Загрузка...
16.10.2020
3 мин. на чтение

Загнать нарушителей в капкан

Несмотря на то, что российское законодательство в сфере противодействия браконьерству проработано довольно детально, существенного улучшения ситуации пока не наблюдается — во многом по причине недостаточного контроля со стороны профильных ведомств.

Другая причина не связана с низким уровнем дохода, а скорее, наоборот: хорошо оснащенные любители незаконной охоты просто расценивают этот род занятий в качестве развлечения и дополнительного источника дохода. В основном речь идет об охоте на кабанов и лосей, при этом стоимость туши последних может достигать нескольких сотен тысяч рублей. Отдельным пунктом можно выделить превышение нормы добычи пушных зверей, а также редких животных с целью последующей перепродажи. По оценкам Минприроды, совокупный ущерб от браконьерства для государства составляет немногим меньше 20 млрд рублей в год.

Правовые последствия

Действующее законодательство об охоте и о рыболовстве содержит необходимые нормы, направленные на предотвращение бесконтрольной добычи животных, птиц и рыбы, говорят эксперты. «Законная охота предполагает получение разрешения на охоту, соблюдение установленных запретов и множества правил. Государство определяет допустимое количество добываемых животных и устанавливает сезоны охоты. На тех же принципах основано и законодательство о рыболовстве», — объясняет Александра Грищенкова, юрист петербургской практики земельного права, недвижимости и строительства «Пепеляев Групп». Иными словами, государство детально регламентирует данную сферу деятельности, налагая на охотников и рыболовов множество обязанностей и ограничений, дабы противодействовать браконьерству. «Однако оно от этого вряд ли существенно сокращается, поскольку главная его причина заключается скорее не в изъянах законодательства, а в отсутствии надлежащего контроля за его исполнением. Это объясняется и недостатком сотрудников в надзорных ведомствах, и объективными трудностями выявления нарушений в данной сфере с учетом огромной территории страны. Нельзя сбрасывать со счетов и коррупционный фактор», — отмечает госпожа Грищенкова.

По информации Всемирного фонда дикой природы, контрабанда диких животных в России по числу задокументированных случаев занимает лидирующие позиции, сопоставимые с контрабандой культурных ценностей, и немного отстает от контрабанды оружия. При этом случаи задержания и привлечения к ответственности крупных дельцов, промышляющих незаконной добычей животных и рыбы в коммерческих целях, не слишком часты. «Между тем необходимые механизмы для привлечения браконьеров к ответственности в законодательстве присутствуют», — добавляет она. Так, основные составы административных правонарушений, за которые привлекают к ответственности нарушителей правил охоты и рыболовства, предусмотрены ст. 8.37 КоАП РФ. Штраф по данной статье составляет до 5 тыс. рублей для граждан и до 50 тыс. рублей для должностных лиц, также возможна конфискация орудий охоты или вылова. За незаконное рыболовство наказывают и юридических лиц — штрафом от 100 до 200 тыс. рублей.

«Если незаконная охота или рыболовство привели к причинению крупного ущерба, применялись запрещенные средства добычи либо добыча велась в отношении запрещенных видов или на особо охраняемых территориях, есть основания для уголовной ответственности (ст. 256, 258 УК РФ). В качестве уголовного наказания предусмотрен штраф до 500 тыс. рублей, обязательные работы либо лишение свободы на срок до двух лет», — рассказывает госпожа Грищенкова. Более суровая уголовная ответственность (вплоть до четырех лет лишения свободы) установлена в ст. 258.1 УК РФ за незаконную добычу видов, занесенных в Красную книгу РФ или охраняемых международными договорами. Помимо административной и уголовной ответственности, законодательство предусматривает гражданско-правовую ответственность за незаконную добычу животных или рыбы в виде денежной компенсации причиненного вреда, которая рассчитывается в соответствии с утвержденными методиками.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

31.03.2025

Обращение с отходами недропользования: правовое регулирование и правоприменительная практика

Выступление Юлии Юрченко, руководителя экологической группы (г. Красноярск), на форуме TECH MINING Сибирь 2025.

Смотреть

23.04.2025

Утилизация отходов в Красноярском крае требует комплексного подхода, считают общественники

21 апреля в Общественной палате Красноярского края на круглом столе обсудили проблемы и перспективы развития отрасли утилизации...

17.04.2025

Экология: MustRead за 24 марта – 13 апреля 2025 г.

Главные новости: В административном процессе появится электронный документооборот Обновлен перечень парниковых ...

11.04.2025

Право пользования участком недр не создает автоматического возникновения права на земельный участок

3 апреля Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС24-21544 по делу № А40-164047/2023, в котором рассмотрел спор о взыскании...

09.04.2025

Плата за воодоотведение должна быть обоснованной

Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление от 24 марта № 13-П/2025, которым признал абз. 2 п. 34, п. 45 Правил осуществления...