Загрузка...
30.11.2010
5 мин. на чтение

Союзные правила таможенной оценки

С формированием Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, система нормативного регулирования вопросов таможенной оценки существенно усложнилась. Согласно пункту 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. В качестве указанного выше международного договора, устанавливающего методологию определения таможенной стоимости ввозимых товаров, выступает Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008. ТК ТС регулирует лишь процедурные вопросы определения таможенной стоимости, т.е. в каких случаях, при наступлении каких обстоятельств и кто обязан или вправе определить таможенную стоимость ввозимых товаров. Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 конкретизированы правила декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров. Статьей 112 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» уточнены случаи принятия таможенными органами решений о корректировке таможенной стоимости без проведения дополнительной проверки.

Так, с учетом п. 4 ст. 64 ТК ТС методология определения таможенной стоимости, установленная упомянутым Соглашением, может применяться только к коммерческим поставкам товаров.Правила определения таможенной стоимости товаров, ввозимых физическими лицами для личных целей, определены в ст. 361 ТК ТС.

В соответствии с п. 2 ст. 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу Таможенного союза и такие товары впервые после ее пересечения помещаются под таможенную процедуру (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита). При изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы. Согласно указанной норме ТК ТС исключения из приведенного правила могут быть установлены только таможенным законодательством Таможенного союза, состав которого определен в п. 1ст. 3 ТК ТС (т.е. сам ТК ТС, международные договоры государств - членов Таможенного союза и решения Комиссии Таможенного союза). Как и в Таможенного кодекса РФ (ТК РФ), такие исключения предусмотрены применительно к случаям определения таможенной стоимости незаконно ввезенных товаров (п. 6 ст. 81, п. 4 ст. 161, п.4 ст. 166, п.4 ст. 172 ТК ТС), при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления после их хранения на таможенном складе (ст. 238 ТК ТС), в отношении отходов, образовавшихся в результате переработки иностранных товаров (п. 2 ст. 246, п. 2 ст. 271 ТК ТС). Однако предусмотренная пунктом 2 ст. 214 ТК РФ возможность уменьшения таможенной стоимости временно ввезенных товаров, в связи с их естественным износом или естественной убылью при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации), а также в связи с порчей товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы, не нашла отражение ни в ТК ТС, ни в иных актах. Вместе с тем, следует отметить, что согласно последнему предложению пункта 2 ст. 1 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008 такие исключения могут быть предусмотрены также и законодательством государства-члена Таможенного союза.

В качестве процедурной новеллы определения таможенной стоимости ввозимых товаров следует отметить положения пункта 5 ст. 64 ТК ТС. Согласно указанной норме, если при таможенном декларировании товаров точная величина их таможенной стоимости не может быть определена в связи с отсутствием документов, подтверждающих точные сведения, необходимые для ее расчета (например, сумма лицензионных платежей, рассчитываемая как определенный процент от продажи, проката или иного использования ввезенных товаров), допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров. В этом случае допускается ее заявление на основе имеющихся у декларанта документов и сведений и исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов исходя из заявленной таможенной стоимости. Случаи применения данной нормы, а также порядок декларирования и контроля таможенной стоимости, особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов для таких случаев должны быть установлены решением Комиссии Таможенного союза (на момент подготовки комментария такое решение не было издано). При этом в соответствии с п. 3 ст. 151 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в случае отложения определения точной величины таможенной стоимости, пени не подлежат начислению и уплате.

Переходя к изменениям, которые произошли в методологии определения таможенной стоимости, в первую очередь следует отметить, что в отличие от статьи 12 Закона РФ «О таможенном тарифе» пункт 3 ст.1 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008, содержит прямое указание на применение принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) Всемирной Торговой Организации, к которой Россия пока не присоединилась. Это позволяет еще более конкретизировать и приблизить не только законодательное регулирование, но и правоприменительную практику в России к международным стандартам. Приведение российских правил таможенной оценки в соответствие с Соглашением о применении статьи VII ГАТТ/ВТО, включая примечания к статьям, стало лейтмотивом практически всех изменений, внесенных в правила определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Исходя из этой задачи, в Соглашении об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008, в частности, уточнены формулировка понятия «стоимость сделки», вопросы взаимосвязанности сторон сделки и ее влияния на ее стоимость, включения вознаграждения посредников, расходов по страхованию, лицензионных платежей в таможенную стоимость и др.

Вместе с тем, не со всеми внесенными изменениями можно согласиться. Так, пункт 1 ст. 4 указанного выше Соглашения  предусматривает, что стоимости сделки может быть взята за основу при определении таможенной стоимости ввозимых товаров при соблюдении не всех условий, перечисленных в данной норме, а «любого» из них. Их этого следует, что для применения Метода 1 достаточно соблюдения одного из условий (например, отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами), тогда как другие могут не соблюдаться. Представляется, что данный подход не соответствует не только принципам, но и положениям ГАТТ/ВТО.

Alexander Kosov
PhD in Law
Head of Practice Group for Customs and Foreign Trade Regulation


Вас также может заинтересовать

skill

24.06.2021

Нерешенные вопросы корпоративного права - что мешает бизнесу? "Потерянные" акционеры, золотые акции

В этом ролике Илья Болотнов - партнер и руководитель корпоративной практики «Пепеляев Групп», расскажет какие нерешенные вопросы корпоративного права мешают российскому б...

Смотреть

06.02.2023

Россияне с фальшивыми рецептами атаковали аптеки

Листочек бумаги с названием препарата без даты, подписи и печати врача — это то, с чем сегодня пациенты чаще всего приходят...

03.02.2023

Эксперты обсудили изменения в трудовом законодательстве на встрече клуба работодателей Петербурга

В 2023 году вступил в силу ряд изменений в трудовом законодательстве: требования к правилам и инструкциям по охране труда,...

03.02.2023

Уроки обжалования от Конституционного Суда РФ – комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 31 января 2023 г. N 5-П

Уроки обжалования от Конституционного Суда РФ. Комментарий руководителя представительства «Пепеляев Групп» в Республике ...

02.02.2023

Зелёные риски: контроль за экологическими нормами ужесточится

«2022 год обошёлся без громких экологических катастроф, но количество судебных дел о возмещении вреда природе продолжает...

X

25 антикризисных задач

которые мы можем решить
вместе с вами


Узнать