Загрузка...

Вопросы определения статуса публичности акционерных обществ, созданных в процессе приватизации

25.01.2019
4 мин.
на чтение
Прочитать позже
1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Несмотря на то что с реформы ГК РФ прошло уже достаточно времени, отдельные правоприменительные вопросы все равно остались. На вопросы журнала отвечает юрист «Пепеляев Групп» Ленара Лютви. 

1/ Как по вашему мнению, является ли достаточным основанием для признания публичным акционерного общества, созданного в процессе приватизации, отчуждение акций на открытых чековых и денежных аукционах, а также коммерческих конкурсах по продаже акций при приватизации? 


Переходные положения федеральных законов № 99-ФЗ1 и № 210-ФЗ2 имеют ретроспективные положения с целью определить и зафиксировать статус всех существующих акционерных обществ на основании имеющихся признаков публичности на момент принятия таких законов. В частности, ст. 11 ФЗ № 210-ФЗ устанавливает презумпцию публичности акционерных обществ, за исключением тех обществ, которые являлись ЗАО либо ОАО, которые получили освобождение от раскрытия информации либо погасили все акции или ценные бумаги. Нормы переходных положений делают отсылку относительно содержания признаков публичности к новой редакции ст. 66.3 ГК РФ. Следовательно, можно сказать, что ретроспективное действие новой редакции статьи 66.3 ГК РФ является «официально допустимым».

Признаки публичного общества закреплены в ч. 1 ст. 66.3 ГК РФ: «Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах».

По смыслу новой редакции статьи 66.3 ГК РФ существует три самостоятельных, не зависимых друг от друга критерия публичности: 

  • публичное размещение акций; 
  • публичное обращение акций; 
  • указание на публичность в фирменном наименовании и уставе.

В Законе о рынке ценных бумаг определено публичное размещение и публичное обращение ценных бумаг.

Закон о рынке ценных бумаг вступил в силу в апреле 1996 г., соответственно, он может применяться в правоотношениях начиная с момента его официального вступления в силу, а указанные аукционы регулировались ныне устаревшими актами о приватизации. Таким образом, понятия публичного размещения и публичного обращения акций должны толковаться по смыслу действовавшего на момент приватизации нормативных актов.

В случае если ранее действовавшими нормативными актами о приватизации предусматривалось, что план приватизации является проспектом эмиссии акций и регистрация такого плана подразумевала публичное распространение, то такое общество осуществляло публичное размещение акций.

В частности, размещение / обращение ценных бумаг в рамках приватизации до 2001 г. сопровождалось регистрацией планов приватизации, которые в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.1992 № 721 признавались проспектами ценных бумаг. «Утвержденный соответствующим комитетом по управлению имуществом план приватизации предприятия является проспект-том эмиссии его акций». 

К примеру, при регистрации плана приватизации в нем содержалось указание на один или несколько видов продажи, таких как аукцион, коммерческий аукцион, инвестиционный конкурс, специализированный аукцион, которые были видами публичной продажи акций.

В частности, по смыслу распоряжения Госкомимущества РФ по управлению госимуществом от 04.11.1992 № 701-р (недействующее), размещением акций посредством чековых аукционов был предусмотрен вариант публичного размещения акций, в отличие от иных вариантов, предусмотренных этим положением, таких как продажа по номинальной стоимости акций должностным лицам администрации, продажа по закрытой подписке всем работникам в соответствии со вторым вариантом льгот, всем работникам из Фонда акционирования работников предприятия и тому подобное.

Таким образом, полагаю, что факт публичного размещения акций приватизированного предприятия следует определять исходя из смысла нормативных актов, действовавших на момент их размещения. Если состоялось публичное размещение акций до 01.09.2014 вне зависимости от факта их публичного обращения, то есть фактических сделок по отчуждению акций, и такие акции не были погашены, либо акционерным обществом не было получено освобождение от раскрытия информации на момент вступления в силу поправок в главу 4 ГК РФ, то такое акционерное общество обладает признаками публичности. 

2/ Можно ли отождествлять понятия «неограниченный круг лиц» и «неопределенный круг лиц» в целях определения статуса публичности акционерного общества? 


Определения данных терминов в законодательстве отсутствуют. 

Термин «неопределенный круг лиц» применяется, когда круг лиц не может быть определен. В то же время анализ судебной практики показывает, что понятие «неограниченный круг лиц» используется как синоним фразы «любое лицо».

Разграничение понятий «неограниченный» и «неопределенный» проводится в законодательстве для целей рекламного законодательства, для обозначения рамок целевой аудитории. 

Направленность рекламы на неопределенный круг лиц оценивается исходя из выбранного способа и средства распространения рекламы, а также содержания самой рекламной информации. Полагаем, что применительно к публичному статусу акционерного общества разграничение понятий «неопределенный» и «неограниченный» круг лиц следует проводить на основании законодательства о рынке ценных бумаг. В Законе о рынке ценных бумаг разграничение этих двух понятий не производится. Более того, в некоторых статьях закона используются как абсолютно идентичные понятия «неограниченный (неопределенный)» (см., например: п. 13 ст. 51.1 ФЗ о РЦБ).

Таким образом, считаю, что в рамках определения публичного статуса общества законодателем не проводится разграничения понятий «неограниченный» и «неопределенный», и подразумевает под собой круг лиц, который однозначно не может быть определен и что количество таких лиц не ограничено определенным количеством на момент размещения акций/отчуждения акций. 

3/ Можно ли считать реализацию акций на специализированных чековых и (или) денежных аукционах в процессе приватизации отчуждением акций «неограниченному кругу лиц»?


С учетом вышеизложенной позиции на вопросы 1 и 2 считаю, что да, отчуждение акций на упомянутых аукционах можно считать отчуждением акций неограниченному кругу лиц.

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

24.01.2023
«Пепеляев Групп» запустила проект «История компании»
30.12.2022
Ключевые проекты «Пепеляев Групп» в 2022 г.
23.12.2022
Елена Соколовская рассказала в РСПП о применении и развитии методик антимонополь...
19.12.2022
Айдар Султанов победил в номинации «Публикация года» премии ОКЮР
07.12.2022
«Пепеляев Групп» и «Актион право» подготовили совместный авторский курс по налог...
05.12.2022
Уроки по комплаенсу с регулятором
05.12.2022
Практики и отраслевые группы «Пепеляев Групп» продемонстрировали выдающиеся резу...
02.12.2022
БФ «Содействие лекарственному обеспечению» учрежден при поддержке «Пепеляев Груп...
X

25 антикризисных задач

которые мы можем решить
вместе с вами


Узнать