В 2013 году, скорее всего, продолжатся ключевые тенденции российского налогового законодательства, заложенные в прежние годы.
С начала 2012 года действуют новые требования к обоснованию цен внутригрупповых операций в налоговых целях, весной 2013 года нужно будет подать первые уведомления о таких операциях – за 2012 год. Далее налоговые органы смогут проверить основательность досье, собранных компаниями для подтверждения цен.
Однако проблемы у компаний возникают уже с определением круга операций, цены которых нужно подтвердить. Недавно Минфин России издал разъяснение, ориентирующее местные налоговые органы на проверку операций без учёта порогов, если есть признаки намеренного занижения налогов; это означает, что необходимо оставить под повышенным вниманием компании любые рискованные операции.
При обосновании цен необходимо обеспечить, чтобы объективные параметры, которые определили цену, были понятны сотрудникам компаний, которых могут опросить проверяющие, и зафиксированы в досье в протокольной форме, дающей документам силу доказательств: налоговый инспектор не обязан знать все детали, которые известны инсайдеру, и лучше, когда эти детали легко показать в документах.
Применение общепринятых к международной практике методов обоснования цен столкнулось в России со скудностью источников данных о рыночных ценах и несовершенством правил учёта об определении рентабельности сравнимых компаний. Вместе с тем, на практике возможны ошибки в обосновании выбора метода. Метод, который ошибочно посчитали неприменимым, может быть «исцелимым» с помощью поправок, а метод, который ошибочно применили, может включать ненадёжные данные, например, об операциях между другими взаимозависимыми сторонами.
Для работы по обоснованию цен компаниям потребуется как взаимодействие между экономистами и финансистами, так и участие юристов, так как необходимы именно правовые навыки обоснования и документирования определённых выводов.
К сожалению, «безопасные гавани» обоснования цен – предварительные соглашения с налоговой службой и консолидация группы налогоплательщиков – пока доступны лишь крупнейшим российским компаниям, обычно с участием государства.
Для определения налоговой стратегии компаниям необходимо отслеживать правовые позиции Высшего Арбитражного Суда РФ. ВАС РФ уполномочен издавать абстрактные толкования закона, а не только разрешать конкретные дела. Так, весной 2013 года можно ожидать разъяснений по вопросам налогового администрирования.
Часто ВАС РФ формирует подходы, основанные на абстрактных доктринальных принципах и системном понимании права, тогда как нижестоящие суды ориентируются в большей степени на деловую и административную практику. Однако такие подходы иногда приводят к изменению налоговых последствий по сравнению с ожиданиями (например, при «тонкой капитализации» во внутригрупповых займах).
В существующей практике новая позиция ВАС РФ не может ухудшать положение налогоплательщиков в спорах, которые окончены (запрет процедурной обратной силы). Но если налогоплательщик следовал определённой практике, а отрицательная позиция ВАС РФ появилась после совершения операций, но до рассмотрения спора, то высока вероятность, что налоговый орган сможет оспорить операции, воспользовавшись новой позицией ВАС РФ (материально-правовая обратная сила): суды делают вывод, что так можно и нужно было понимать закон с самого начала. В 2012 году по спору, который не связан с налогами, была впервые сделана оговорка о применении новой позиции к договорам, заключённым после её обнародования: возможно, такие оговорки появятся и в налоговых спорах.
Правительство России подготовило законопроект о противодействии незаконным финансовым операциям. В существующем виде он, скорее, затруднит жизнь законопослушным налогоплательщикам, предложенные меры не всегда в должной мере продуманы и пропорциональны. Скорее всего, законопроект будет сильно переработан.