что исполнительский иммунитет не предусмотрен в отношении денежных средств, которые муниципальный заказчик перечислил на счет подрядчика за работы, выполненные по муниципальному контракту, носящему гражданско-правовой характер.
Тот факт, что стороны предусмотрели расчет через специальный счет с банковским сопровождением сделки, не обособляет хранящиеся на этом счете денежные средства от правопритязаний кредиторов, тем более в случае банкротства.
Следует учитывать недопустимость расширительного толкования перечня имущества, обладающего исполнительским иммунитетов. Кредиторам следует изучать отчеты управляющих и отслеживать споры об исключении имущества из конкурсной массы в целях недопущения предпочтительного удовлетворения требований отдельных лиц.
Оспаривание внутригрупповых сделок по общегражданским основаниям
Суды отказали во включении в реестр требования банка как обеспеченного залогом недвижимого имущества, посчитав, что участники сделки были аффилированны, банк злоупотребил правом, а залог повлек банкротство.
ВС РФ направил спор на новое рассмотрение, напомнив о том, что независимо от периода совершения сделки применение общегражданских оснований недействительности допустимо лишь в случае, когда речь идет о сделках с пороками, выходящими за пределы дефектов, установленных нормами Закона о банкротстве.
Кроме того, коллегия судей обратила внимание на необходимость определения баланса между общими интересами группы и личными интересами ее участника, исходя из того, что не подлежат квалификации как направленные против кредиторов те действия участника группы, которые будучи ориентированными на реализацию правомерного, экономически оправданного общегруппового интереса, не стали причиной объективного банкротства такого участника.
Нередко попытка оспаривания сделок по общегражданским основаниям предпринимается для обхода сроков оспаривания сделок в соответствии с нормами закона о банкротстве. Участникам соответствующих споров необходимо уделять пристальное внимание тому, охватываются ли обстоятельства, на которых основаны требования специальными нормами закона о банкротстве и соблюден ли срок для подачи заявления о признании сделки недействительной. Кроме того, при оценке сложноструктурированных внутригрупповых отношений, необходимо уделять пристальное внимание исследованию как общих интересов всех связных лиц, так и интересов участников группы.
В настоящее время законопроект не содержит критериев имущества, которое может быть передано для исполнения гособоронзаказа. Также не регламентирован механизм возмещения убытков в результате повреждения или утраты переданного имущества. С учетом этого мы рекомендуем организациям, находящимся или принимающим участие в процедурах банкротства, а также планирующим инициирование соответствующих процедур, отслеживать ход рассмотрения законопроекта и принимать во внимание возможные законодательные изменения.