Загрузка...
17.10.2011
3 мин. на чтение

Таможенный союз испортили очереди, высокие ставки и разные подходы к закону

Бизнес сделал первые выводы о работе Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, который существует уже больше года. Несмотря на то что работать стало легче, как и год назад, предприниматели жалуются на обилие «черных дыр» в законодательстве, свидетельствуют итоги совместного исследования РБК daily и кадрового агентства Kelly Services. Бизнесу мешают очереди на таможне, горы регулирующих документов и незавершенная работа над налоговым законодательством.

«1 июля 2011 года на внутренних границах трех наших стран был снят контроль за передвижением товаров, что завершило формирование полноценной единой таможенной территории с ясными перспективами для реализации самых амбициозных деловых инициатив», — заявил недавно российский премьер-министр Владимир Путин в авторской статье, посвященной интеграционным процессам в Евразии. Впрочем, участники рынка не столь однозначно оптимистичны.

В опросе приняли участие руководители служб и специалисты компаний, работающие преимущественно в сфере транспорта и логистики. Как показывают данные опроса, 69% респондентов подтверждают, что Таможенный союз упростил их работу с Белоруссией и Казахстаном. При этом закон «О таможенном регулировании», принятый в ноябре прошлого года и заменивший Таможенный кодекс, положительно сказался на работе примерно 54% опрошенных. Однако при этом в работе таможни осталось много «черных дыр» — это признает 56% компаний.

Большая часть из них связана со скоростью прохождения постов: представители бизнеса жалуются на безостановочные проверки на постах, долгие очереди, срывающие сроки поставок, и на плохую информированность. В ФТС утверждают, что над проблемой они работают. «Таможенное законодательство наших стран различалось, поэтому было необходимо время для его оптимизации. Сейчас нам удалось решить основные проблемы», — говорит начальник управления по связям с общественностью ФТС Александр Смоляков.

Сейчас обжалование решений по таможенным платежам снизилось на 53%, только 3% деклараций выпускается с задержкой. «Снижение доли обжалованных решений говорит о том, что эти задержки были оправданны», — считает г-н Смоляков. Длительные сроки оформления в какой-то степени связаны с созданием Таможенного союза, говорит партнер «Пепеляев групп» Галина Баландина. «Регулировать стало сложнее, потому что ФТС больше не пользуется монопольным правом на установление правил», — объясняет она.

Болевыми точками для предпринимателей остаются проблемы с начислением НДС (разница в ставках налога) и до сих пор не готовые техрегламенты. «Работа по унификации техрегламентов пока ведется, эта работа займет достаточно много времени, поэтому единых стандартов пока нет», — поясняет эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов.

«В каждом государстве свои правила по косвенным налогам, хоть они во многом и унифицированы. Есть проблемы с возвращением НДС при поставках из России в Казахстан и Белоруссию и наоборот», — отмечает г-жа Баландина. «Понятно, что если в Казахстане ставки налогов ниже, их предприятия имеют преимущество над российскими», — добавляет г-н Шестоперов. Это один из самых актуальных вопросов, и в ближайшее время будет он находиться в повестке дня. «Иначе весь смысл интеграции пропадает, и синергического эффекта не будет», — считает он.

Другая важная проблема для бизнеса — разные требования на таможне. «Таможенный кодекс трактуется разными постами по-разному», — отмечает один из участников опроса. Сейчас все больше вопросов отдается на уровень национального законодательства и каждое государство может устанавливать разные правила, подтверждает г-жа Баландина. «Это не может не настораживать. По каким-то вопросам это вынужденная мера, государства по-разному готовы к восприятию этих норм. Но мы видим, что часто комиссия Таможенного союза дает эти вопросы на откуп национальным регуляторам», — констатирует она.

Но корень всех проблем — сложная система законодательства. До создания Таможенного союза участнику ВЭД было достаточно открыть свод законов. Сейчас законодательство Таможенного союза не кодифицировано вообще: есть Таможенный кодекс и многочисленные решения комиссии Таможенного союза. «Все это сопоставлять очень сложно», — резюмируют эксперты.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

13.03.2024

Новости банкротства. Банкротство иностранных компаний в России. Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева партнер, руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о банкротстве иностранных компаний в РФ...

Смотреть

26.02.2024

ФТС массово проверяет импортеров на предмет занижения цены с помощью дивидендов

Таможенные органы начали кампанию по проверке импортеров на предмет занижения цены ввезенных товаров на сумму выплаченных...

07.02.2024

Загадка для договора комиссии. Кому положен вычет при импорте из ЕАЭС

Статью 151 НК дополнили пунктом 4, который обязал платить НДС комиссионера (агента, поверенного) при ввозе товара в Россию...

15.01.2024

Золотое сечение госграницы. Как граждане могут вывозить драгметалл из России

Как выяснил “Ъ”, текущие правила вывоза гражданами из страны золота, который хочет ограничить Минфин, неоднозначны и запутанны....

28.11.2023

Привези меня, если сможешь

Ввоз лекарств из-за границы сопряжен с рисками и соблюдением ряда условий. О том, как выполнить требования закона и избежать...