Загрузка...
04.05.2012
4 мин. на чтение

Рейтинг для Путина

Предложения Агентства стратегических инициатив (АСИ) по улучшению делового климата до конца года превратятся в нормативные акты. Вчера на заседании набсовета АСИ Путин поручил Минэкономразвития доработать подготовленные дорожные карты и «затвердить» их в постановлениях правительства или указах президента.

Карты разрабатывали 22 рабочие группы при АСИ, в которые вошли чиновники и представители бизнеса. На вчерашнем набсовете были представлены первые четыре проекта: по строительству, электроэнергетике, экспорту и таможне. В этих сферах бизнесу особенно тяжело в России, из-за этих проблем страна занимает 120-е место из 183-х в рейтинге Всемирного банка Doing Business. По условиям для трансграничной торговли Россия на 160-й строчке, для строительства – на 178-й, по доступности энергетической инфраструктуры – на последней. Путин потребовал провести реформы, чтобы Россия поднялась на 100 ступеней.

Изменения в сфере таможни должны к 2020 г. поднять Россию на 141-ю строчку в рейтинге по условиям для внешней торговли: количество необходимых документов и затраты предпринимателей предполагается сократить вдвое, прохождение таможенного контроля будет занимать не более двух часов, все процедуры – семь дней. Предприниматели предложили изменить саму модель регулирования: сейчас груз простаивает на таможне, покуда не будут собраны все документы и внесены платежи. Все это можно делать и после выпуска груза, если поставщик предоставит банковскую гарантию, договор поручительства или денежный залог. ФТС возражает против таких реформ, остались разногласия, констатировал Путин, встав на сторону бизнеса: «В этом смысле я скорее соглашусь с предпринимателями».

Премьер поддержал новую модель таможенного администрирования, до этого речь обычно шла о точечных изменениях, говорит партнер «Пепеляев групп» Галина Баландина. Сейчас практически невозможно предсказать, сколько груз пробудет на таможне, констатирует советник DLA Piper Марина Лякишева. Чем быстрее удастся пройти таможенные процедуры, тем лучше для бизнеса, замечает предправления Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, тем более – для импортеров мяса: меньше рисков, что продукция испортится. Доля таможенных платежей в стоимости импортных автомобилей может доходить до 30%, знает гендиректор Auto-Dealer.ru Олег Дацкив, пока партия простаивает, у компаний замораживаются огромные средства. С гарантиями могут возникнуть проблемы, предупреждает менеджер компании-брокера «Кюне + Нагель» Константин Назарбеков: количество банков ограничено, а их лимиты зачастую исчерпаны уже сейчас. Бюрократические препоны при досмотре и декларировании – вот с чем нужно бороться, считает он.

Помимо концептуальных изменений Путин предложил и конкретные меры, касающиеся рынка таможенного оформления и его участников. Сейчас ГУПы и их структуры «обслуживают либо собственные интересы чисто коммерческого характера, либо интересы своих материнских административных структур, и далеко не всегда это соответствует интересам экономики в целом», заметил он: «[Мы] предпримем необходимые шаги либо по ликвидации ряда этих структур, либо по их приватизации».

Представитель ФТС не смог прокомментировать итоги рассмотрения дорожной карты. Единственный ФГУП при ФТС – «Ростэк», говорит его представитель, предприятию уже 20 лет, оно создавалось для обустройства таможни, но затем обросло другими функциями. Сейчас «Ростэк» – холдинг, включающий 13 филиалов и 35 ЗАО и ООО, сказано на сайте ФГУПа. «Дочки» «Ростэка» – это либо таможенные представители (брокеры), либо владельцы складов, объясняет Баландина, доля ФГУПа на общероссийском рынке невелика, но во многих регионах «Ростэк» практически выдавливает с рынка частные компании. Например, по данным Южного таможенного управления, в Южном федеральном округе на долю «Ростэка» в 2011 г. пришлось 32% всех деклараций, оформленных через брокера. «Ростэк» доминирует в Брянске, Смоленске, на Северо-Западе, Кубани, Дальнем Востоке, Урале, перечисляет Баландина. Во многих регионах нет никакой инфраструктуры таможенных представителей или складов, кроме «Ростэка», замечает Назарбеков, разговоры о его приватизации или ликвидации ведутся давно. Непонятно, какова задача ФГУПа, который работает на конкурентном рынке, говорит заместитель гендиректора «Зеленого коридора» Андрей Макогон.

Значительный прорыв ожидается и в строительстве – подъем в рейтинге на 144 позиции. Количество разрешительных процедур сократится с 51 до 11, время – с 423 до 56 дней, а затраты – со 184 до 101% от валового национального дохода на душу населения. Произойдет это благодаря переходу на уведомительный порядок начала строительства: застройщик представит права на земельный участок, документы территориального планирования и положительное заключение экспертизы на проектную документацию, и через 30 дней можно будет начать стройку. Уже с 2013 г. уведомительный порядок можно ввести в промышленных зонах, а затем распространить на жилищное строительство, предложил Путин.

Масштабных успехов ждет Путин и в сфере энергетики – Россия должна подняться в рейтинге на 163 строчки. Затраты на присоединение к сетям должны сократиться в 74 раза (сейчас – 1852% от среднедушевого дохода), сроки – в семь раз (40 дней вместо 281). По данным ФАС, неприсоединение к сетям – одно из самых распространенных нарушений антимонопольного законодательства в энергетике. Сейчас сетевики говорят, что подключения нужно ждать не меньше двух лет, а если договариваться, взятка – от 10 до 100% суммы подключения, она достигает 10 млн руб., рассказывал сотрудник московской строительной компании.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

04.06.2024

Подкаст: Вина в антимонопольных спорах

Айдар Султанов, руководитель представительства "Пепеляев групп" в Республике Татарстан рассказывает в подкасте о специфике у антимонопольных споров, процеду...

Смотреть

22.05.2024

28 мая во Владивостоке пройдёт бесплатная конференция по внешнеэкономической деятельности для предпринимателей

Юридическая компания «Пепеляев Групп» и Долинск Банк проведут конференцию «Актуальные вопросы ВЭД. Специфика дальневосточных...

26.02.2024

ФТС массово проверяет импортеров на предмет занижения цены с помощью дивидендов

Таможенные органы начали кампанию по проверке импортеров на предмет занижения цены ввезенных товаров на сумму выплаченных...

07.02.2024

Загадка для договора комиссии. Кому положен вычет при импорте из ЕАЭС

Статью 151 НК дополнили пунктом 4, который обязал платить НДС комиссионера (агента, поверенного) при ввозе товара в Россию...

15.01.2024

Золотое сечение госграницы. Как граждане могут вывозить драгметалл из России

Как выяснил “Ъ”, текущие правила вывоза гражданами из страны золота, который хочет ограничить Минфин, неоднозначны и запутанны....