Таможенные правила для телекоммуникаций
С формированием Таможенного союза (ТС) России, Беларуси и Казахстана регулирование внешнеторговой деятельности и таможенных правил подверглось существенной реформации. Основы ТС определены Договором о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (Душанбе, 06.10.2007 г.). ТС представляет собой форму торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающую наличие единой таможенной территории, в пределах которой:
- во взаимной торговле товарами Таможенного союза (т. е. происходящими с единой таможенной территории, а также из третьих стран, и выпущенными на ней в свободное обращение) не применяются таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры, а также ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
- в торговле с третьими странами стороны применяют: единый таможенный тариф (с отдельными временными изъятиями); единые меры регулирования внешней торговли товарами и торговый режим; единые правила определения страны происхождения товаров, таможенной стоимости; унифицированные правила таможенного администрирования; товары, к которым применяются запреты и ограничения неэкономического характера, сведены в единые списки.
Создание единой таможенной территории предполагает отсутствие таможенных границ между государствами-членами ТС и, как следствие, требований по выполнению таможенных формальностей и получению лицензий на ввоз (если таковые необходимы) в отношении товаров, перемещаемых в рамках торговых операций с территории одного государства-члена Таможенного союза на территорию другого. Однако, требования экспортного контроля, технического регулирования, ветеринарного, санитарного и фитосанитарного контроля по-прежнему подлежат соблюдению в каждой стране, несмотря на меры, предпринимаемые по их унификации. Кроме того, необходимо применять специальные правила по уплате косвенных налогов (НДС, акциз) во внутренней торговле между странами-участницами ТС.
Система нормативно-правового регулирования таможенных формальностей и процедур теперь представляет собой шестиуровневую структуру, на вершине которой находится Таможенный кодекс Таможенного союза, затем по приоритетности следуют международные договоры, принятые государствами-членами ТС, решения Комиссии ТС, имеющие статус международных договоров, не нуждающихся в ратификации и подлежащих непосредственному применению.
Следующий уровень относится уже к национальному законодательству, которым могут быть установлены особенности применения таможенного законодательства ТС, соответственно, различающиеся в государствах-членах ТС. В нашей стране таким актом является Федеральный закон № 311-ФЗ от 27.11.2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В свою очередь он наделяет полномочиями по нормативно-правовому регулированию отдельных вопросов Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти.
Таможенным кодексом ТС установлены изъятия из единой таможенной территории. Так, в настоящее время таможенное декларирование товаров, ввозимых на единую таможенную территорию, может осуществляться только в том государстве-члене ТС, в котором зарегистрировано юридическое лицо, выступающее в качестве декларанта таких товаров. Соответственно, если товары поставляются по внешнеторговому договору, заключенному российской компанией, то в их отношении не может быть подана таможенная декларация белорусским или казахским таможенным органам. Такое ограничение установлено во избежание изменения товарных и финансовых потоков и переноса производств из России в Казахстан или Беларусь в силу различий, в частности, в их таможенном администрировании и уровне коррумпированности. Однако представляется, что этот барьер легко преодолеть путем создания в соответствующей стране дочерней компании, с которой будет заключен договор поставки с иностранным производителем и которая затем сможет распределять поставки в другие страны Таможенного союза, а также СНГ.
Условно выпущенные товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых государством-членом ТС применяются ставки ввозных таможенных пошлин меньше установленных Единым таможенным тарифом, могут использоваться только в пределах территории государства-члена ТС, таможенным органом которого осуществлен их выпуск.
Таможенные представители могут осуществлять свою деятельность только на территории того государства, где они были включены в соответствующий реестр. Также статус уполномоченного экономического оператора признается только на территории того государства, таможенным органом которого присвоен данный статус. Предварительные решения действуют исключительно на территории государства-члена ТС, таможенные органы которого приняли такие предварительные решения. В качестве изъятий из единой таможенной территории следует отметить запрет на перемещение временно ввезенных товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов на территорию иных государств-членов ТС, чем государство, таможенным органом которого данные товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Ввоз шифровальных средств и радиоэлектронных устройств
В качестве основных изменений, имеющих отношение к товарам, ввозимым телекоммуникационными компаниями, можно отметить правила соблюдения ограничений, установленных на ввоз шифровальных средств, радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧУ).
С 1 января 2010 г. номенклатура оборудования, подлежащего контролю ввоза шифровальных средств, существенно расширена. Например, в перечень включены:
- имеющие криптографическую функцию принтеры, копировальные и факсимильные аппараты из товарных подсубпозиций товарной позиции 8443 31, товарных подсубпозиций 8443 32 100 9, 8443 32 200 0 и 8443 99 100 9 ЕТН ВЭД;
- имеющие криптографическую функцию абонентские устройства связи из товарных подсубпозиций 8517 11 000 0, 8517 12 000 0, 8517 18 000 0 ЕТН ВЭД;
- имеющие криптографическую функцию телевизионные приемники и аппаратура доступа в сеть Интернет из товарных подсубпозиций товарной субпозиции 8517 62 000, товарных подсубпозиций 8528 71 300 0, 8529 90 650 0, 8529 90 970 0 ЕТН ВЭД и др.
Устройства и оборудование, для ввоза которых ранее лицензия не требовалась (согласно пункту 1 Положения о лицензировании деятельности по распространению шифровальных – криптографических - средств, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 957), а лишь иногда необходимо было получить «отказное письмо» Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России, теперь подлежат обязательной процедуре нотификации.
В качестве положительного момента стоит, правда, отметить, что в отличие от «отказных писем», выдававшихся конкретной организации, зарегистрированная нотификация позволяет перемещать соответствующие шифровальные средства через таможенную границу ТС любым лицам, в любых количествах, без повторных обращений в согласующие органы государств-участников ТС и без оформления иных разрешительных документов.
В случае, если целью перемещения оборудования, содержащего шифровальные средства, через таможенную границу является его ремонт или замена в соответствии с обязательствами по договору (контракту, соглашению), или оно перемещаетс для собственных нужд организации, то достаточно получить заключение Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России (т. е. лицензия на ввоз в этом случае не требуется).
В остальных же случаях на ввоз и вывоз оборудования, содержащего шифровальные средства, должна быть получена лицензия, которую выдает Минпромторг России на основании заключения Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России. Условием выдачи заключения о возможности ввоза партии шифровальных средств является наличие у заинтересованного импортера лицензии на деятельность с шифровальными средствами на территории Российской Федерации.
Следует отметить, что Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 № 434 процедура получения заключения упрощена. Во-первых, теперь при подаче в Центр ФСБ России заявления о его выдаче участник ВЭД не обязан указывать количество шифровальных средств, предполагаемых к ввозу/вывозу. При этом заключение на конкретное шифровальное средство выдается однократно, что дает возможность получать разовые лицензии Минпромторга России (предельный срок их действия – год) на ввоз/вывоз шифровального средства определенной модели на основании одного и того же заключения, без повторных, ежегодных обращений в Центр.
Во-вторых, по новым правилам участник ВЭД не обязан раскрывать Центру ФСБ исходные коды шифрования, используемые в предполагаемом к ввозу/вывозу устройстве. Мы понимаем, что данные изменения являются очень важными для компаний, занимающихся внешнеторговыми операциями с шифровальными средствами, поскольку исходные коды (алгоритмы) шифрования могут представлять коммерческую информацию, раскрытие которой чревато утратой бизнеса.
В-третьих, в соответствии с новой редакцией Положения общий срок получения лицензии Минпромторга России с учетом возможного проведения научно-технической экспертизы шифровального средства не должен превышать 90 дней со дня регистрации обращения о выдаче заключения. Тем самым установлены четкие сроки, когда участник ВЭД может точно рассчитывать на получение лицензии.
Самым негативным изменением в порядке ввоза РЭС и ВЧУ является введение обязанности по получению лицензии на ввоз. Поскольку до 1 января 2010 г. на ввоз РЭС и ВЧУ лицензии не требовалось, у территориальных подразделений Минпромторга России отсутствовал опыт по их выдаче, что на первоначальном этапе повлекло за собой существенные задержки в совершении таможенных операций.
Исключением из требования по получению лицензии на ввоз является, в частности, обратный ввоз РЭС и ВЧУ, временно вывезенных с территории Таможенного союза. На практике таможенные органы рассматривают под этим также ввоз отремонтированного радиоэлектронного оборудования, которое было вывезено в таможенном режиме, т. е. переработка осуществлялась вне таможенной территории. Однако, если в рамках сервисного обслуживания произошла замена неисправного оборудования на исправное с идентичными радиоэлектронными характеристиками, применить указанное исключение, по мнению таможенных органов и Минпромторга России, нельзя, поскольку в отличие от правил ввоза шифровальных средств такая замена не предусмотрена ни решением Межгоссовета ЕврАзЭс, ни решением Комиссии Таможенного союза.
С нашей точки зрения, данный аргумент является формальным, и такой подход не соответствует смыслу установления ограничений на ввоз РЭС и ВЧУ.
Вопросы таможенной оценки оборудования, содержащего ПО
По-прежнему актуальными остаются вопросы определения таможенной стоимости телекоммуникационного оборудования. Зачастую компания не заинтересована использовать в полном объеме его технические возможности. Так, например, технические характеристики оборудования позволяют обслуживать 2000 абонентов. Однако на первоначальном этапе достаточно иметь возможность обслуживания 1000 пользователей. В этом случае, ограничив возможность использования оборудования определенным числом пользователей за счет соответствующего программного обеспечения (ПО), некоторые поставщики готовы снизить его стоимость. Однако в случае необходимости увеличить их число компания должна доплатить поставщику определенную сумму (которая фактически имеет природу лицензионного платежа), чтобы он предоставил код (на отдельном материальном носителе или по сети Интернет) для расширения возможности использования ПО.
Кроме того, часто поставщики несут обязанность по обслуживанию и обеспечению технической поддержки ПО, встроенного в оборудование, включая обновление и предоставление следующих его версий (update и upgrade). При этом стоимость таких услуг, как update в большинстве случаев включается в цену поставляемого оборудования, в то время как за предоставление следующих версий ПО взимается дополнительная плата.
Влияют ли указанные обстоятельства на таможенную стоимость ввозимого оборудования?
В соответствии со ст. 4 Соглашения между правительствами Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана от 25.01.2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» основным методом определения таможенной стоимости товаров считается метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (Метод 1). При этом таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию ТС, является стоимость сделки с ними, т. е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате при их продаже для вывоза, увеличенная на сумму дополнительных компонентов, предусмотренных законодательством, если они не включены в цену товаров.
Применение Метода 1 позволяет определить точный размер таможенной стоимости и, соответственно, точную сумму таможенных платежей, подлежащих уплате. Применение любого из последующих методов на практике обычно приводит к увеличению того и другого.
Возможность применения Метода 1 для определения таможенной стоимости товаров обусловлена соблюдением, в частности, следующих условий:
- отсутствие ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами (Условие 1);
- продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену не может быть количественно определено (Условие 2);
- никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу («последующий доход»), кроме случаев, когда могут быть произведены дополнительные начисления (Условие 3).
Ограничение права покупателя на использование всех технических возможностей встроенного ПО и оборудования в полном объеме может рассматриваться таможенными органами в качестве факта, свидетельствующего о несоблюдении Условия 1. Таким образом, таможенные органы могут скорректировать заявленную таможенную стоимость такого оборудования, пропорционально увеличив ее на стоимость прав на невостребованную часть ПО.
Таможенные органы также могут отказать в принятии заявленной таможенной стоимости оборудования в связи с несоблюдением Условия 2, утверждая, что цена товаров определена с учетом того, что покупатель в процессе эксплуатации оборудования на периодической основе будет дополнительно оплачивать обновление и предоставление следующих версий (update и upgrade) программного обеспечения. В частности, таможенные органы могут сделать вывод, что цена оборудования с первоначальной версией ПО была снижена иностранным поставщиком в связи с тем, что в дальнейшем покупатель будет дополнительно оплачивать его модернизацию.
Плата за расширение прав на использование ПО, а также его обновление или модернизацию может рассматриваться в качестве «последующего дохода» или лицензионных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, которые подлежат включению в таможенную стоимость ввозимых товаров при соблюдении условий, установленных законодательством.
Таким образом, при наличии возможности расширения прав на использование оборудования, принятии поставщиком обязательств по обновлению и модернизации ПО, а покупателем - по оплате таких услуг вероятность включения в таможенную стоимость оборудования соответствующих дополнительных платежей - высока, а дополнительные таможенные платежи могут достигать существенных размеров. Окончательную оценку данного риска можно сделать только после полного анализа обстоятельств конкретной сделки.