Разговоры об объединении двух высших судебных инстанций страны – Верховного Суда (ВС) РФ и Высшего Арбитражного Суда (ВАС) РФ – переросли в официальный документ. Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о поправке к Конституции РФ. Из Основного закона вычищены все упоминания об арбитражном суде, арбитражном процессе. Суть конституционной поправки – упразднение ВАС РФ и унификация судопроизводства. За три месяца, прошедших с того момента, как Владимир Путин заявил о необходимости объединения ВС РФ и ВАС РФ, до непосредственно внесения законопроекта на рассмотрение Госдумы ясности в причинах реформирования судебной системы так и не прибавилось. Более того, по словам ведущего юриста компании «Пепеляев Групп», кандидата юридических наук Константина Сасова, такому законодательному решению не предшествовали какие-либо публичные исследования, научно-практические дискуссии и статистические данные. «В отечественных СМИ широко не освещались дела граждан, пострадавших от отказа в судебной защите из-за спора о подведомственности. Судебная статистика таких дел отсутствует. Юридической общественности не известны решения Европейского суда по правам человека по делам против Российской Федерации, возникшим в связи с отсутствием в нашей стране единого суда с едиными правилами производства. В решениях Конституционного Суда не обозначена проблема отсутствия единства в практике применении норм права Верховным и Высшим Арбитражным Судом. Если даже такие факты и устанавливались, то они не служили основанием для признания норм федеральных законов неконституционными: Конституционный Суд самостоятельно снимал такой конфликт». По мнению эксперта, все доводы авторов поправок, вносимых в Конституцию страны, о необходимости объединения судов беспочвенны. Кроме того, рассматриваемый в Госдуме законопроект не отвечает и на многие другие вопросы: «Концепция обновленной структуры Верховного Суда не указана, судьба арбитражных судов всех трех инстанций, их сотрудников, судей не известна. Из статьи 71 Конституции изъято деление процессуального законодательства на гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и арбитражно-процессуальное. Означает ли это, что в итоге планируется некий универсальный гражданско-уголовно-арбитражный процессуальный кодекс? Если стоит задача исключить споры о подсудности между системой арбитражных судов и судов общей юрисдикции, то значит ли это, что полномочия судов арбитражных и общей юрисдикции станут универсальными? Не означает ли это, что под видом объединения высших судов (путем ликвидации одного из них без правопреемства) происходит ликвидация всей арбитражной судебной системы? Законопроект не дает ответов на эти вопросы». «Плюсов у объединения высших судов я не вижу, поскольку все цели реорганизации надуманы и неактуальны, – говорит Константин Сасов. – Минусов же предвидится много».