Загрузка...
20.04.2015
3 мин. на чтение

Угроза уголовной ответственности как один из инструментов давления при банкротстве

Опыт нашей компании по сопровождению дел о банкротстве показывает, что кредиторы и арбитражные управляющие все чаще прибегают к использованию уголовно-правовых механизмов привлечения к ответственности руководителей должника. Основаниями для возбуждения уголовных дел в большинстве случаев являются либо действия руководителей по выводу и сокрытию активов (ч. 1 ст. 196 УК РФ), либо преднамеренное или фиктивное банкротство (ст.ст. 197, 198 УК РФ). 

Это не означает существенного роста количества доведенных до суда дел по такого рода преступлениям. Судя по размещенной в Консультант Плюс информации о судебных актах с 2013 по 2014 годы (официальная статистика нами не выявлена), их общее количество выросло на 4.5% (с 121 до 146). Абсолютное большинство представляют случаи привлечения к уголовной ответственности по ст. 196 УК (137 из 146 дел, переданных в суд в 2014 году). Количество вынесенных приговоров еще меньше. Однако, как показывает наша практика, каждый третий проект по банкротству сопряжен с параллельным обращением заинтересованных лиц в правоохранительные органы с заявлениями о привлечении руководителей к уголовной ответственности. При этом, преследуются не только цели привлечения к ответственности, но и оказания давления на руководителей в целях погашения задолженности. В последние два года целый ряд уголовных дел был возбужден в связи с громкими банкротствами банков.

Имеется несколько причин, повлиявших на увеличение количества возбуждаемых дел по «банкротным» составам УК РФ. Прежде всего, это общее повышение информированности кредиторов о возможных механизмах защиты своих интересов в связи с банкротством должников и активности в их применении. Одним из наиболее активных, и даже агрессивных кредиторов, в том числе, применительно к использованию уголовно-правового механизма ответственности руководителей, является Федеральная налоговая служба. В сопровождаемых нами делах о банкротстве, особенно в случаях привлечения руководителей к субсидиарной ответственности, мы наблюдаем тесное сотрудничество представителей ФНС как кредиторов должника с правоохранительными органами. Для этого есть соответствующие нормативные предпосылки. В частности, существует совместный приказ МВД РФ № 495 и ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 о порядке их взаимодействия в целях предупреждения, выявления и пресечения налоговых правонарушений и преступлений. 

Также активными инициаторами возбуждения дел по «банкротным» составам УК РФ являются банки как кредиторы несостоятельных должников. Одним из таких громких дел стало дело бывшего гендиректора ОАО «Уралэлектротяжмаш-уралгидромаш», которому было предъявлено обвинение в преднамеренном банкротстве в связи с умышленным созданием задолженности компании на сумму 1.8 млрд. руб. 

Еще одним из факторов, влияющих на увеличение количества обращений в правоохранительные органы по рассматриваемой категории дел является активное привлечение кредиторами к ответственности арбитражных управляющих за неисполнение установленных законодательством обязанностей, к числу которых относится проведение анализа на предмет наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства и направление в правоохранительные органы соответствующего заключения в случае выявления факта причинения крупного ущерба (более 1 500 000 руб.). 

На сегодняшний день основными критериями, которыми правоохранительные органы руководствуются в ходе расследования уголовных дел по банкротным составам УК РФ, являются положения постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 855 о временных правилах проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства и утвержденного приказом Минэкразвития РФ от 05.02.2009 № 35 методическими рекомендациями по проведению финансово-экономической экспертизы в ходе разбирательства уголовных дел, возбужденных по ст. 196 УК РФ. В качестве преюдиции правоохранительные органы нередко используют определения арбитражных судов о привлечении руководителей к субсидиарной ответственности в делах о банкротстве, размеры которой достигают в отдельных случаях нескольких миллиардов.

Небольшое количество уголовных дел по «банкротным» составам в масштабах рассматриваемых арбитражными судами дел о банкротстве (в 2013 году рассмотрено 23 721 дело о банкротстве) объясняется во многом значительной спецификой признаков такого рода преступлений и сложностью их доказывания, недостаточной квалификацией сотрудников правоохранительных органов, отсутствием методик расследования.

К сожалению, руководители компаний в ходе текущей деятельности практически ничего не знают и не задумываются о возможной ответственности применительно к законодательству о банкротстве. И хотя количество приговоров по ст.ст. 196-198 УК РФ несопоставимо с количеством уголовных дел, возможность самого факта возбуждения дела и сопутствующих этому обстоятельств (максимально широкий сбор информации о деятельности компании, являющихся иногда самостоятельной целью, применяемые меры пресечения) – серьезный повод для оценки руководителями рисков при совершении сделок в обычной хозяйственной деятельности. 

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

04.06.2024

Подкаст: Вина в антимонопольных спорах

Айдар Султанов, руководитель представительства "Пепеляев групп" в Республике Татарстан рассказывает в подкасте о специфике у антимонопольных споров, процеду...

Смотреть

14.06.2024

ТОП-5 кейсов недели: Комментирует Юлия Литовцева

Нижестоящими судами было рассмотрено заявление о включении требований в реестр требований кредиторов. Основанием требований...

14.06.2024

Банкротство: MustRead за 6–13 июня 2024 г. Выпуск № 224

Главные новости: КС РФ о судьбе выручки от продажи единственного жилья ВС РФ об очередности восстановленного НДС...

05.06.2024

Банкротство: MustRead за 30 мая – 5 июня 2024 г. Выпуск № 223

Главные новости: Закон о кардинальных изменениях в банкротстве вступил в силу Рейтинг арбитражных управляющих от...

29.05.2024

Кассация: правило о трансформации неденежного требования не распространяется на наблюдение

В 2016 году Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Калужской области (региональный оператор), городская управа...