С 1 июля 2016 года вступают в силу поправки в НК РФ, согласно которым крупные компании смогут согласовывать сделки с ФНС России еще до их заключения. Получить мотивированное мнение налогового органа по планируемой сделке смогут компании, заплатившие не менее 300 млн руб. налогов, если их доходы и активы превышают 3 млрд руб. Кроме того, у них должно быть соглашение с ФНС России о горизонтальном мониторинге: компания предоставляет доступ к бухгалтерским и налоговым данным в обмен на консультации по спорным вопросам, пишет газета Ведомости. Компания и налоговые органы должны согласовать разъяснение и подписать соглашение, и, если после заключения сделки Минфин РФ поменяет позицию или судебная практика изменится, налоговые органы не смогут доначислить налоги по сделке или оспорить ее, сообщают Ведомости.
Наконец-то Налоговый кодекс РФ в ст. 105.30 предусматривает возможность получения мотивированного мнения налогового органа не только по совершенной, но и по планируемой сделке или их взаимосвязанной совокупности. Это известный во всем мире институт руллингов (институт предварительного налогового контроля — прим. ред.) позволяющих налогоплательщикам определить налоговые последствия до, а не после совершения конкретной сделки и, таким образом, заранее узнать свою налоговую нагрузку.
Прежде всего, надо отметить, что эта опция доступна только крупным налогоплательщикам, включенным в программу налогового мониторинга. Сегодня количество таких компаний не превышает десятка и вряд ли заметно увеличится в ближайшие годы.
Это довольно привлекательный инструмент налогового планирования, но сложный в применении, он не для каждого и далеко не на каждый день.
Запрос налогоплательщика — это не просьба о помощи: «Помогите, не знаем, как платить». Наоборот, основное бремя подготовки такого мнения фактически возложено на налогоплательщика — ему необходимо самостоятельно подготовить запрос, в котором грамотно определить и указать обстоятельства, имеющие значение для налогообложения, раскрыть не только условия сделки, но и ее деловую цель, а также функции участников сделки.
Помимо изложения фактических обстоятельств налогоплательщику необходимо самому разработать и обосновать позицию в отношении налогово-правовой квалификации сделки с точки зрения действующего законодательства, т.е. фактически заложить в запрос готовый ответ. Необходимо быть готовым давать дополнительные документы, пояснения и обоснования по запросу налогового органа. Все это еще не гарантирует получения индульгенции.
Даже если удалось получить заключение, устраивающее компанию, оно может и не помочь во время проверки. Во-первых, налоговый орган вправе заявить, что налогоплательщик в запросе сообщил не обо всех налогозначимых фактах, неправильно определил фокус взаимосвязанных сделок и операций и т.п. Во-вторых, при исполнении сделки бывает сложно удержаться в рамках, описанных в запросе и в мнении. В-третьих, если к моменту реализации сделки законодательство изменится, охранная грамота фактически утрачивает свою силу.
Поэтому даже с положительным мнением руководство компаний не сможет спать спокойно, по крайней мере, пока не будет наработана многолетняя практика применения инструмента.