Загрузка...
11.05.2016
3 мин. на чтение

Взносо-налоговый кодекс

Передача ФНС РФ администрирования социальных взносов сопровождается очередным актом вандализма в отношении НК РФ.

Надругательства над НК РФ происходят постоянно (440 изменений и дополнений за 17 лет действия Кодекса – что это?). Но такие, чтобы корёжили саму его основу – не столь часты.

Можно вспомнить, например, изменение правового понятия «сбор» в угоду политической задаче установления торгового сбора, который с доктринальных позиций выступает налогом.

На этот раз беспринципное вмешательство более драматично и по масштабам, и по последствиям.

Из 112 страниц правительственного законопроекта о передаче полномочий по администрированию страховых взносов ФНС РФ 47 посвящены изменениям в части I НК РФ.

Если ст. 57 Конституции РФ ограничивает круг законных фискальных платежей налогами и сборами, то законопроект провозглашает, что «в Российской Федерации устанавливаются налоги и сборы, а также федеральные страховые взносы».

Взносы обязательны к уплате по всей территории РФ.

Что это за явление, где ему место в конституционной системе, каковы его правовые признаки?

Разработчики законопроекта умалчивают обо всем этом. В самом проекте взносы определены через самих себя: «Под страховыми взносами понимаются обязательные взносы…» Главная их отличительная черта – цель взимания («для финансового обеспечения прав застрахованных лиц») – никак не определяет содержание и условия отношений плательщиков и государства.

В скупой полуторастраничной пояснительной записке также ответов нет. Указано только, что система обязательного социального страхования должна строиться на страховых принципах. Почему эти принципы нельзя реализовать без нарушения Конституции РФ и почему для их реализации надо корёжить ч. I НК РФ, не объяснено.

Всё содержание 47-ми страниц законопроекта – дублирование положений, закрепленных в отношении налогов и сборов. Например, если есть ст. 17 об общих условиях установления налогов и сборов, то появляется ее близнец – ст. 17 «Общие условия установления страховых взносов».

Ничего такого, что в этих многостраничных поправках в ч. I НК РФ было бы направлено на внедрение «страховых принципов», вовсе нет. Но пестрота и рябь в глазах от нашпиговавших часть I Кодекса упоминаний о страховых взносах, возможно, у кого-то и создаст впечатление о внедрении этих самих принципов.

Вместо явленной в законопроекте «вакханалии поправок» следовало бы поступить экономичнее: включить в состав федеральных налогов новый, именуемый «федеральными страховыми взносами» (если уж так не хочется возвращаться к старому названию «единый социальный налог»). Все «страховые принципы» надлежит реализовывать в части второй, в отдельной главе об этом налоге.

Так можно было бы избежать «потрясения основ», которое может аукнуться в будущем самым неожиданным способом (например, появлением еще каких-либо федеральных, а за ними региональных и местных, взносов в дополнение к страховым).

Нежелание назвать вещи своими именами создает угрозу оспаривания страховых взносов в Конституционном Суде РФ, поскольку российская Конституция предусматривает в качестве обязательных публичных платежей только налоги и сборы – третьего не дано.

Один страховой платеж выпал из налоговой обоймы. Речь идет о взносе на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Ему посвящен еще один 100-страничный законопроект, разработанный на замену действовавшего долгие годы лаконичного закона. Причина распухания – попытка разработать самостоятельный понятийный аппарат, собственную общую часть, подобную части I НК РФ. Зачем все это нужно? Почему бы этот «несчастный» платеж не учесть как целевой налог в составе НК РФ, ведь КС РФ давно признал его налоговую природу? Объяснений, как всегда, не дается.

Сформировать единый, целостный механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей, как предложил Президент России, подобным образом точно не удастся.

Источник - «Ведомости» 

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

13.11.2025

Журнал «Налоговед» № 11, 2025

«Налоговед» - журнал для профессионалов налогового права. Главные статьи номера: Сужение права на федеральный инвестиционный...

12.11.2025

Налоговый дайджест за октябрь: новый подход к штрафам и расширение камеральных проверок

В начале октября АСГМ опубликовал мотивировку по спору УГМК и ФНС. Суд встал на сторону налогоплательщика по спору...

12.11.2025

Налоговики смогут вести невыездные проверки бизнеса по принципу экстерриториальности

ФНС сможет перераспределять нагрузку при проведении камеральных проверок бизнеса между налоговыми инспекциями. Комментирует...

10.11.2025

Налоговые новости. Дайджест за 3-9 ноября 2025 г.

Главные новости: масштабные поправки в НК РФ обновили ко второму чтению; «Деловая Россия» выработала предложения по самозанятым;...