Российские юридические вузы выпускают более 600 000 юристов в год – это примерно 11% от всех выпускников. Но кто из тех, у кого в дипломе стоит квалификация «юрист», может похвастаться действительно глубокими познаниями права? Качество образования и дисбаланс в соотношении теории и практики – не единственные, но наиболее частые претензии специалистов к юробразованию. Право.ru выяснило у юристов и преподавателей юридических вузов, что они думают о заочном образовании, магистерских программах и "затеоритезированности" вузов. Стандарт, предусматривающий, что студентов-юристов будут обучать только очно, уже подготовлен – во всяком случае, об этом заявил глава департамента госполитики в сфере образования министерства Александр Соболев. И хотя в ФПА с необходимостью перевода юристов на очное обучение категорически не согласны, инициативу по-прежнему обсуждают. Это не первая попытка улучшить качество образования через сокращение вузов и программ: в прошлом году министерство уже предлагало убрать преподавание юриспруденции из филиалов вузов, оставив его только в опорных университетах.
Если убирать филиалы из регионов, можно убить очень сильных игроков." Хотя вопрос качества преподавательского состава в филиалах вузов стоит остро: "Кто придёт работать в этот филиал. Если могут послать профессора или аспиранта, то скорее всего туда поедет аспирант," – замечает Сергей Пепеляев, управляющий партнёр юридической фирмы "Пепеляев Групп". "Современная тенденция во всем мире – развитие дистанционного образования. У нас полно юристов, которые учатся дистанционно, ездят на сессии, я не думаю, что запрещать заочное образование было бы правильно, полагает Сергей Пепеляев. Другое дело, что юрист – это не только образование, но и воспитание, говорит Пепеляев и замечает: "Хотя сам я, конечно, счастлив, что закончил юридический факультет МГУ очно". Бесспорно – качество образования зависит от человека, от того, насколько он умеет и хочет учиться, соглашаются юристы. Однако для работодателя то, какое именно образование получал выпускник, имеет значение. "Когда я смотрю на вопрос как работодатель – конечно, очная система заставляет учиться, меньше шансов, что студент-очник придёт, чего-то не зная. Хотя, конечно, это не более чем вопрос шансов," – признаётся Пепеляев.