Сразу после выборов президента России экономисты Росбанка подсчитали, что на реализацию инициатив Путина потребуется порядка 20,5 трлн руб. с 2018 по 2024 год. Если расходы консолидированного бюджета останутся на уровне 34% ВВП, то сумму аккумулировать не удастся. Они полагают, что сокращение расходов на социальную сферу на 7,8 трлн руб., на оборону на 6 трлн руб. позволит приблизиться к заявленным целям. Кроме этого, необходимо увеличение доходов на 4 трлн руб. и ослабление бюджетного правила. На фоне этих новостей в правительстве вернулись к обсуждению увеличения налогов. Наполнить бюджеты предлагается за счет уже известных сценариев: или за счет повышения НДФЛ, или с помощью введения налога с продаж. Рассматриваются варианты отмены льгот по НДС для социальных товаров и повышение НДС одномоментно со снижением страховых социальных взносов.
Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп», уверен: увеличения налоговой нагрузки не избежать, а все налоги через цену перекладываются на потребителей. Повышение на 2–3 процента обсуждается постольку, поскольку это не повлечет серьезной политизации народных масс, добавляет он. Тем более, если это будет сопровождаться объяснением роста расходов на образование и здравоохранение, полагает Зарипов. Эксперт отмечает, что с ростом ставки НДФЛ нагрузка среди граждан распределится неравномерно: больше всего она скажется на среднем классе, так как богатые люди имеют массу возможностей платить минимальные налоги. «И это не какие-то серые схемы. Достаточно, например, положить свои миллионы в банк, так как проценты по вкладам, согласно Налоговому кодексу, не облагаются», – резюмирует Зарипов. Частичный перенос налоговой нагрузки с бизнеса на население обсуждается часто, считает он, так как Россия проигрывает международную конкуренцию за капитал: в отличие от большинства стран основная часть налогов собирается в РФ с компаний, а не с граждан. «Это означает, что вероятность роста таких личных налогов, как НДФЛ, довольно высока», – подводит он итог.