Загрузка...

Зима без «рождественского»

27.09.2010
4 мин.
на чтение
Прочитать позже

Восточный Экспресс Банк добился через суд запрета на использование слова «рождественский» в названии вклада банка «Российский Капитал». Присвоение исключительных прав на общеупотребительные слова вызвало огромный резонанс в банковском сообществе, в результате Ассоциация российских банков (АРБ) решила оспорить в Роспатенте их регистрацию в качестве товарных знаков. До окончательного разрешения конфликта кредитные организации воздерживаются от использования запатентованных слов в названиях своих продуктов.

Три запретных слова

В минувшую пятницу Арбитражный суд Москвы вынес решение в пользу Восточного Экспресс Банка, который требовал от банка «Российский Капитал» убрать со своего официального сайта рекламу вклада «Рождественский». Юристы компании Salans, представлявшей интересы истца, сослались на регистрацию в Роспатенте слова «рождественский» в названиях банковских продуктов в качестве товарного знака. Таким образом, рекламируя вклад с таким названием, банк нарушает права на использование товарного знака.

Слово «рождественский» не единственное, которое Восточный Экспресс Банк зарегистрировал в Роспатенте. Банк также заявил о своих исключительных правах на такие слова, как «новогодний» и «отпускной». Несмотря на то что банк «Российский Капитал» признал требования истца и уже устранил нарушение, решение суда станет показательным для других банков, которые вынуждены будут отказаться от использования запатентованных слов.

Однако некоторые кредитные организации убрали их из названий своих продуктов еще прошлой зимой, когда получили рассылку от банка «Восточный Экспресс» с предложением оплачивать использование этих слов на постоянной основе. «После того как мы получили рассылку с информацией о регистрации слова «рождественский», мы отказались его использовать. Название вклада не обязательно привязывать к сезону или празднику, можно сделать привязку к подарку», — рассказывает начальник управления маркетинговых коммуникаций Инвестторгбанка Юлия Панова.

Например, по ее словам, в прошлом году банк вводил вклад «Уютный», при открытии которого дарил плед, а также «Удачный» с подарком в виде подковы. «Для нас исключительное право другого банка на слово «рождественский» — это не трагедия», — говорит Юлия Панова.

Этой зимой банки также не собираются включать в названия традиционных зимних вкладов праздничные слова. «На этот период мы, безусловно, воздержимся от использования в названии вкладов этого и прочих слов, запатентованных банком», — сказал директор департамента маркетинга и стратегии Московского Банка Реконструкции и Развития Анатолий Крайников.


Также об отказе от использования зарегистрированных слов порталу Банки.ру сообщили в Балтинвестбанке, Московском Кредитном Банке, МФБанке.

Несмотря на то что банки успешно находят альтернативу ставшим запретными словам, они возмущены поведением Восточного Экспресс Банка и действиями патентных органов. «Можно регистрировать в качестве товарного знака ноу-хау, то, что банк действительно изобрел самостоятельно, но никак не общеупотребительные слова, которые банки используют на протяжении многих лет в рекламе депозитов», — считает директор департамента розничного бизнеса Московского Кредитного Банка Залина Сланова.

 «Очень странно, что Роспатент зарегистрировал такие слова. Например, в другом банке, где я работала, мы пытались зарегистрировать словосочетание «кредитный магазинчик», когда открывали небольшие розничные точки, но получили в Роспатенте отказ», — рассказывает Юлия Панова.

«Кто первый встал, того и тапки»

Специалисты патентного права говорят, что если следовать букве закона, то зарегистрировать в качестве товарного знака можно очень многое. «В принципе зарегистрировать можно практически все. Зачастую при регистрации товарных знаков работает принцип «кто первый встал, того и тапки», — поясняет руководитель группы по защите интеллектуальной собственности «Пепеляев Групп» Александра Пелих.

По ее словам, правообладатель товарного знака считает, что несет материальные и репутационные издержки, если другой участник рынка выпускает продукт с таким же наименованием. «При рассмотрении спора о защите исключительных прав на товарный знак правообладатель вправе требовать от нарушителя выплату компенсации, размер которой определяется судом и может достигнуть 5 миллионов рублей», — рассказывает Александра Пелих.

Но в случае когда существуют фабрики «Красный октябрь» по производству конфет и «Красный октябрь» по выпуску галош, их товары не являются идентичными, поэтому споров возникать не должно.

Юристы советуют перед тем, как ввести новый продукт, обратиться в Роспатент, чтобы узнать, не зарегистрирован ли он уже в качестве товарного знака. Предоставление необходимой информации обходится компании в 7,5 тыс. рублей. Однако банки пока не собираются делать запросы. «Запросов в Роспатент мы никогда не делали и не собираемся. В случае если окажется, что какое-то слово уже зарегистрировано, мы выполним требование другого банка. Это сделать будет легче, чем делать запрос в Роспатент, платить за это деньги и ждать месяц ответа», — рассказывает начальник юридического управления МФБанка Яна Савина.

«Мы также не планируем делать запросы в Роспатент, так как это длительная процедура», — добавляет Юлия Панова. Впрочем, в МБРР не исключают, что теперь будут обращаться в Роспатент.

«Эта тема достаточно новая для банковской розницы, поэтому мы будем отслеживать подобные судебные дела. Хочется понять, будут ли они единичными или в скором времени мы будем наблюдать такую тенденцию», — отмечает Анатолий Крайников.

Заступник нашелся

Недовольство банковского сообщества нашло отклик в АРБ, которая разослала банкам на прошлой неделе письмо (имеется в распоряжении портала Банки.ру) с просьбой предоставить документальные подтверждения использования запретных слов до регистрации их в Роспатенте.

«Если ваш банк до апреля 2008 года использовал для обозначения своих услуг, в частности вкладов, слова «новогодний», «рождественский» или «отпускной», Ассоциация российских банков убедительно просит вас направить в АРБ соответствующие подтверждающие использование этих слов документы, к которым могут быть отнесены оригиналы буклетов, иных рекламных материалов, а также заверенные банком в установленном порядке копии решений (протоколов, выписок из протоколов, приказов и т. п.) соответствующих органов банка об использовании указанных слов», — говорится в письме.

Получив необходимые документы, АРБ надеется оспорить в самом Роспатенте регистрацию этих слов. Юристы считают, что это вполне реально. «Это возможно, в случае если АРБ соберет необходимые документы, показывающие, что обозначение «не обладает различительной способностью», как сказано в законе, и использовалось другими участниками рынка задолго до даты подачи документов на регистрацию товарного знака», — считает Александра Пелих.

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

05.12.2022
Уроки по комплаенсу с регулятором
05.12.2022
Практики и отраслевые группы «Пепеляев Групп» продемонстрировали выдающиеся резу...
02.12.2022
БФ «Содействие лекарственному обеспечению» учрежден при поддержке «Пепеляев Груп...
11.11.2022
XVII Сибирский налоговый форум прошел в Кемерово 10-11 ноября
09.11.2022
Айдар Султанов присоединился к команде «Пепеляев Групп»
21.10.2022
В Госдуму внесен законопроект по итогам кейса ПАО «Т Плюс», выигранного ранее в ...
11.10.2022
Команда «Пепеляев Групп» на SibLegalWeek
11.10.2022
Оставлено в силе определение АС Красноярского края о мировом соглашении между НТ...
X

25 антикризисных задач

которые мы можем решить
вместе с вами


Узнать