Загрузка...
11.05.2016
3 мин. на чтение

Взносо-налоговый кодекс

Передача ФНС РФ администрирования социальных взносов сопровождается очередным актом вандализма в отношении НК РФ.

Надругательства над НК РФ происходят постоянно (440 изменений и дополнений за 17 лет действия Кодекса – что это?). Но такие, чтобы корёжили саму его основу – не столь часты.

Можно вспомнить, например, изменение правового понятия «сбор» в угоду политической задаче установления торгового сбора, который с доктринальных позиций выступает налогом.

На этот раз беспринципное вмешательство более драматично и по масштабам, и по последствиям.

Из 112 страниц правительственного законопроекта о передаче полномочий по администрированию страховых взносов ФНС РФ 47 посвящены изменениям в части I НК РФ.

Если ст. 57 Конституции РФ ограничивает круг законных фискальных платежей налогами и сборами, то законопроект провозглашает, что «в Российской Федерации устанавливаются налоги и сборы, а также федеральные страховые взносы».

Взносы обязательны к уплате по всей территории РФ.

Что это за явление, где ему место в конституционной системе, каковы его правовые признаки?

Разработчики законопроекта умалчивают обо всем этом. В самом проекте взносы определены через самих себя: «Под страховыми взносами понимаются обязательные взносы…» Главная их отличительная черта – цель взимания («для финансового обеспечения прав застрахованных лиц») – никак не определяет содержание и условия отношений плательщиков и государства.

В скупой полуторастраничной пояснительной записке также ответов нет. Указано только, что система обязательного социального страхования должна строиться на страховых принципах. Почему эти принципы нельзя реализовать без нарушения Конституции РФ и почему для их реализации надо корёжить ч. I НК РФ, не объяснено.

Всё содержание 47-ми страниц законопроекта – дублирование положений, закрепленных в отношении налогов и сборов. Например, если есть ст. 17 об общих условиях установления налогов и сборов, то появляется ее близнец – ст. 17 «Общие условия установления страховых взносов».

Ничего такого, что в этих многостраничных поправках в ч. I НК РФ было бы направлено на внедрение «страховых принципов», вовсе нет. Но пестрота и рябь в глазах от нашпиговавших часть I Кодекса упоминаний о страховых взносах, возможно, у кого-то и создаст впечатление о внедрении этих самих принципов.

Вместо явленной в законопроекте «вакханалии поправок» следовало бы поступить экономичнее: включить в состав федеральных налогов новый, именуемый «федеральными страховыми взносами» (если уж так не хочется возвращаться к старому названию «единый социальный налог»). Все «страховые принципы» надлежит реализовывать в части второй, в отдельной главе об этом налоге.

Так можно было бы избежать «потрясения основ», которое может аукнуться в будущем самым неожиданным способом (например, появлением еще каких-либо федеральных, а за ними региональных и местных, взносов в дополнение к страховым).

Нежелание назвать вещи своими именами создает угрозу оспаривания страховых взносов в Конституционном Суде РФ, поскольку российская Конституция предусматривает в качестве обязательных публичных платежей только налоги и сборы – третьего не дано.

Один страховой платеж выпал из налоговой обоймы. Речь идет о взносе на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Ему посвящен еще один 100-страничный законопроект, разработанный на замену действовавшего долгие годы лаконичного закона. Причина распухания – попытка разработать самостоятельный понятийный аппарат, собственную общую часть, подобную части I НК РФ. Зачем все это нужно? Почему бы этот «несчастный» платеж не учесть как целевой налог в составе НК РФ, ведь КС РФ давно признал его налоговую природу? Объяснений, как всегда, не дается.

Сформировать единый, целостный механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей, как предложил Президент России, подобным образом точно не удастся.

Источник - «Ведомости» 

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

12.05.2025

Внебанкротная субсидиарная ответственность - 2025. Новости банкротства. Юлия Литовцева.

В этом ролике Юлия Литовцева, партнер и руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о ключевых тенденциях внебанкротной ...

Смотреть

27.06.2025

В ТПП разработали изменения в законопроект Минфина о доплатах для иностранных «дочек»

В Торгово-промышленной палате (ТПП) разработали изменения в законопроект Минфина о вводе в России аналога иностранного Pillar...

25.06.2025

Когда налоговое преступление может стать предикатным для статьи 174.1 УК РФ?

Уголовные дела против некоторых блогеров и медийных лиц подняли вопрос о том, можно ли включать налоговые преступления в...

23.06.2025

Прокуратура превратилась в ещё одного влиятельного игрока в налоговых спорах

Прокуратура через суды вслед за налоговиками добивается пересмотра сделок, связанных с неуплатой налогов бизнесом. Возможность...

23.06.2025

Налоговые новости. Дайджест за 16-22 июня 2025 г.

Главные новости: законопроект по налоговой донастройке в связи с Pillar 2 депутаты обсудят в осеннюю сессию; «Деловая Россия»...