Загрузка...
27.01.2015
11 мин. на чтение

ЭВОЛЮЦИЯ ПРОЕКТА. Таможенные вопросы организации производства в России

Организация производства в России может потребовать разработки и изготовления соответствующего технологического оборудования за рубежом, а последующая эксплуатация предприятия – ввоза химических компонентов, необходимых для изготовления нанобитума. В силу инновационности продукта существует большая вероятность появления спроса на него в иностранных государствах, поэтому создаваемое предприятие будет вести активную внешнеэкономическую деятельность.

В статье рассматриваются: требования таможенного, валютного и внешнеторгового регулирования, которые необходимо выполнить при перемещении товаров через таможенную границу; таможенные льготы и преимущества компании, занимающейся организацией производства товаров в России; помощь, которую российское предприятие может получить от государства, выходя на внешний рынок с высокотехнологичной продукцией.


Ввоз технологического оборудования

Все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному декларированию. Таможенная граница представляет собой пределы территории Таможенного союза, образованного Россией, Белоруссией и Казахстаном. На этой территории товары, произведенные в указанных странах, а также ввезенные из-за границы, прошедшие таможенное оформление и выпущенные для свободного обращения, могут перемещаться без таможенного контроля.

Обязанность по таможенному декларированию товаров возлагается на декларанта. По общему правилу таковым может выступать российское лицо, являющееся стороной контракта, в соответствии с которым товары перемещаются через таможенную границу. Таможенное декларирование может быть выполнено декларантом самостоятельно или с использованием услуг таможенного представителя (брокера) – российского юридического лица, включенного в реестр таможенных представителей, что подтверждается соответствующим свидетельством.

При таможенном декларировании подлежат уплате ввозные или вывозные таможенные пошлины, установленные в отношении соответствующих товаров, НДС, акцизы, а также сборы за совершение таможенных операций. Вместе с декларацией таможенному органу должны быть представлены документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, установленных в отношении перемещаемых товаров (например, сертификаты или декларация о соответствии, лицензии, заключения и т. д.).

Для того чтобы знать размер таможенных платежей, подлежащих уплате, и документов, необходимых для осуществления ввоза или вывоза конкретного товара, нужно определить его классификационный код в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС). Для этого могут потребоваться технические знания состава, свойств, функций товара и специальные знания правил классификации, а также принятых Федеральной таможенной службой (ФТС России) и Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) классификационных решений, имеющих обязательную силу.

Так, машины для смешивания минеральных веществ с битумом классифицируются под кодом 8474 32 000 0 ТН ВЭД ТС, которому соответствует нулевая ставка ввозной таможенной пошлины. При этом НДС подлежит уплате по ставке 18% от таможенной стоимости (поскольку размер таможенной пошлины равен нулю). В качестве документа, подтверждающего соответствие требованиям безопасности, должна быть представлена декларация о соответствии. Если оборудование будет доставляться в несобранном или разобранном виде (например, если оно громоздкое и его разобрали для удобства транспортировки), то, возможно, его части (компоненты) нужно будет задекларировать как самостоятельные товары с уплатой таможенных платежей по ставкам, относящимся к их кодам по ТН ВЭД ТС, с представлением соответствующих разрешительных документов.

Избежать такого риска позволяет использование Правила 2а Основных правил интерпретации ТН ВЭД, согласно которому товар, представленный в несобранном, разобранном и даже некомплектном или незавершенном виде, может классифицироваться под своим кодом при условии, что после сборки он будет обладать основным свойством комплектного или завершенного товара.

Если же поставка отдельных частей оборудования будет осуществляться не одновременно, а несколькими партиями в течение продолжительного периода времени, или если эти части будут закупаться у разных поставщиков, то для декларирования под одним кодом ТН ВЭД, относящимся к оборудованию, без применения особой процедуры таможенного декларирования не обойтись. Такая процедура применима только к товарам, классифицируемым в товарных позициях 7308, 7309 00, 8701, 8702, 8704 10, 8705, 8709, 9301, 9406 00 (за исключением мобильных домов, подсубпозиция 9406 00 110 0) и в позициях групп 84–86, 88–90 ТН ВЭД при соблюдении следующих условий:

1) получение декларантом предварительного решения о классификации, которое выдается в этом случае только ФТС России;

2) осуществление поставки компонентов товара в адрес одного получателя в рамках заключенной им внешнеэкономической сделки (поставка частей оборудования по нескольким внешнеэкономическим контрактам возможна, но при условии, что каждая отдельно ввозимая товарная партия будет поставляться в рамках одного контракта);

3) декларирование ввозимого товара одному таможенному органу в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Применение особой процедуры таможенного декларирования требует тщательной подготовки и согласованной, скоординированной работы всех вовлеченных в нее лиц (поставщиков, технических специалистов, логистов, перевозчиков и др.).


Ввоз товаров в качестве вклада в уставный капитал

Для функционирования завода может потребоваться и другое технологическое оборудование, классифицируемое по коду ТН ВЭД, которому соответствует ненулевая ставка пошлины. В этом случае декларантом может быть рассмотрена возможность применения льготы по таможенной пошлине в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал предприятия. В частности, инвестором может выступить специально созданная для этого компания, приобретающая соответствующее оборудование.

Оценивая выгоду применения такой льготы, нужно учитывать сложность данного мероприятия: необходимость двойной регистрации изменений, вносимых в устав (сначала о намерениях осуществления вклада, затем о результатах), получения заключения оценщика, а также ограничения на использование и распоряжение товаром (его нельзя продавать, в том числе за границу, или сдавать в аренду). Обязанность по уплате таможенной пошлины может возникнуть и в случае выхода иностранного инвестора из числа учредителей или участников организации.

Подготовка к применению данной льготы обычно требует не менее шести месяцев. Кроме того, декларант обязан предоставлять таможенному органу отчетность о таком товаре не реже одного раза в шесть месяцев или по требованию таможенного органа, что требует дополнительных административных усилий. Указанные ограничения и обязанности прекратят действовать по истечении пяти лет со дня выпуска товара таможенным органом, но он еще три года будет вправе проводить проверку их соблюдения в пределах пятилетнего срока. Если стоимость расходов на выполнение названных условий применения и соблюдения льготы близка к сумме таможенной пошлины, которую декларант может сэкономить за счет ее применения, или незначительно ниже ее, то не стоит тратить на это силы и время.


Приоритетный инвестиционный проект

Хозяйствующие субъекты партнеров России по Таможенному союзу (Беларуси и Казахстана) применяют также льготу по таможенной пошлине в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства – участника Таможенного союза. Данная льгота была введена по требованию Беларуси и Казахстана. Возможность ее применения обусловлена необходимостью установления во внутреннем (национальном) законодательстве определенных правил. Однако в России такие правила до сих пор не установлены, поэтому данная льгота не применяется. Это обусловлено тем, что исходя из обязательств России перед ВТО (к которой Россия присоединилась в 2012 г.), Российская Федерация не может предоставлять такие льготы вне рамок создания особых экономических зон (ОЭЗ).


Особые экономические зоны

Помимо налоговых льгот и обязательств государства по созданию инфраструктуры особые экономические зоны предусматривают возможность применения в отношении ввозимых товаров процедуры свободной таможенной зоны. В соответствии с данной процедурой технологическое оборудование, его компоненты и запасные части, а также сырье для производства продукции освобождаются при ввозе от уплаты таможенных пошлин и НДС, а также от применения мер нетарифного регулирования (в частности, от уплаты защитных, компенсационных и антидемпинговых пошлин). В отношении произведенной продукции в случае ее экспорта вывозные таможенные пошлины не подлежат уплате, а в случае выпуска в свободное обращение на территории Таможенного союза – подлежат, как и налоги, но по ставкам, относящимся к ввезенному сырью или произведенной продукции (при условии соблюдения критериев достаточной переработки), по выбору декларанта (в зависимости от того, что ему выгоднее с финансовой точки зрения).

Для применения указанных таможенных льгот организация должна быть зарегистрирована на территории соответствующей особой экономической зоны в качестве резидента и не иметь филиалов за ее пределами. Организации необходимо заключить соглашение с Минэкономразвития России, и сумма ее инвестиций должна быть не менее 4,5 млн долларов. США, из которых 1,5 млн будут проинвестированы в течение первого года после подписания соглашения.

В России создано уже семь особых экономических зон промышленно-производственного типа, не считая ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях, а также в Крыму. В настоящее время рассматривается возможность создания еще двух.


Освобождение от уплаты НДС в отношении технологического оборудования, аналоги которого в России не производятся


Для применения данной льготы оборудование должно быть указано в перечне, утверждаемом Правительством РФ. Такой перечень постоянно изменяется и пополняется. В связи с этим можно инициировать внесение в него определенных дополнений в случае, если необходимое для приобретения оборудование производится только за границей.


Особенности определения таможенной стоимости технологического оборудования

Особенности определения таможенной стоимости технологического оборудования могут возникнуть, если его разработка осуществляется за рубежом и ее стоимость, оплачиваемая российским предприятием, не входит в стоимость технологического оборудования. В этом случае при определении таможенной стоимости оборудования его цена должна быть дополнена расходами на разработку.

Если ввоз оборудования осуществляется в качестве вклада в уставный капитал, метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки не может быть применен, поскольку оборудование не является предметом купли-продажи. Обычно в силу уникальности оборудования и цели его ввоза таможенная стоимость определяется по резервному методу на основе заключения независимого оценщика и (или) договора страхования в случае его заключения.

Если собственником прав на «секретную формулу» нанобитума и способ его производства (изобретение / ноу-хау), товарный знак и (или) коммерческое обозначение выступает иностранное лицо, а российское предприятие будет использовать указанные права на основании лицензионного договора, предусматривающего выплату вознаграждения (роялти), у таможенных органов могут возникнуть вопросы по включению роялти в таможенную стоимость ввозимого технологического оборудования, а также сырья, используемого для производства нанобитума. Подобные лицензионные платежи подлежат включению в таможенную стоимость только при соблюдении условий, установленных таможенным законодательством. Оценка их соблюдения в каждом конкретном случае может быть произведена только после изучения всех обстоятельств, включая договорные отношения между правообладателем и лицензиатом, продавцом и покупателем, правообладателем и производителем.


Таможенные процедуры переработки

Для компаний, размещающих производство в России, могут представлять интерес таможенные процедуры переработки на таможенной территории и для внутреннего потребления. Такие процедуры предусматривают полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении ввозимого сырья для производства. При этом условием процедуры переработки на таможенной территории является вывоз произведенной продукции за пределы Таможенного союза, но без уплаты вывозных таможенных пошлин. Последнее обстоятельство может оказаться весьма существенным, если такие пошлины установлены в отношении производимой продукции, например, битумных смесей на основе природного или нефтяного битума, асфальтовых смесей для дорожных покрытий, классифицируемых под кодом 2715 00 000 0 (ставка вывозной таможенной пошлины – 2,5% от таможенной стоимости).

Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления направлена на стимулирование импортозамещения, т. е. импорта производства вместо импорта товаров. Она позволяет ввозить сырье и комплектующие без уплаты таможенной пошлины. Таможенная пошлина уплачивается по ставке, применяемой к продукции, произведенной из таких комплектующих. Соответственно, если ставка на готовое изделие нулевая, то таможенная пошлина не уплачивается ни в отношении ввозимых сырья и комплектующих, ни в отношении произведенной продукции. НДС при ввозе сырья и комплектующих уплачивается, но в соответствии с налоговым законодательством впоследствии может быть возмещен.

Основными условиями применения рассмотренной таможенной процедуры является включение соответствующего сырья в перечень, утверждаемый Правительством РФ, а также превышение суммой таможенной пошлины за ввозимое сырье суммы таможенной пошлины за произведенную продукцию (что гарантированно соблюдается при нулевой ставке пошлины в отношении последней).



Требования валютного контроля

При заключении российским предприятием с иностранным лицом договора, предусматривающего перемещение через государственную границу РФ товаров общей стоимостью выше 50 тыс. долларов США в эквиваленте, у российского предприятия возникает обязанность открыть в обслуживающем его банке паспорт сделки. Такой паспорт должен быть открыт в отношении каждого внешнеторгового контракта (договора). Открытие паспорта сделки и последующее предоставление в банк форм отчетности (справок о валютных операциях и справок о подтверждающих документах) является обязательным условием, без соблюдения которого нельзя осуществить платеж за рубеж или получить оплату от нерезидента без каких-либо санкций.

Паспорт сделки должен быть открыт не позднее даты регистрации таможенной декларации, в которой заявлен товар, являющийся предметом соответствующего договора.

Для оплаты в иностранной валюте организация обязана представить в банк справку о валютной операции, инвойс, выставленный иностранным контрагентом, и запрос на совершение платежа в иностранной валюте.

Справка о подтверждающих документах должна быть представлена в банк в течение 15 дней с даты регистрации таможенной декларации или выпуска товаров таможенным органом (в зависимости от того, какая дата является более поздней).

Кроме того, на резидента возлагается обязанность по обеспечению возврата денежных средств, уплаченных нерезиденту за поставляемые товары, в случае если таковые не ввезены в установленный договором срок, а также валютной выручки, подлежащей уплате за поставленные на экспорт товары.

Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за нарушение процедуры и сроков открытия паспорта сделки и представления форм отчетности, а также за невыполнение требований по репатриации валютной выручки. В целях минимизации таких рисков могут быть приняты следующие меры:

  • возложение на банк в договоре обязанности по открытию паспорта сделки и заполнению форм отчетности;
  • включение в договор поставки положений, предусматривающих применение к нерезиденту штрафных санкций за нарушение срока поставки товаров / оплаты товаров, поставленных на экспорт;
  • назначение работника организации, ответственного за своевременное оформление паспорта сделки и представление форм отчетности, а также за осуществление контроля над соблюдением иностранным контрагентом срока доставки / оплаты товаров, включая ведение предупредительной и претензионной переписки, подготовку проектов дополнительных соглашений к контракту о переносе срока;
  • утверждение внутренней инструкции по документообороту, включая взаимодействие с банком.

Поддержка экспорта

Государственная финансовая поддержка экспорта выражается в предоставлении Внешэкономбанку субсидий на кредитование иностранных покупателей российской высокотехнологичной продукции по конкурентным ставкам, а также на финансирование российских экспозиций на международных выставках. Несырьевой экспорт является объектом поддержки специально созданного Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭСКАР). Оно страхует риски неплатежа иностранными покупателями российской продукции. При этом применяются два основных подхода:

1) страхование кредита поставщика (защищает российских экспортеров, а также банки, предоставляющие им финансирование, от риска неплатежа иностранного покупателя);

2) страхование кредита покупателю (защищает российский или иностранный банк от риска невозврата кредита, предоставленного иностранному заемщику для оплаты по контракту за товары, экспортируемые из России).

Отечественные предприятия, выходящие на внешние рынки, могут получить информационную поддержку в торговых представительствах, подчиненных Минэкономразвития России, а также в недавно созданном Минпромторгом России Аналитическом центре по поддержке экспорта. При выявлении барьеров, препятствующих выходу отечественной продукции на рынки тех или иных государств или ставящих ее в неравные конкурентные условия, российские предприятия могут использовать механизмы ВТО для защиты от недобросовестной конкуренции.

Источник...

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

01.03.2024

Новости банкротства. Налог на сверхприбыль в банкротстве: не анекдот! Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева партнер, руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о налоге на сверхприбыль в банкротстве...

Смотреть

17.06.2022

Санкции и меры поддержки: дайджест

В РФ прекращено исполнение постановлений ЕСПЧ, вынесенных после 15.03.2022; отменено требование к экспортерам продавать...

11.05.2017

Сделаем Ваш бизнес эффективным. Презентация о компании

Компания «Пепеляев Групп» — это более 160 юристов, являющихся признанными экспертами в своих областях права. Наши офисы ...

11.05.2017

Сделаем Ваш бизнес эффективным. Брошюра о компании

Компания «Пепеляев Групп» — это более 160 юристов, являющихся признанными экспертами в своих областях права. Наши офисы ...

28.01.2010

Пограничный стоп

Открыв границы соседям, Россия закрылась от импорта из дальнего зарубежья.