Загрузка...
16.10.2020
3 мин. на чтение

Загнать нарушителей в капкан

Несмотря на то, что российское законодательство в сфере противодействия браконьерству проработано довольно детально, существенного улучшения ситуации пока не наблюдается — во многом по причине недостаточного контроля со стороны профильных ведомств.

Другая причина не связана с низким уровнем дохода, а скорее, наоборот: хорошо оснащенные любители незаконной охоты просто расценивают этот род занятий в качестве развлечения и дополнительного источника дохода. В основном речь идет об охоте на кабанов и лосей, при этом стоимость туши последних может достигать нескольких сотен тысяч рублей. Отдельным пунктом можно выделить превышение нормы добычи пушных зверей, а также редких животных с целью последующей перепродажи. По оценкам Минприроды, совокупный ущерб от браконьерства для государства составляет немногим меньше 20 млрд рублей в год.

Правовые последствия

Действующее законодательство об охоте и о рыболовстве содержит необходимые нормы, направленные на предотвращение бесконтрольной добычи животных, птиц и рыбы, говорят эксперты. «Законная охота предполагает получение разрешения на охоту, соблюдение установленных запретов и множества правил. Государство определяет допустимое количество добываемых животных и устанавливает сезоны охоты. На тех же принципах основано и законодательство о рыболовстве», — объясняет Александра Грищенкова, юрист петербургской практики земельного права, недвижимости и строительства «Пепеляев Групп». Иными словами, государство детально регламентирует данную сферу деятельности, налагая на охотников и рыболовов множество обязанностей и ограничений, дабы противодействовать браконьерству. «Однако оно от этого вряд ли существенно сокращается, поскольку главная его причина заключается скорее не в изъянах законодательства, а в отсутствии надлежащего контроля за его исполнением. Это объясняется и недостатком сотрудников в надзорных ведомствах, и объективными трудностями выявления нарушений в данной сфере с учетом огромной территории страны. Нельзя сбрасывать со счетов и коррупционный фактор», — отмечает госпожа Грищенкова.

По информации Всемирного фонда дикой природы, контрабанда диких животных в России по числу задокументированных случаев занимает лидирующие позиции, сопоставимые с контрабандой культурных ценностей, и немного отстает от контрабанды оружия. При этом случаи задержания и привлечения к ответственности крупных дельцов, промышляющих незаконной добычей животных и рыбы в коммерческих целях, не слишком часты. «Между тем необходимые механизмы для привлечения браконьеров к ответственности в законодательстве присутствуют», — добавляет она. Так, основные составы административных правонарушений, за которые привлекают к ответственности нарушителей правил охоты и рыболовства, предусмотрены ст. 8.37 КоАП РФ. Штраф по данной статье составляет до 5 тыс. рублей для граждан и до 50 тыс. рублей для должностных лиц, также возможна конфискация орудий охоты или вылова. За незаконное рыболовство наказывают и юридических лиц — штрафом от 100 до 200 тыс. рублей.

«Если незаконная охота или рыболовство привели к причинению крупного ущерба, применялись запрещенные средства добычи либо добыча велась в отношении запрещенных видов или на особо охраняемых территориях, есть основания для уголовной ответственности (ст. 256, 258 УК РФ). В качестве уголовного наказания предусмотрен штраф до 500 тыс. рублей, обязательные работы либо лишение свободы на срок до двух лет», — рассказывает госпожа Грищенкова. Более суровая уголовная ответственность (вплоть до четырех лет лишения свободы) установлена в ст. 258.1 УК РФ за незаконную добычу видов, занесенных в Красную книгу РФ или охраняемых международными договорами. Помимо административной и уголовной ответственности, законодательство предусматривает гражданско-правовую ответственность за незаконную добычу животных или рыбы в виде денежной компенсации причиненного вреда, которая рассчитывается в соответствии с утвержденными методиками.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

02.10.2025

ВС напомнил, кто несет расходы на ликвидацию несанкционированной свалки

Суд отметил, что районная администрация, исполнившая за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные...

29.09.2025

Обзор судебной практики по спорам, связанным с обращением с отходами недропользования

Федеральным законом № 343-ФЗ внесены существенные изменения в Закон РФ «О недрах», введено понятие «отходы недропользования»...

24.09.2025

ВС пояснил распределение ответственности за разработку карьера на сельхозземлях

Он указал, что неосуществление собственником участка мероприятий по его охране не является безусловным основанием для привлечения...

05.09.2025

Значимые споры в сфере экологии за июль и август 2025 г.

Главные новости: обращение с отходами производства и потребления; плата за НВОС; возмещение вреда окружающей среде.