Банкротство: MustRead за 4–10 апреля 2024 г. Выпуск № 215
Изменения законодательства
Законопроект: новые правила расчетов с кредиторами и реализации прав требования к контролирующим лицам
В первом чтении принят законопроект, в соответствии с которым кредиторы (при невозможности продать право требования к контролирующим лицам путем публичного предложения) смогут изменить способы распоряжения этим правом на уступку кредитору части требования.
Но если кредиторы своевременно не изменят способ распоряжения правом, то АСВ сможет выкупить по минимальной цене публичного предложения соответствующую часть требований к контролирующим лицам. Более того, на основании заключения АСВ суд может санкционировать такой выкуп даже вопреки желанию кредиторов.
Погашение требований отступными предлагается сделать возможным в банкротстве финансовых, кредитных организаций даже при наличии требований кредиторов 1 и 2 очередей. Но вначале потребуется внести на спецсчет денежные средства, достаточные для расчетов с кредиторами этих очередей (пропорционально размеру погашаемых требований кредитора-получателя отступного).
Оспаривание сделок
ВС РФ внял доводам о недобросовестности управляющего, оспорившего сделку!
Суд по заявлению конкурсного управляющего признал сделку недействительной в связи с существенным отклонением ее цены от реальной стоимости недвижимости. Основанием послужили исключительно выводы судебной экспертизы. С этим согласились апелляционная и кассационная инстанции.
Но ВС РФ направил дело на новое рассмотрение, поскольку суды не оценили доводы ответчика:
-
о наличии в заключении эксперта критических ошибок; в частности, сравнение цены сделки со стоимостью объектов с иными характеристиками;
-
о том, что конкурсный управляющий действует недобросовестно, поскольку на торгах реализует аналогичный объект по цене оспариваемой сделки.
Поскольку суды традиционно оказывают исключительное доверие заключениям судебной экспертизы, рекомендуем уделять особое внимание не только проверке качества исследования и адекватности выводов. Уже на стадии отбора экспертов следует тщательно изучить деловую репутацию кандидатов и, при наличии оснований, заявлять отвод. Для опровержения «странных» экспертных заключений необходимо получать альтернативные внесудебные заключения, рецензии, заключения СРО, ходатайствовать о дополнительной / повторной экспертизе.
И как мы неоднократно отмечали, обоснование недобросовестности заявителя со ссылкой на п. 2 ст. 10 ГК РФ и принцип эстоппеля может дать отличный шанс на успех.
Арбитражные управляющие
Когда конкурсный управляющий достоин стимулирующего вознаграждения?
По заявлению конкурсного управляющего контролирующие должника лица были привлечены к субсидиарной ответственности. ФНС России согласилась на погашение части ее требований уступкой части прав требования к ответчикам. В итоге требование уполномоченного органа было частично погашено. В связи с этим конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением об установлении стимулирующего вознаграждения от суммы погашенных требований.
Первая инстанция поддержала управляющего, а вышестоящие суды в стимулирующем вознаграждении отказали, т.к. действия управляющего по привлечению к субсидиарной ответственности являются стандартными. А реальное погашение требований произошло уже после принудительного исполнения судебного акта по заявлению ФНС России.
Но ВС РФ поддержал конкурсного управляющего, поскольку именно его действия в конечном итоге привели к частичному удовлетворению требования кредитора.
Процессуальные вопросы
Никаких секретов от арбитражного управляющего!
В ходе процедуры банкротства компании конкурсный управляющий выявил отчуждение должником автомобиля и направил запрос в ГИБДД о предоставлении договора. Отказ в предоставлении управляющий безуспешно оспаривал в трех инстанциях. Суды сочли действия ГИБДД правомерными, поскольку запрашиваемая документация содержит персональные данные.
Но ВС РФ направил дело на новое рассмотрение. Судебная коллегия напомнила о праве арбитражного управляющего получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника, и указала на ответственность государственных органов за уничтожение запрашиваемой документации.